Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
Вопросы воспитания и содержания детей, лишившихся родительского попечения, существовали ещё с давних времён. Детская беспризорность и безнадзорность – проблема социально значимая, существующая в России на протяжении многих веков. Данная проблема является актуальной и требует скрупулёзного изучения в настоящее время, необходимо переосмысление имеющегося в России исторического опыта с целью его практического использования.
Ещё в Х веке Великий князь-креститель Владимир Святославович поручил духовенству призрение и надзор над сиротами и сам раздавал сиротам, убогим и странникам милостыню. В ХI веке князь Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, где призревал и обучал на свои средства 300 юношей. Одной из главных забот Владимира Мономаха (ХII век) было призрение сирот. Таким образом, в древнейший период славянской истории зародились формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем стали основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям. Призрение детей-сирот в Киевской Руси было либо частным делом князя, либо возлагалось на церковь.
Ко времени правления Ивана Грозного (ХVI век) призрение сирот стало входить в круг государственного управления, который осуществлялся в то время с помощью приказов. Попечение о них (призренных) продолжало также осуществляться большинством монастырей и частными лицами. В ХVII веке Царь Михаил Фёдорович передал руководство и открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Несколько позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимающиеся призрением бедных. Считается, что именно в этот период в Новгороде был открыт первый дом для сирот. В царствование Фёдора Алексеевича в 1682 г. издаётся Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремёслам. Таким образом, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства наряду с личным участием любого человека.
С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. В ХVIII веке при Холмово-Успенском монастыре был открыт воспитательный дом для подкидышей и незаконнорожденных. Построил его в 1706 г. Новгородский митрополит Иов за собственный счёт. 4 ноября 1715 г. Пётр I издал Указ, согласно которому проводилась борьба с детоубийством, устраивались «дома призрения», куда «лишний» ребёнок приносился тайно, по образцу Европы XI–XII вв. [1] По указанию Екатерины II были открыты Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома. Создавалась сеть подобных заведений по всей стране. Воспитательные дома были открыты в Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и др. городах. В 1797 г. император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Фёдоровны воспитательного общества благородных девиц, а чуть позже император назначил её «начальствовать» над всеми воспитательными домами. При содействии Марии Фёдоровны было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. «Нельзя без удивления сказать, что одни воспитательные дома в течение её благотворного покровительства дали образование 23 тысячам сирот! Кроме того, 20 заведений существовало на деньги, принадлежащие этим домам. …В 1807 и 1812 годах учредила в Петербурге при Мариинской больнице для бедных, временные отделения для 50 раненых офицеров до совершенного их выздоровления. После войны 1812 года пожаловала 20 тысяч рублей разорённым жителям Москвы и Смоленска. В 1815-м основала дом призрения для инвалидов, а в 1821-м дом призрения в Симферополе для 30 престарелых русских воинов, в 1823-м – странноприимный дом в Таганроге…».[2] В ХIX веке Император Николай I учредил Главное попечительство детских приютов под покровительством Императрицы Александры. Это решение положило конец ситуации, когда детские приюты содержались только за счёт частных средств. 1838 год стал ключевым для формирования в России системы социальной заботы о сиротах и детях неимущих россиян. В формировании этой системы огромную роль сыграл выдающийся российский государственный деятель Владимир Одоевский.
Таким образом, примечательной чертой данного периода является зарождение профессиональной помощи и появление специалистов в области общественного призрения.
В ХХ веке с момента свержения царя Николая II и установления Советской власти российское государство столкнулось с массовой беспризорностью и безнадзорностью. Постановлением Временного правительства в мае 1917 г. было образовано новое для России ведомство –Министерство Государственного призрения. В ноябре 1917 г. большевики ликвидировали все частные благотворительные общества и учреждения и создали Наркомат государственного призрения РФ РСФСР. Советом народных комиссаров РСФСР в 1918 г. был принят декрет «О комиссиях для несовершеннолетних», на основании которого для подростков до 17-летнего возраста были упразднены суды и тюремное заключение. Их судьба поручалась специально созданным комиссиям по делам несовершеннолетних. Таким образом, государство отказывалось от репрессивных мер в отношении детей, заменяя их на воспитательные. В феврале 1919 г. был создан Совет защиты детей, который работал при Народном комиссариате просвещения. Совет решал проблемы, связанные с охраной детей от эксплуатации, плохого обращения, беспризорности. В 1920 г. Совет защиты детей был переименован в Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИК РСФСР, председателем которой был создатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский. Комиссия имела право вносить законодательные предложения по улучшению жизни детей.
