Значение пересказа в формировании монологической речи
1.Качественное и количественное обогащение словарно
го запаса.
2. Практика употребления обогащенной лексики в актив
ной речи.
3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.
4. Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения, развитие
планирующей функции речи.
5. Развитие способности к речевому самоконтролю.
6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.
7. Усвоение некоторых художественных приемов и
средств русского литературного языка и языка устного народного творчества.
8. Параллельно и одновременно с речевыми процессами
совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания,
памяти и мышления, особенно логического.
9. Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.
При составлении различных по сложности рассказов в различной степени усиливается удельный вес, роль и значение самостоятельного моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка в связи с отсутствием готовых авторских форм.
Все это требует, с одной стороны, более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, и прежде всего, сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.
С другой стороны, составление рассказов не только поднимает планку речевого развития, но и способствует совершенствованию познавательных процессов вообще, развитию логического мышления особенно, т.е. имеет место интенсивное проявление II основной функции речи, а именно: выражение, образование и развитие мыслей, в конечном счете - значительное совпадение, слияние процессов мышления и речи.
По характеру литературного жанра рассказы бывают описательные, повествовательные и рассказы-рассуждения (последние относятся к публицистике и не являются предметом изучения и обучения дошкольников).
Работа по составлению повествовательных и описательных рассказов имеет свои отличительные особенности, вытекающие из особенностей жанра.
Рассмотрим и сопоставим характерные черты, свойственные повествованию и описанию, различающие эти рассказы.
Повествовательный рассказ Описательный рассказ
а) имеет сюжет и фабулу; а) не имеет сюжета и фабулы;
б) передает события в определен- б) отсутствие временной последо-
ной временной последователь- вательности - отношения одно-
ности; временности;
в) примерная структура рассказа: в) примерная структура рассказа:
начало(экспозиция) — знаком- названиепредмета или явле-
ство с героями, обстановкой; ния, описываемого в рассказе;
завязка — с чего начинается по- характерные признаки предме-
вествование, события, где и ког- та или явления (внешние и внут-
да происходят события рассказа; ренние);
развитие действия — изложение назначениепредмета или явле-
последовательности событий, ния и как с ним взаимодейство-
эпизодов...; вать;
кульминация - момент наивыс- какую приносит пользу;
шего напряжения; отношениек данному предмету
окончание - развязка, итог по- или явлению;
вествования;
г) структура плана, вытекающая г) структура плана, вытекающая
из структуры рассказа: из структуры рассказа:
О ком этот рассказ? Кто это или что это?
Когда происходит действие в Характерные признаки предме-
рассказе? та или явления.
Где оно происходит? Внешний вид (форма, цвет, раз-
Что делают герои (что с ними мер, материал...).
происходит?)? Назначение (где используется,
Отношение к происходящим со- какую приносит пользу...).
бытиям (действиям); Отношение к описываемому;
д) речь менее эмоциональная, бо- д) речь более образная, с большим
лее простая, с преобладанием количеством признаков предме-
существительных и глаголов; тов (прилагательных) и призна
ков действий (наречий);
е) более легкий как для восприя- е) значительно труднее для состав-
тия, так и для составления, чем ления, чем повествовательный,
описательный рассказ.
По ведущему виду познавательной деятельности, преобладающему психическому процессу в работе по составлениюрассказа различают рассказы трех видов: рассказы по восприятию, по представлению, по воображению.
Рассказы по восприятию
Данный вид рассказов, в качестве обучающих, имеет большое преимущество по сравнению с рассказами по представлению и воображению, так как рассказы по восприятию значительно легче благодаря непосредственному зрительному восприятию опоры.
По степени сложности наглядной опоры рассказы по восприятию подразделяются следующим образом:
1) повествовательные рассказы по серии сюжетных
картинок (составление рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, обязательно включает и логические упражнения, манипуляции с картинками:
а) расстановку их в логической, временной последовательности,
б) восстановление специально пропущенного звена;
в) придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии и т.д.);
2) повествовательные рассказы по сюжетной картинке (лексико-грамматические упражнения по сюжет
ной картинке также сочетаются с логическими упражнениями, придумыванием предшествующей или
завершающей картинки, дополнением рассматриваемой сюжетной картинки предметными картинками
или символами);
3) описательные рассказы по предметным картинкам
или предметам опираются на наглядность: большое
внимание уделяется рассматриванию, выделению
качеств, признаков, деталей, особенностей строения,
материала, цвета и т.д.);
4) описательные рассказы по несложным пейзажным картинам возможны на завершающем этапе формирования монологической речи.
