Основные принципы профильного обучения
Для старшей ступени обучения, как и для любой другой, существенное значение имеют общедидактические принципы, а также частнометодические, используемые в общеобразовательной школе.
Вместе с тем некоторые дидактические и частнометодические принципы приобретают на старшей ступени, и особенно в профильном обучении, некоторую специфику и особую значимость, или являются новыми. Рассмотрим их:
· принцип коммуникативно-когнитивной социокультурной/культуроведческой/ межкультурной направленности обучения, обеспечивающий речевое и культурное развитие личности средствами иностранного языка, формирование человека с развитыми ценностными ориентациями, осознающего особенности своей культуры и способного приобщиться к иной национальной культуре. Это должно способствовать социальной адаптации старшеклассников в условиях рыночных отношений и всесторонних международных, экономических и межкультурных связей;
· принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося: уровня умственного развития, видов памяти, скорости и легкости обучения и т.п. Дифференциация – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для обучения. Возможна дифференциация по способностям или неспособностям, по профилю, по предметным интересам;
· принцип учета и развития профессиональной ориентации старшеклассников, в том числе за счет предоставления им возможности углубленного изучения иностранного языка, исходя из их профессиональных устремлений;
· принцип возрастания удельного веса самостоятельности школьников, развития их автономии, сознательного отношения к организации своей учебной деятельности, вплоть до планирования своей индивидуальной траектории обучения. Это определяет место учителя в учебном процессе как консультанта, помощника, партнера по общению и делает акцент на самоопределение учащихся, их самореализацию, развитие рефлексии;
· принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами иностранного языка, обеспечивающий корпоративность обучения и ориентирующий на широкое использование таких педагогических технологий, как: обучение в сотрудничестве, проектная методика, ролевая игра, в том числе профессионально-ориентированная ролевая игра, и т. п.;
· принципы опоры на уже имеющийся опыт учения, развитие самообразовательных потребностей в изучении языков;
· принцип реализации реальной преемственности языкового образования между всеми звеньями системы образования: между основной и старшей школой, между школой и вузом;
· принцип продуктивности, нацеливающий на совершенствование, как материальных продуктов учебной деятельности старшеклассников (речевых высказываний в форме устных и письменных текстов), так и интегрированных материальных и нематериальных продуктов проектной деятельности: таблиц, схем, альбомов, коллажей, принятии смыслового решений, резолюций, рекомендаций.
Все эти принципы продиктованы личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования и воспитания.