Характеристика игровой деятельности (современные подходы).
Игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка. Игра помогает ему адаптироваться к окружающей среде, общаться, думать. К играм ребенка нужно приучать с первых месяцев жизни: начиная с примитивных и заканчивая теми, которые предусматривают собственное мышление малыша. Вместе с родителями в воспитании и становлении ребенка принимают участие близкие родственники, друзья, а также воспитатели в детском саду и учителя в школе.
Игра – это обязательный вид деятельности ребенка. Она дает ему свободу, он играет без принуждения, с удовольствием. С самых первых дней своей жизни малыш уже пытается играть какими-то погремушками и безделушками, висящими над его люлькой. Игровая деятельность детей дошкольного возраста приучает их к порядку, учит соблюдать правила. В игре ребенок старается проявить все свои лучшие качества (особенно если это игра с одногодками). Он проявляет увлеченность, активизирует свои способности, создает окружение около себя, налаживает контакт, находит друзей.
В игре малыш учится решать проблемы, находить выход. Правила приучают его к честности, ведь их несоблюдение наказывается возмущением со стороны других детей. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни. Вместе с тем игры развивают конкуренцию между детьми, приспосабливают их к выживанию за счет отстаивания своей позиции. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, остроумия. Игровая деятельность постепенно подготавливает ребенка к вхождению во взрослую жизнь
Согласно самой общей классификации, все игры можно отнести к одной из двух больших групп. Фактором различия в них являются формы детской активности и участие взрослого.
К первой группе, название которой - "Самостоятельные игры", относится такая игровая деятельность ребенка, в подготовке и проведении которой взрослый не принимает непосредственного участия. На первом плане – активность детей. Они должны поставить цель игры, развить ее и решить самостоятельно. Дети в таких играх проявляют инициативу, что говорит об определенном уровне их интеллектуального развития. В эту группу можно отнести познавательные игры и сюжетные, функция которых - развивать мышление ребенка.
Вторая группа – игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.
Игры будут отличаться, в зависимости от возраста ребенка, своей организацией, формой, функциональным назначением. Основным элементом игр в младшем возрасте является игрушка. Ее многофункциональность позволяет оказывать влияние на психическое развитие, на формирование системы общественных отношений. Игрушка служит для развлечения и забавы.
Младенцы манипулируют игрушкой, у них развивается восприятие, формируются предпочтения, появляются ориентировки на новое, запечатлеваются в памяти цвета и формы. В младенчестве важную роль в создании мировоззрения ребенка играют родители. Они должны играть со своими чадами, пытаться говорить на их языке, демонстрировать им незнакомые предметы.
В раннем детстве игры для ребенка – это практически все его свободное время. Он поел, поспал, поиграл, и так целый день. Здесь уже рекомендуется использовать игры не только с развлекательной, но и с познавательной составляющей. Роль игрушек возрастает, они становятся маленькими модельками реального мира (машинки, куклы, домики, зверушки). Благодаря им малыш учиться воспринимать мир, различать цвета, формы и размеры. Важно давать ребенку только те игрушки, которые не могут принести ему вреда, ведь малыш обязательно потянет их ко рту, чтобы попробовать на зуб. В таком возрасте нельзя надолго оставлять детей без внимания, им не так важны игрушки, как внимание близкого человека.
Дошкольный возраст детей можно условно разделить на младший и старший. В младшем игровая деятельность дошкольников направлена на познание вещей, связей, свойств. У дошкольников возникают новые потребности, и они отдают предпочтение ролевым играм, играм среди одногодков. Интерес к коллективным играм проявляется у детей на третьем году жизни. В дошкольном возрасте заметное место занимают манипулятивные, подвижные, познавательные игры. Ребенку нравится конструировать как из конструктора, так и из любых подручных материалов (песок, мебель в доме, одежда, другие предметы).
Коллективная игра вначале похожа на ситуацию, когда каждый играет сам по себе. Дети, имея свои игрушки, играют, не обращая внимания друг на друга, но потом оказывается, что это уже общая игра, у которой есть определенные правила и которая направлена на решение каких-либо задач. Со временем игровая деятельность дошкольников приобретает совершенно иной характер. У детей развивается творчество, которым они хотят поделиться, у них проявляются организаторские способности, они требуют сюжета для игры. В старшем дошкольном возрасте начинает расти интерес к играм, которые отображают взрослую жизнь. Среди популярных: игры «в школу», «в дочки-матери», «в больницу» и другие.