Примерный план составления описательного рассказа по непосредственному восприятию
(фрагмент занятия в подготовительной группе)
Описание дятла по предметной картинке.
I. Подготовительная работа.
1. Припоминание зимующих птиц.
2. Отгадывание зимующей птицы по схеме оо оо о.
К 3 К С
3. Повторение рассказа М. Пришвина «Дятел»:
а) пересказ по цепочке,
б) краткая беседа по содержанию рассказа.
Предполагаемые (планируемые) репродуктивные и поисковые вопросы детей:
Кто написал рассказ «Дятел»?
Куда летел дятел?
Что он нес в мастерскую?
Как он нес шишку?
Куда сел дятел?
Что было у дятла на березе?
Где была мастерская у дятла?
Какое горе у дятла?
Что придумал умный дятел?
Какую пользу приносит дятел?
Проблемные вопросы логопеда:
Почему дятлу некуда было деть принесенную шишку? Почему дятел не мог сбросить старую шишку? Почему дятла считают (называют) умной птицей? Почему о дятле говорят, что он очень трудолюбивый?
Почему дятла называют лесным доктором?
4. Лексико-грамматические упражнения:
«Назови признаки дятла» (лесной, пестрый, черный, умный, зимующий, маленький, трудолюбивый, полезный...).
«Назови действия дятла* (летит, бегает по стволу вверх, собирает и шелушит шишки, долбит ствол, стучит клювом, очищает лес от вредителей...).
«Скажи иначе* — подбор синонимов:
умный дятел - сообразительный, мудрый, изобретательный;
трудолюбивый - старательный, работящий, неутомимый;
придумал - сообразил, додумался, изобрел.
II. Рассматривание дятла на картинке.
Обратить внимание на внешний вид:
размер,
строение (туловище, крылья, короткий сильный хвост, особенности строения лапок, сильный крепкий клюв, хохолок на голове),
оперение,
окрас (головы, крыльев, спины, хвоста).
III. Составление плана описания дятла по аналогии с планом
описания журавля, запоминание и воспроизведение составленного плана.
Припоминание плана описания журавля (составлялся осенью, несколько месяцев назад).
План описания дятла составляется коллективно:
Где живет дятел?
Как зимует?
Чем питается?
Как добывает себе корм?
Повадки дятла, особенности его поведения.
Внешний вид: размер, строение, окрас оперения.
Какую приносит пользу?
IV. Составление описания дятла по плану коллективно с использованием помощи логопеда в форме начала фраз или
значимых слов.
Планируемый вариант текста составленного коллективно рассказа-описания дятла с выделением слов-подсказок, по которым дети составляют предложения.
Дятел живет в дремучих лесах. Он перелетает в дерева на дерево и очень редко опускается на землю.
Это зимующая птица. Он не боится зимних холодов и голода и поэтому не улетает осенью в жаркие страны.
Питается дятел насекомыми, их личинками, гусеницами, которых добывает из-под коры деревьев своим крепким и острым клювом. Ест он также орехи, семена из еловых и сосновых шишек.
Дятел - небольшая птица. Тело у него продолговатое с коротким м сильным хвостом. Лапы короткие и сильные с четырьмя пальцами (два вперед и два назад) и цепкими и острыми когтями. Крылья небольшие, короткие. Круглая голова с хохолком.
Оперенье у дятла красивое, пестрое. Часть головы, спинка, хвост и крылья черные. Сверху на голове красная шапочка. Щечки белые. На каждом крыле сверху большое овальное белое «зеркало», а внизу целый ряд маленьких белых «зеркалец». Грудка сверху белая, посередине желтая, а внизу красная.
Дятел очень умный и трудолюбивый. За один день он успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее ста деревьев.
Вот почему его называют лесным доктором.
