Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Якова Алксниса.

Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Якова Алксниса — высшее учебное заведение в Риге с углублённым изучением инженерной авиации; действовало в период Латвийской ССР, после ликвидации которой в начале 1990-х прекратило своё существование. Училище имени советского военачальника, командарма Второго ранга Якова Ивановича Алксниса было основано в 1938 году вСССР. Его основание связано с открытием курсов подготовки сотрудников спецслужб при Высшем военно-морском авиационном училище в Ейске в этом же году. Эта событие впоследствии повлияло на трансформацию этого специализированного учебного заведения; в 1940 году ейское военное училище поменяло статус и превратилось Военно-морское авиационное училище специальных служб. Таким образом, будущее рижское высшее авиационное училище развилось из углублённых курсов для спецслужбистов. Также в 1940 году учебное заведение с новым названием было переведено в город Сортавала.

В связи с началом нацистской агрессии Военно-морское авиационное училище спецслужб эвакуируется в город Молотов (такое название тогда носил город Пермь). В экстренных условиях военного времени там же курсы спецслужб получили «вторую жизнь». В 1942 году в Молотове был создан отдел связи, который после Великой Отечественной войны был переформирован в Военно-морское авиационное училище связи. Также после войны учебное заведение поменяло место дислокации — оно было переведено в Новоград-Волынский.

Наконец, в 1953 году Военно-морское училище с авиационным уклоном перебазируется в Ригу, столицу Латвийской ССР, которая постепенно становилась одним из крупных индустриальных центров Советской Прибалтики, в которую по решениям различных ведомств постепенно переводились учебные заведения военно-технической ориентации. Например, в 1960 году из Рижского военного инженерно-авиационного училища имени Ленинского комсомола возник всесоюзно известный Рижский институт гражданской авиации (РКИИГА). Военно-морское училище располагалось в специально построенном и оснащённом помещении по адресу Улица Эзермалас, 2.

В 1957 году училище было передано в состав учебных заведений, находившихся в ведомстве ВВС, в связи с этиму последовало новое переименование: заведение стало называться Рижским военным авиационным радио-техническим училищем(РВАРТУ). В 1967 году была произведена реорганизация училища — оно приобрело статус Высшего военного училища (РВВИАУ). В этом же 1967 году ему было присвоено имя командующего ВВС СССР с 1931 года Якова Ивановича Алксниса. Окончательное название, сохранившееся до политических перипетий в Латвии начала-середины 90-х, было оформлено в 1973 году.

В училище имени Алксниса существовало три факультета очного обучения: факультет пилотируемых летательных аппаратов; факультет авиационного оборудования; факультет радиолокационного оборудования летательных аппаратов. Также в училище существовал один факультет заочного обучения. В общем образовательная деятельность в училище была направлена на подготовку инженеров, обслуживающих авиацию ВВС страны. Более пятидесяти процентов преподавателей обладали учёными степенями. В училище проводили современные исследования, связанные с проблемой совершенствования летательных аппаратов с инженерно-технической точки зрения. Ставились задачи повышения надёжности, живучести, эксплуатации и ремонтопригодности авиационной техники. Учебное заведение имени Якова Алксниса имело достаточно современную учебно-материальную базу. Официально училище взяло шефство над 29 средними учебными заведениями (что было типично для образовательных традиций советского периода). Одной из традиций училища, ставшей его своеобразной визитной карточкой, стал совместный пробег до родного городка Якова Алксниса — города Наукшены.

Заключение

Таким образом, в течение одного десятилетия, в СССР было обеспечено не только восстановление гражданской авиации, но и сильный скачек в развитии хозяйства, а также количественный и качественный рост кадрового состава воздушного флота. Поддержка КПСС и правительства СССР обеспечивала материальную базу для создания новых воздушных путей, воссоздании аэропортов, проектов самолетов, вертолетов, специализированных учебных заведений в различных регионах страны. Помимо поддержки КПСС, на тот момент в СССР было большое количество высококвалифицированных специальстов и инженеров в области гражданской авиации. Благодаря этим дву факторам воссоздание хозяйства гражданской авиации и выведение его на лучший и новый уровень заняло не много ремени. Что же касается нового состава кадров, то с помощью активной пропаганды и популяризации авиации среди молодежи у руководства ГУГВФ была возможность отбора лучших абитуриентов для обучения. В СССР удалось выработать системный подход к подготовке кадров для гражданской авиации, что стало важным шагом на пути к укреплению экономики.

Список литературы:

1. История гражданской авиации СССР. Научно-популярный очерк /Под общей ред. Б. П. Бугаева. – М.: Изд-во Воздушный транспорт, 1983.

2. Гражданская авиация. 1932. № 3-4, 1933 №1, №6

3. Авиационная газета. 1936. 24 нояб.

4. История гражданской авиации СССР

5. http://www.connect.ru/article.asp?id=7595

6. http://svpressa.ru/politic/article/47679/

7. http://www.aviaport.ru/news/2012/02/28/230393.html

8. http://www.aex.ru/fdocs/1/2000/4/3/346/

9. http://www.aerohelp.ru/legislation/document/1093

Наши рекомендации