Элементы среды классной комнаты
Элементы образовательной среды можно очень условно расклассифицировать на используемые преимущественно учителем (демонстрационные) и используемые преимущественно учащимися (лабораторные или раздаточные). Кроме этого, их можно разделить по образовательным областям и видам деятельности. Эти деления весьма условны, желательно, чтобы каждый объект использовался в разных областях и в разных видах учебной деятельности.
Для поддержки разных видов деятельности в классе необходимо обеспечить максимальное разнообразие материальной и информационной среды. Мы будем упоминать наиболее оптимальные на наш взгляд современные варианты наполнения образовательной среды начальной школы, что требует материальных затрат. Нужно, однако, подчеркнуть, что общие идеи деятельностного изменения содержания образования возможно начать реализовывать и без значительных денежных вложений.
Важнейшим аспектом является не оборудование, а изменение позиции учителя. Например, для формирования у ребенка представления о числе и количестве, необходимо большое разнообразие счетного материала. Существует много вариантов замечательно сделанного счетного материала, но можно с успехом использовать и различные подсобные материалы: спички, горох, желуди, палочки.
В классе могут быть области с фиксированным предназначением - несколько компьютеров с наушниками, что-то живое, за чем интересно наблюдать и что требует ухода и заботы, а также краски, керамика и т.д.
В процесс формирования такого образа класса вложили свой вклад почти все выдающиеся педагоги-мыслители и педагоги-практики двадцатого столетия, от Монтессори и Штайнера, до Выготского и Пиаже, на него оказали влияние и гиганты игровой индустрии, такие как ЛЕГО.
Для воспитания детей немаловажно и то, что школа может оказаться местом, где дети знакомятся с настоящими вещами. Хорошо, если там можно найти настоящее дерево, металл, камень, самому обжечь глину, спрясть шерсть, сколотить скворечник. Если школа не может позволить себе наличие нескольких отдельных помещений для организации специфических видов деятельности (кабинет технологии для начальной школы или детскую естественно-научную лабораторию), то можно предложить организовать в основном кабинете несколько (по крайней мере, четыре) центров активности, с расположенными в них соответствующими материалами для самостоятельной и групповой работы. Это:
1) группа материалов для организации занятий по математике;
2) материалы и инструменты для работы по развитию речи, чтению, созданию письменных текстов;
3) приборы и оборудование для естественно-научных испытаний;
4) множество инструментов для конструирования, лепки, рисования, вырезания и т.д.
И в заключение: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь». - В. Ключевский