Развитие детей в игровой деятельности – одно из важнейших предназначений игры. Для этого воспитатели проводят с детьми дидактические игры. Они созданы с целью воспитания и обучения, с определенными правилами и ожидаемым результатом. Дидактическая игра одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения. Состоит она из дидактической задачи, игровых действий, правил и результата.
Дидактическую задачу определяют цель обучения и воспитательное воздействие. Примером может послужить игра, в которой закрепляются навыки счета, умение составить слово из букв. В дидактической игре дидактическая задача реализуется через игровую. Основой игры выступают игровые действия, осуществляемые самими детьми. Чем они интереснее, тем более увлекательной и результативной будет игра. Правила игры задает педагог, который управляет поведением детей. По ее окончании обязательно нужно подвести итоги. Этот этап предусматривает определение победителей, тех, кто справился с заданием, но также нужно отметить участие всех ребят. Для взрослого дидактическая игра является способом обучения, который поможет сделать постепенным переход от игровой к обучающей деятельности.
Игры сопровождают ребенка на протяжении всего периода детства. Важную роль в развитии детей играет организация игровой деятельности в детских дошкольных учреждениях. Игра занимает заметное место в системе эстетического, трудового, нравственного, физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста. Она удовлетворяет его социальные нужды и личные интересы, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует его работу.
В детских садах игровая деятельность должна составлять комплекс игр, которые направлены на физическое и интеллектуальное развитие детей. К таким играм принадлежат творческие, которые позволяют детям самостоятельно определить цель, правила и содержание. Они отражают деятельность человека во взрослой жизни. К разряду творческих игр относят сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, конструкторские игры. Кроме творческих на формирование игровой деятельности ребенка влияют дидактические, подвижные, спортивные, народные игры.
Важное место в игре занимают игрушки, которые должны быть простыми, яркими, привлекательными, интересными, безопасными. Делятся они на три типа: готовые (куклы, самолеты, машинки), полуготовые (конструкторы, картинки, кубики) и материалы для создания игрушек. Последние позволяют ребенку полностью раскрыть фантазию и продемонстрировать умения, создавая игрушки самостоятельно.
Любой вид деятельности имеет определенное функциональное предназначение. Игровая деятельность также выполняет ряд функций в развитии ребенка.
Основной функцией игры является развлекательная. Она направлена на то, чтобы пробудить интерес у ребенка, воодушевить, доставить удовольствие, развлечь. Коммуникативная функция состоит в том, что в процессе игры малыш учится находить общий язык с другими детьми, развивая свои речевые механизмы. Функция самореализации заключается в выборе роли. Если ребенок выбирает такие, которые требуют дополнительных действий, то это говорит о его активности и о лидерском начале.
Игротерапевтическая функция предусматривает преодоление детьми трудностей различного характера, которые возникают и в других видах деятельности. Диагностическая функция игры поможет познать ребенку свои возможности, а воспитателю – выявить наличие или отсутствие отклонений от нормального поведения. С помощью игры можно вносить аккуратно позитивные изменения в структуру личностных показателей. Особенности игровой деятельности еще и в том, что ребенок приучается к социально-культурным нормам и усваивает ценности, правила человеческого общежития и включается в систему общественных отношений.
В большой мере игра влияет на развитие речи. Для того чтобы ребенок удачно включился в игровую ситуацию, ему необходим определенный уровень развития навыков общения. Развитие связной речи стимулируется необходимостью объясняться со сверстниками. В игре как ведущей деятельности осуществляется усиленное развитие знаковой функции речи с помощью замещения одного предмета другим. Предметы-заместители выступают в роли знаков отсутствующих предметов. Любой элемент действительности, который замещает другой, может быть знаком. Предмет-заместитель трансформирует по-новому словесное содержание, опосредствуя связь слова и отсутствующего предмета.
Игра способствует восприятию ребенком знаков двоякого типа: иконических и индивидуальных. Чувственные свойства первых к замещаемому предмету приближены виртуально, а вторые по своей чувственной природе имеют мало общего с предметом, который обозначают.
