Задания по педпрактике на III курсе
1. Оформить дневник педпрактики. Схему заполнения и образец дневника смотри в Приложениях 13, 16.
2. Посетить 15-20 уроков русского языка и 15-20 уроков литературы (всего 30-35 уроков) и зафиксировать их содержание и структуру в дневнике педпрактики по плану, данному в Приложении 1.
3. Провести 1 пробный урок русского языка и 1 пробный урок литературы в присутствии ведущего учителя-наставника, методиста-куратора с кафедры ТиМОРС (при отсутствии методиста в дневнике педпрактики отзыв об уроке пишется ведущим учителем, и урок оценивается по 5-балльной шкале).
4. Составить полный развернутый конспект проведенных уроков(либо конспект любого методически значимого посещенного урока русского языка и литературы ведущего учителя-словесника) с развернутым методическим комментарием по плану, данному в Приложении 3.
5. Дать характеристику учебно-методического комплекса (УМК) по русскому языку и литературе, используемого учителем-словесником (программа, учебник, хрестоматия по литературе, практикум, рабочая тетрадь, методическое руководство и пособие для учителя). Состав и структуру УМК смотри в Приложении 14.
6. По русскому языку:
1. Представить типологию упражнений,ориентированных авторами УМК на формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка (см. Приложение 15).
2. Проверить три письменные работы (диктант, изложение, сочинение) учащихся одного класса, проанализировать ошибки (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые), приложить ксерокопии работ, оцененных разными отметками («2», «3», «4», «5»). Нормы оценки смотри в приложении 9. Анализ проводить по схеме, указанной в Приложении 11.
7. По литературе:
1. Провести анкетирование школьников по выявлению читательских (художественных) интересов.Прокомментировать заданные вопросы, проанализировать результаты анкетирования, приложить заполненные анкеты к отчету. Варианты анкет смотри в Приложении 12.
2. Провести работу по выявлению первичного восприятия литературного произведения читателями-школьниками. По произведению из школьной программы сформулировать вопросы и проанализировать полученные ответы. Вопросы и работы учащихся приложить.
IV курс «Освоение разных моделей профессиональной деятельности учителя-словесника в учебно-педагогическом общении»
Направление работы: научно-исследовательская и практическая деятельность студентов и бакалавров филологического образования по многоаспектному изучению личности и педагогической деятельности учителя-словесника, по освоению содержания, структуры и форм современной организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
1. Характеристика содержания и структурирования учебно-воспитательной урочной и внеурочной работы учителя-словесника; установление соответствия педагогического проектирования и моделирования реальной учебно-педагогической ситуации.
2. Обоснование и оценка учебно-методической системы учителя в связи с динамикой обученности и обучаемости учащихся, диагностика эффективности педагогической деятельности учителя.
3. Установление возможности внесения элементов модернизации образовательного процесса в данных условиях (оценка готовности учителя, обучающих средств, направленности и развития учащихся и пр.); перспективность нововведений.
4. Создание вариантов самостоятельного структурирования учебно-воспитательной деятельности с ориентацией на развитие, расширение, интегрирование системно-структурных составляющих профессиональной компетентности учителя-словесника.
5. Применение на практике оптимального комплекса средств обучения русскому языку и литературе, способствующих развитию у школьников познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла и культуротворчеству, удовлетворению потребностей самоанализа, самоидентификации и саморазвития личности.
6. Овладение различными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
7. Установление соответствия содержания Государственного образовательного стандарта, программ тематическому планированию по русскому языку и литературе.
8. Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя-словесника
9. Анализ составляющих профессиональной культуры педагога (информационная база, виды компетентности, технологии, методы (приемы, средства), условия работы, стиль, имидж, резервы, направленность, успехи, перспективы).
10. Определение условий, мотивов и средств профессионального самоопределения учителя-словесника в реальном педагогическом пространстве.