Только «в Уфимской губернии в 1921–1922 гг. работал 351 детский дом на 27 тыс. детей, в Малой Башкирии – 240 на 21443 детей. В общем, летом 1922 г. в пределах Башкирии действовал 591 детский дом на 48443 человека».[3] По официальным данным, в 1922 г. в стране насчитывалось до 7 млн. беспризорных детей. Детские дома к этому времени содержали свыше 540 тыс. детей. В 1925 г. правительством было принято постановление о трудоустройстве воспитанников детских домов. Критическую ситуацию удалось переломить. В этот период наблюдалось сокращение числа беспризорных. С этим периодом связана активная деятельность по построению системы перевоспитания беспризорных знаменитым советским педагогом А.С. Макаренко. В Башкирии «в целом, число детских домов с 1923 по 1932 г. сократилось до 38. В это время внимание было направлено на улучшение воспитательной работы в них, а не на увеличение их числа». [4]
Понадобилось около 20 лет для того, чтобы государство в результате огромных затрат и принятых мер констатировало факт ликвидации детской беспризорности в СССР к 1935 году. Однако уже с 1936 г. по 1938 г. наблюдается рост численности беспризорных подростков (со 156 000 до 175 000 детей), в годы репрессий, а к началу 1940-х годов численность беспризорных в стране снова значительно снизилась.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) количество детских домов увеличилось. Новые детские дома открывались для детей-сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей. В сентябре 1942 г. было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах. Общественники снимали беспризорных детей с поездов и устраивали детей в детские дома, подростков определяли на работу. Широкий размах во время войны получило усыновление детей. Так, например, 23 марта 1942 г. работницы Уфимской швейной фабрики им. 8 Марта обратились с призывом ко всем женщинам Башкирской республики взять на воспитание детей, оставшихся без родителей. «…Детский дом, интернат – это хорошо и необходимо. Но это не заменит семью. …Работницы – тт. Шишкина, Мальцева, Бутько, Заскалько, Котельникова, Никифорова, Колесникова, Мануйлова, Шумовская и др. поступили уже так, сделав это святое, благородное, подлинно патриотическое дело. …Долг каждой патриотки перед Родиной – не допустить, чтобы у нас были безнадзорные и беспризорные дети. Мы должны заменить родителей сиротам наших героев. Год безнадзорности может оставить неизгладимый след в душе ребёнка».[5] Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, предприятиях за счёт профсоюзов и комсомольских организаций, милиции. Так «по инициативе колхозников колхоза «Иштугай» в Кандринском районе Башкирской АССР были организованы в 5 колхозах детские дома, где воспитываются 125 детей фронтовиков и 1 детский дом в районном центре, где находится 60 детей фронтовиков».[6]
Постановление правительства СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» (август, 1943 г.) предусматривало устройство детей-сирот. Для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников-распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны. В 1944г. по всей стране в детских домах было 534 тыс. детей и в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские. [7]
В 1950-е гг. в стране открылось несколько детских домов для одарённых детей-сирот, куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. В конце 80-х годов забота о детях-сиротах приобретает более индивидуальный характер, принимается постановление Совета Министров СССР (1988) «О создании детских домов семейного типа». 90-е годы стали тяжёлым испытанием для системы детских домов. По данным Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ с 1990 по 2000 год число детей-сирот и детей-инвалидов в стране увеличилось на 70 %.
В ХХI векевопрос обустройства и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, остаётся первостепенным. В декабре 2005 г. Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству разработать дополнительные меры по решению проблемы детской беспризорности и безнадзорности. На сегодняшний день в детских домах, приютах, домах ребенка и школах-интернатах России воспитываются и постоянно проживают 260 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее количество детских домов в стране – около 5000. [8]
Государство в настоящее время стремится сократить количество детских домов. Существует несколько оснований для такой политики: экономическое (дорого содержать данные учреждения), политическое (имидж благополучной страны), социальное (использование ресурса семьи, создание семейного дома). Но следует помнить, что количество должно перейти в качество, т.е. при сокращении количества сирот качество содержания детских домов, следовательно, должно улучшиться.
Итак, мы проследили процессы становления социальной защиты, опеки и попечительства в Российском государстве. Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как способа сохранения и стабилизации жизни. Обострение проблемы детей, оставшихся без попечения, связано с появлением социальной нестабильности, напрямую зависит от кризисных явлений в экономике, а также от падения нравственности в обществе. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать.
Литература
1. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособ. / Под ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 192 с.
2. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей/ В обработке С.Г. Горяйнова и А.А. Егорова. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.576с. (с.452-454).
3. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №41 (179). История. Вып. 38. С. 41- 44. Р.Р. Абдрахманов. «Детские дома и приюты на территории Башкирии в 1917 – 1928 годах»
4. Там же, что 3
5. Документы мужества и героизма. Сборник документов и материалов. Составители: Т.Х. Ахмадиев, Г.А. Валишина, Н.Г. Халтурина. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1980. 320с. (с. 117-118, с. 166-167).
6. Там же, что 5
7. Интернет-сайт http://podelis-znaniem.ru/press-centre/history/
8. Там же, что 7
Н.Н. Никифорова, учитель истории МБОУ СОШ с. Новое Барятино (МР Стерлитамакский район)