Игра также принимает участие в формировании рефлексивного мышления. Так, например, ребенок страдает и плачет, как пациент, когда играет в больницу, но в то же время он собой доволен из-за хорошего исполнения роли.
Развитие игровой деятельности дошкольников напрямую связано с развитием их психического состояния. Игра помогает формировать личностные особенности и психические качества ребенка. Именно из игры со временем выходят другие виды деятельности, имеющие место в дальнейшей жизни человека. Игра, как ничто другое, способствует развитию внимания, памяти, ведь она требует от ребенка сосредоточения на предметах для успешного вхождения в игровую ситуацию. Ролевые игры влияют на развитие воображения. Ребенок учится брать на себя разные роли, замещать одни предметы другими, создавать новые ситуации.
В каждой возрастной группе выделены приоритетные задачи, решаемые в процессе ведущей деятельности – игре во всех её видах.
Формирование предпосылок игровой деятельности начинается с младенческого возраста через стимулирование интереса к окружающим предметам и эмоционально положительное общение со взрослым.
В раннем возрасте усилия взрослого направлены на подготовку к игре через организацию предметной деятельности и общения.
В младшем возрасте акцент делается на создание условий для развития сюжетно-ролевой игры. Вместе с эти должна оказываться поддержка и другим видам игр.
В старшем возрасте среди главных педагогических целей работы с детьми отводится место для создания условий для реализации всех видов игр.
Особенности программы:
1. Определены интегративные показатели развития в игровой деятельности.
2. Приоритет в игровой деятельности отдаётся сюжетно-ролевой игре, где основным условием её развития является ознакомление с окружающим.
3. Образовательная деятельность протекает параллельно с развитием игровой.
4. Роль взрослого во время руководства игрой с возрастом отходит на второй план и осуществляется на основе активизирующего общения.
Программа «Детство»
Содержание программы условно объединяется вокруг основных четырёх блоков – «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «ЗОЖ».
Стратегия и тактика работы педагога по формированию игровой деятельности детей разных возрастных групп представлена в разделе «В игре развиваемся, познаём мир, общаемся».
Особенности программы:
1. Задачи и содержание работы по развитию подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр усложняются в зависимости от возраста детей.
2. Есть описание уровней развития сюжетно-ролевой игры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, которые позволяют педагогу организовывать её дифференцированно, уделяя особое внимание детям, имеющим низкий уровень развития игровых умений и навыков. При этом высокий уровень выступает в качестве цели, к которой должен стремиться воспитатель, работая с детьми.
3. Цель программы – обогащение игрового опыта для создания интереса к игровому отображению мира.
4. Роль взрослого – обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым развивающее влияние игры.
5. Руководство игрой строится по принципу – развивающий эффект игры проявляется в полной мере, если ребёнок действует в ней самостоятельно, творчески, инициативно.
6. В «методических советах» к программе особо подчёркивается важность развития у старших дошкольников режиссёрской игры.
Игровая деятельность влияет и на становление личности ребенка. Он учится устанавливать контакт со сверстниками, приобретает навыки общения, знакомится с взаимоотношениями и поведением взрослых людей. Тесно слиты с игрой такие виды деятельности как конструирование, рисование. Они уже подготавливают малыша к труду. Он делает что-то сам, своими руками, при этом стараясь и беспокоясь за результат. В таких случаях ребенка обязательно необходимо похвалить, и это станет для него стимулом для совершенствования.
Для реализации направления диагностики (изучения особенностей игровых интересов детей) использовали следующие диагностические методы: наблюдение за игровой деятельностью дошкольников.
Исходя из этого, предметами наблюдения стали:
- содержание детских сюжетно-ролевых игр;
- частота повторения игр с одинаковым содержанием;
- использование детьми игровых атрибутов.
В таблице зафиксированы преобладающие игры и количество играющих детей.
Таблица 1 - Результаты наблюдения за игрой детей
№ | Виды игр | Кол-во играющих |
Сюжетно-ролевые | ||
Дидактические | ||
Подвижные |
Затем проводилась индивидуальная беседа с каждым ребенком, результаты которой занесены в таблицу.