V. Повторение составленного рассказа по цепочке 2-3 раза на занятии, а затем во II половине дня с воспитателями и рассказывание дома в кругу семьи.
Рассказы по представлению
(из личного опыта)
В основе этих рассказов лежит личный опыт детей, другими словами, предшествующие, прошлые восприятия.
Эти рассказы носят более произвольный характер, они менее четкие и стройные композиционно и очень зависят от
уровня и объема знаний ребенка об окружающей жизни, состояния и уровня развития памяти и мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности и личности ребенка.
Значение их неоценимо прежде всего для развития личности, формирования и совершенствования всех познавательных процессов, особенно долговременной памяти, и, конечно, мышления и связной речи.
Наиболее эффективным оказалось на практике их использование в индивидуальной работе с детьми или в занятиях с небольшими подгруппами (2-3 человека).
Объем рассказов по представлению небольшой: в основном это коротенькие рассказы-миниатюры.
Темы выше названных рассказов обычно личностные, адресные, взятые непосредственно из жизни конкретных детей, по следам событий в семье, в детском саду, во дворе...
Например: «Как мы лепили снеговика», «Мамин день рождения», «Вечер в нашей семье», «Прогулка с папой в зимний парк», «Как мы с братом ловили рыбу», «Интересная встреча» и т.д.
Пример плана индивидуально-подгруппового занятия (с 2-мя детьми) по составлению рассказа из личного опыта (по представлению).
«Веселое зимнее развлечение»
Оборудование: сюжетная многофигурная картинка «Зимние развлечения».
Предварительная работа (проводится как до занятия, так и непосредственно на занятии):
Повторение примет зимы в природе. Припоминание (называние) знакомых зимних развлечений.
Повторение или знакомство с отрывками из стихов о зимних развлечениях И. 3. Сурикова «Детство», А. Блока «Снег да снег», «Ветхая избушка», С. Черного «Мчусь, как ветер, на коньках...».
Рассматривание сюжетной картины «Зимние развлечения» (придумывание названия картины, постановка вопросов по содержанию картины с помощью логопеда, перечисление зимних развлечений на картине). Составление повествовательного рассказа-миниатюры о своем собственном зимнем развлечении:
1. Логопед предлагает ребенку вспомнить свое самое интересное и веселое зимнее развлечение.
2. Вопросы логопеда:
Как называется это зимнее развлечение? Когда это было? Где?
С кем участвовал?
Какую картину мог бы ты нарисовать о твоем зимнем развлечении? Во что ты был(а) одет(а)?
3. Рассказ ребенка по предложенному логопедом плану.
I вариант плана:
Какое зимнее развлечение ты любишь больше всего?
Почему?
Какое спортивное оборудование есть у тебя?
Где ты принимал участие в этом развлечении?
С кем?
Когда это было?
Какое у тебя было настроение?
II вариант плана:
Твое любимое зимнее развлечение. Почему оно нравится тебе? Твое спортивное оборудование. Время и место развлечения. Участие друзей. Настроение (твое и друзей).
Итог. Припоминание (повторение) или заучивание отрывков из стихов русских поэтов о зимних развлечениях (на занятии и после занятия).
Рассказы по воображению (творческие рассказы)
Это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного и в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств, даже в какой-то степени на ростки творческого личного литературного дарования ребенка (и развивающие это дарование).
Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности.
Это может быть придумывание конца рассказа или сказки, составление рассказа (сказки) по аналогии, по предложенному (готовому) сюжету, по заданной теме.
Наиболее сложным в этом перечне является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальный и речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одаренности ребенка, его способности к «сочинительству».
Поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР наиболее приемлемым является придумывание конца готового, данного текста сказки или рассказа, а также составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.
Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого, справедливого и доброго конца являются русские народные сказки (например: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый
волк», «Как петушок лису перехитрил» и др.»), замечательные сказки, рассказы, басни русских писателей (например: «Серая шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Воробей» И.С. Тургенева, «Старик и яблоки» Л.Н. Толстого, «Лекарство» и «Сила и право» К.Д. Ушинского и др.).
Пример составления рассказа (сказки) по аналогии -фрагмент занятия по сказке К. Д. Ушинского «Бишка»
Оборудование:предметные картинки с изображением собаки, кошки, коровы, курицы.
