Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем
Цель: развивать внимание, сообразительность и наблюдательность, умение соотнести слово и действие.
Описание игры: выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит:
— Здравствуйте, дети!
Где вы были,
Что видели?
Дети хором отвечают:
— Где мы были — мы не скажем,
А что делали — покажем.
Если водящий верно назвал выполняемое действие, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит. В игре используются всевозможные движения по уходу за телом: имитация мытья головы, натирания тела мочалкой, принятия душа, умывания лица и рук, чистки зубов, расчесывания волос и т.д.
Говорит гусь Коле
Цели: активизировать в речи детей предметный словарь по теме; имитировать движения животных, перечисленных в декламируемом тексте, издавать характерные для них звуки.
Описание игры: выбрать пятерых детей, распределить между ними роли. Воспитатель читает текст, а дети изображают соответствующих персонажей и издают звукоподражания.
Говорит гусь Коле:
— Пошел бы ты умылся, что ли.
Говорит Коле утка:
— Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:
— Дай полижу тебя немножко..
А свинья от смеха давится:
— Мне мальчик этот нравится.
Усложнения:
— Выучить с детьми текст, затем они самостоятельно разыгрывают диалог.
— Подобрать слова-определения Коли (грязный, неумытый, чумазый, неопрятный...).
— После разыгрывания диалога предложить детям быть внимательными и называть слово, противоположное по значению произносимому воспитателем, при этом постепенно набирать темп: чистый — грязный, грязный — чистый, грязный — чистый, грязный — чистый, чистый — грязный и т.д.
Подбери нужное слово
Цель: закончить предложение, точно подбирая слово, необходимое по содержанию и в нужной грамматической форме (существительное в тв. п. ед. ч.).
Описание игры: воспитатель начинает фразу, а детям предлагает закончить ее, подобрав соответствующее слово:
Толя намылил руки... чем? (мылом).
Толя вымыл голову... чем? (шампунем).
Толя смыл мыльную пену... чем? (водой).
Толя вытер руки... чем? (полотенцем).
Толя расчесал волосы... чем? (расческой).
Толя почистил зубы... чем? (зубной щеткой, зубной пастой).
Толя постриг ногти... чем? (ножницами).
Толя освежил себя... чем? (туалетной водой, одеколоном).
Толя вытер нос... чем? (носовым платком).
Толя, принимая душ, натер тело... чем? (губкой, мочалкой).
Толя смазал руки... чем? (детским кремом).
И т.д.
Усложнение: кто правильно и быстрее всех подбирает нужное слово, получает фант. Выигрывает тот, кто больше их наберет. Выигравшим вручаются призы (самодельные игрушки, поделки, рисунки по данной теме).
Письмо-шутка от Мойдодыра
Цели: закрепить знания о назначении предметов туалета; активно пользоваться в речи существительными в тв. п. ед. ч.
Описание игры: воспитатель сообщает, что от Мойдодыра пришло необычное письмо-шутка. Вскрывает конверт и зачитывает предложения — дети исправляют ошибки.
Полотенцем моют руки.
Расческой вытираются.
Зубной щеткой намыливают тело.
Мылом причесываются.
И т.д.
Зачем нужно?
Цели: активизировать в речи детей глагольный словарь по теме; закрепить знания о назначении предметов туалета.
Описание игры: педагог раскладывает на столе реальные пред-Меты туалета (или картинки) — мыльницу, мыло, полотенце, зубную Щетку, зубную пасту, мочалку, губку, зеркало, расческу, гребешок, одеколон и т.д. Показывает по одному предмету и спрашивает Детей: «Что это?» — «Мыло». — «Таня, зачем нужно мыло?» — «Мыть руки». — «А что еще можно намыливать мылом?» — «Губку, Мочалку, щеточку для рук, носовой платок...»
Так же про все остальные предметы: педагог обращается то ко всей группе играющих, то к одному из них; следит, чтобы дети четко представляли назначение предметов туалета.