Таблица 2 - Результаты индивидуальных бесед об игровых предпочтениях детей
№ | Имя ребенка | вопросы к детям: | |||
1. В какие игры ты любишь играть в детском саду? | 2. А в какие дома? | 3. В какие игры ты любишь больше всего играть? 4. В какие игры ты хотел бы играть? | |||
Кира | Больница | Собирать пазлы | В салон красоты | Дочки матери | |
Алина | Магазин | В куклы | В куклы | Море волнуется | |
Саша | Автосалон | В машинки | В машинки | Автосалон | |
Тимофей | Мастерская | В прятки | В прятки | автомастерская | |
Лена | Кто сказал слово? | В парикмахерскую | В куклы | В куклы | |
Даша | Салон красоты | В куклы | В догонялки | Огонь и вода | |
Мила | Дочки-матери | В парикмахерскую | Кто сказал слово? | Салон красоты | |
Рома | Догонялки | Море волнуется | Автосалон | Догонялки | |
Артем | Огонь-вода | В машинки | Автомастерская | Автосалон | |
Юля | Что звучит? | В аптеку | Что звучит? | Дочки матери |
Вывод: в детском саду дети предпочитают сюжетно-ролевые игры. В домашних условиях также преобладает этот вид игр, который является любимым для большинства детей. Можно отметить и полоролевое разделение предпочтений: мальчики интересуются техникой и подвижными играми, а девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и спокойные настольно-печатные игры, хотя и не отрицают участия в подвижных играх. Юля Б. определила среди любимых музыкально-дидактическую игру «Что звучит». Предпочтение девочки в первую очередь связано с профессией ее мамы – ее мама солистка Белгородской областной филармонии.
Игра в жизни ребенка важна так же, как учеба для школьника или работа для взрослого. Это нужно понимать как родителям, так и воспитателям. Нужно всячески развивать интересы детей, поощрять их стремление к победе, к лучшему результату. По мере подрастания малыша нужно обеспечивать его игрушками, которые влияют на умственное развитие. Не забывайте сами играть с ребенком, ведь в эти моменты он чувствует важность того, что делает.
2 ГЛАВА. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Однако непосредственный опыт не всегда хороший советчик. Детская игра - один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Мы знаем, что она созвучна не биологической, а социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми, превращающейся в тенденцию жить общей жизнью со взрослыми.
Психологические особенности детей дошкольного возраста всегда привлекали внимание и интерес педагогов, психологов, и конечно же родителей, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за свою последующую жизнь.
Поэтому, забота о современном и полноценном психическом развитии детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение – главная профессиональная задача не только педагогов. Для успешного развития этой задачи необходимо знать и учитывать возрастные закономерности и особенности развития детей.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувство детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте.
В нашем государстве существовала идеология, в которой высшей ценностью признавалось общественное благо, благо других людей. Это способствовало воспитанию нравственных качеств – доброты, отзывчивости и внимательного отношения к другим людям.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально -потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Всё это актуализирует проблему социокультурного воспитания детей на социально-педагогическом уровне.
В возрасте 5–6 лет словарь ребёнка составляет 2200–14000 слов. Предложения состоят из 5 слов и больше, дети умеют считать до 10, называть предметы, свои имя, фамилию и возраст. Дети используют в речи все основные грамматические правила [8]. Психологи и физиологи, обосновывая введение раннего обучения иностранному языку природной расположенностью детей к языкам и их эмоциональной готовностью к овладению ими, обычно ссылаются на сензитивность (чувствительность) детей дошкольного возраста к овладению языками вообще, и иностранным в частности. Длительность сенситивного периода у разных исследователей различна, но в основном это период от 4 до 8 лет. Именно в этом возрасте дети отличаются природной любознательностью и потребностью в познании нового.
Обязательное условия нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует не только формированию речевой активности, но и обуславливает личностные , эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские , конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Ведь коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, они включены в игровую деятельность со сверстниками и части занимают позицию лидера в своей возрастной группе.
Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этому на их жизненном пути- обучению в школе.
В педагогической практике также возникли определенные перегибы. Личносто-ориентированный подход, применяемый без разумных и целесообразных ограничений, приводит, как показала практика, к формированию бескультурного поведения, которое, в конечном счете, неминуемо становиться источником проблем не только окружающих, но и для самого ребенка.
Ориентация родителей на успех приводит, что они больше всего интересуются развитием интеллектуальных возможностей ребенка и значительно меньше беспокоятся о формировании его душевных качеств, эмоциональной сферы, для которой именно дошкольный возраст является сенситивным периодом.