I. Чтение (рассказывание) логопедом сказки (басни)
К.Д. Ушинского «Бишка».
-А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано/ Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. - Не моё, - говорит, - дело книжки читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточку ищу, поноску тащу, - будет с меня и этого.
II. Усвоение содержания- ответы на вопросы логопеда:
О чем попросили Бишку?
Что сделала Бишка?
Как ответила Бишка, когда ее попросили почитать книжку?
Припомните и повторите ответ Бишки? Какие свои полезные дела назвала Бишка? Чему учит нас эта сказка (басня)?
III. Повторное чтениетекста с установкой на запоминание. Пересказ по предложенному логопедом плану. Задание Бишке.
Отношение Бишки к чтению книжек. Рассказ Бишки о своих полезных делах. IV. Придумываниетакой же сказки о других домашних животных.
а) Выбор домашних животных для придумывания сказки по индивидуальной картинке (с помощью отгадывания загадок о кошке, корове, курице).
б) Придумывание выбранным животным кличек (кошка Мурка, корова Буренка, курица Пеструшка).
в) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (кошечка Мурочка, коровушка Буреночка, курочка Пеструшечка).
г) Закрепление представлений детей об этих домашних животных в игре «Кто что делает?» путем
подбора действий с последующим составлением
предложений с однородными сказуемыми.
кошка - мышей ловит, песенки поет, мурлычет, мяукает,
умывается, лакает молоко, лижет лапку; курица - яйца несет, цыплят выводит, зерно клюет, червяков ищет, траву щиплет, кудахчет, цыплят защищает... корова - кормит людей, дает молоко, сметану, творог, масло; пасется на лугу, мычит, сено жует, бодает...
д) Размышления и ответы на вопросы:
Что было бы, если бы мы попросили кошку (корову, курицу) почитать книжку?
Чтона это предложение ответила бы кошка (корова, курица)?
е) Составление плана сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пеструшке).
Задание Мурке (Буренке, Пеструшке), Отношение Мурки (Буренки, Пеструшки) к чтению книжки.
Рассказ Мурки (Буренки, Пеструшки) о своих полезных делах.
ж) Варианты сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пеструшке), придуманные детьми.
V. Итог занятия.Вывод делается с помощью логопеда: Каждый должен заниматься своим делом, которое он знает и хорошо умеет делать.
(Собака — сторожить дом и охотиться, кошка - ловить мышей, корова - давать молоко и кормить человека, курица - нести яйца, а учиться грамоте и читать книжки - это дело детей.)
Некоторые наиболее общие моменты в работе по обучению связной (монологической) речи
I. Систематические тесно связанные с темой высказывания
(сказки, басни, рассказа) речевые тренинги.
1. Обязательные лексические упражнения (подбор при
знаков и действий к предметам, синонимов и антонимов, родственных слов...), обогащающие активную
лексику.
2. Грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка (формо- и словообразование, восстановление деформированных
фраз и грамматических форм слов, составление раз
личных по сложности и типу предложений с разной
степенью самостоятельности детей...).
3. Постоянный фонетический контроль, сочетающихся по мере надобности с фонетическими упражнениями, особенно закрепляющими произношение слов сложной звуко-слоговой структуры.
4. Совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы,
использование в ответах разнообразных по типу и
сложности предложений, в том числе и сложноподчиненных с придаточными причины, цели, времени).
II.Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие
речевых и познавательных процессов, плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию тех и других.
III. Обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению:
1. Установление временной и логической связи событий
и явлений (беседа).
2. Составление плана (различные виды в зависимости
от содержания текста, его сложности и уровнясформированности связной речи).
3. Соотнесение плана с текстом в целом, отдельных пунктов плана со смысловыми частями текста.
4. Запоминание и воспроизведение плана рассказа деть
ми не только и не столько как средства развития памяти, сколько в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного связного высказывания и самоконтроля
за собственной речью.
IV. Непосредственное обучение рассказыванию (пересказу и составлению рассказов):
1. Широкое применение вариативности ответов на поставленные вопросы и особенно составленных детьми (и логопедом) предложений с целью их совершенствования, оттачивания, выбора наиболее удачных,
наиболее точных, а также для предупреждения механического запоминания, как профилактика зубрежки.
