Формирование монологической речи

Обеспечение речевой практики и расширение средств общения ребенка достигается не только путем создания в межличностном общении ситуаций для диалогов, но и побуждением к монологической речи. Используется пробуждение интереса ребенка к окружающему, вырабатывается активное речевое поведение в ситуативном общении (сообщить важную новость, беседа о виденном и т.д.). При этом учитывается уровень общей ориентировки ребенка в окружающем и степень развития речевых возможностей, развитие контактности и потребности в общении.

Инициатива речевого общения должна постепенно переходить от логопеда к ребенку. Для аутичных детей, речь которых насыщена штампами и эхолалиями, характерно нарушение самой начальной стадии речевого общения: речевая инициатива, ее пусковой момент и постоянная инициативная канва речи, состоящая из плана или программы высказывания. Ребенок может успешно повторять cлова и короткие предложения, односложно отвечать, заимствуя слова из вопроса, но не может пересказать услышанное, составить элементарный описательный рассказ, так как восприятие ребенка не аналитическое, а целостное, без улавливания плана текста и его смысла.

Практика составления плана высказывания начинает формироваться в процессе оречевления действий ребенка при выполнении им обычной работы по дому (выкинуть мусор в ведро, полить цветок) или по самообслуживанию. Сначала ребенок слышит инструкцию, например отнести на кухню ложки, а затем отвечает на вопрос, что им было сделано, как он это сделал, какие у него возникли трудности при выполнении задания (уронил ложку, поднял ее и т.д.). Затем на смену этим занятиям приходят инсценировки на различные бытовые темы, составление вариантов предложений, заканчивание предложений.

В качестве плана более сложного высказывания используются серии сюжетных картинок, подстановочные картинки с изображением отдельных эпизодов или отдельных предметов. Ребенок раскладывает картинки в нужной последовательности, отвечает на вопросы по эпизодам, составляет рассказ по опорным словам. При формировании связной монологической речи закрепляется умение ребенка строить и отдельное предложение, и целостный текст. При составлении рассказа по сюжетной картинке очень помогает общий для подобных текстов алгоритм связного высказывания.

ПЛАН РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ

1. Описание общего действия, обозначение, когда и где оно происходит.

Например: Летом дети гуляли в лесу
Зимой ребята лепили во дворе снеговика.
Девочки в садике накрывают на стол.

2. Дать детям имена (если их не больше пяти) и описать действие каждого из них. Взрослых называть по профессии или родственным связям.

Например: Оля собирает кленовые листья.
Дима катает большой снежный ком.
Даша подает хлеб.

3. Завершается рассказ эмоциональной оценкой происходящего. Можно похвалить участников действия:

Как весело детям играть в парке!
Как дружно ребята играют!
Какие самостоятельные дети в этом садике!

Как можно оценить результат действия:

Какие красивые букеты получились у девочек!
Какой большой снеговик получился у мальчиков!
Какой вкусный будет обед!

Таким образом, выстраивается минимально необходимый рассказ. Его легко расширить за счет уточнения деталей на картинке.

Имеет свой алгоритм и описательный рассказ о животном.

ПЛАН ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.

1. Сообщение о том, где живет животное.

Например: Лев живет в Африке.
Лиса живет в лесу.

2. Описание внешности:

а) общая характеристика (размер или особенности поведения).

Например: Слон огромный, тяжелый.
Тигр большой, полосатый.
Зайчик маленький, пугливый.

б) описание частей тела:

голова (уши, нос, глаза, усы);
шерсть;
лапы, ноги;
хвост.

3. Чем питается.

Например: Слон ест траву и ветки.
Лев ест мясо.

Расширять рассказ можно за счет дополнительных сведений о животном. Слушая ребенка, напоминаем ему о необходимости заменять название животного местоимениями (он, она, у него, у нее и т. д.). Объясняем, что так рассказ лучше звучит.

Чтобы визуализировать план рассказа, существительные печатаются на карточках одного цвета, а прилагательные — другого. Ниже приводится примерный I зрительный план рассказа «Лев».

Глава 8

Наши рекомендации