2. Объединение нескольких составленных предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
3. При необходимости использование в качестве зри
тельной опоры и вспомогательного средства для
удержания в памяти плана, контекста, сюжета рас
сказа (сказки и т.д.) серии сюжетных картинок,
предметных картинок, зрительных сигналов, пиктограмм, схем.
4. Оказание логопедом помощи детям в построении
фраз и целых законченных высказываний, в обогащении фразовой речи вообще и преодолении стереотипности в частности, а именно:
а) на начальном этапе обучения монологической речи широкое использование данного логопедом образца с обязательным последующим анализом, вычленением ключевых моментов, некоторых фраз, несущих важную смысловую нагрузку, отдельных ярких оборотов, выражений, слов с фиксацией внимания на последовательности высказывания, соответствующей последовательности событий, явлений;
б) по мере развития монологической речи происходит вытеснение, замена образца подсказкой логопеда в виде наиболее подходящего к контексту
опорного слова или опорных слов, удачной синтаксической конструкции, начала фразы;
в) помощь в конструировании сложных предложений, преобразовании и распространении различными способами простых предложений.
V. Особого внимания заслуживает четкое предварительное планирование занятий, предшествующей подготовительной работы и последующего закрепления, в частности тщательное, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса логопеда с учетом содержания, структуры, жанра пересказываемого или составляемого рассказа, законов и норм литературного языка и, что не менее важно, ожидаемых, предполагаемых, смоделированных логопедом ответов детей на его вопросы.
Послесловие
Все, изложенное в данном пособии, возможно, небесспорно. Это, с одной стороны, результат нескольких лет практической работы по формированию связной речи и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (и сопутствующей задержкой психического развития); с другой, - это всего лишь попытка как-то проанализировать и затем систематизировать собственную работу по обучению рассказыванию (пересказу и составлению рассказов) детей с речевыми нарушениями.
Есть еще один, третий аспект. Это ощущение тревоги за созданный многими поколениями и многими великими соотечественниками поистине великий язык, сегодня попираемый и опошляемый всеми, кому ни лень, это беспокойство
за внедрение телевидением, бульварной прессой, массовой культурой вместо великого русского языка эрзаца из русского и американского сленга. И это попытка хотя бы минимального участия в сохранении великого русского языка, совмещая коррекцию речевого дефекта у дошкольников с речевой патологией с приобщением этих детей к сокровищнице русской литературы и устного народного творчества, противопоставляя примитивному языковому эрзацу богатый, яркий, выразительный язык наших предков.
Использованная литература
1.Бородин А. М. Методика развития речи детей. -М.: Про
свещение, 1981.
2. Выгодский Л. С. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.
3. ГвоздевА. Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 1961.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. - М., 1984.
5. Глухое В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ,
1996.
6. ЕфименковаЛ.Н. Формирование речи у дошкольников.
- М.: Просвещение, 1985.
7. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками
речи. -М.: Просвещение, 1985.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной
речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима»,
«Весна»).-М.: Гном и Д, 2000-2001.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР.
(I, II, III периоды).- М.: Гном-Пресс, 1999.
11. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
12. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969.
13. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий
у детей в норме и патологии. - М.: Педагогика, 1978.
14. ЛурияА.Р. Основные проблемы нейролингвистики. -М.:
МГУ, 1975.
15. Мирова С. А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф. А. Сохина. - М., 1976.
17. Ушинский К. Д. О необходимости русские школы сделать
русскими / Педагогические соч. - М.: Педагогика, 1998.
-Т. 2.
18. Филичева Т. В., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Просвещение, 1985.
Статьи из журнала «Дефектология»
1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Развитие связной уст
ной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках. - 1987. - № 6.
2. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения
речевых высказываний детьми 7-8 лет с ЗПР с опорой
на сюжетные картинки. - 1982. - № 5.
3. Глухое В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с
ОНР.-1986.-№ 6.
4. Глухое В. П. Особенности обучения рассказыванию по
картинке детей дошкольного возраста с ОНР. - 1986. —
№3.