Принцип активизации речевого и делового общения как условие развития социально-активной творческой личности

В современной коррекционно-развивающей системе обучения неслышащих учащихся особое внимание уделяется речевой ком­муникации (с учетом ее роли в деловом взаимодействии партнеров) в условиях особой ее организации на основе совместной деятельности. Проблема развития различных форм общения чрезвычайно актуальна для практики обучения детей с недостатками слуха. Целым рядом исследователей (А. А. Бодалев, Е.Э. Смирнов) обще­ние рассматривается как особый вид деятельности, участники ко­торой должны проявлять определенную активность для налажи­вания отношений и достижения общего результата. М.И. Лисина соотносит общение с коммуникативной деятельностью.

Коммуникативно-деятельностная система обучения неслышащих учащихся языку (С.А. Зыков, Л.П. Носкова) базируется на психолого-лингвистических достижениях современной науки. Она направлена на поиск новых форм, методов и средств речевого и делового сотрудничества неслышащих, активизирующих их коммуникативную деятельность. Исследования последних лет в области сурдопедагогики (Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова) показыва­ют, что активизации речевой коммуникации неслышащих школь­ников способствует такая организация обучения, когда субъектом деятельности является неслышащий ученик, личность которого формируется и развивается в деятельностном общении.

Принцип активизации речевого общения обусловливает не­обходимость реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности неслышащих учащихся и предполагает моделирование ситуаций, вызывающих потребность в общении на основе словесной речи. Обучение формированию различных способов общения осуществляется с учетом форм со­циального поведения во всей учебно-воспитательной работе. Реа­лизация принципа требует активной деятельности учащихся пу­тем выражения в словесной форме своих коммуникативных на­мерений: умения отвечать на вопрос и формулировать вопрос, со­общать о своих желаниях, состоянии, деятельности, выполнении поручения, обращаться с просьбой или поручением к учителю, товарищу и др.

Систематическая работа, организованная на уроках разговор­ной речи с учетом подбора базового речевого материала, способ­ствует формированию общения как особого вида речевой деятель­ности, активизирует инициативную речь учащихся для установ­ления деловых контактов, связанных с учебно-воспитательным процессом.

Вместе с тем реализация принципа предполагает как обяза­тельное условие развития речевой коммуникации не направлен­ность на тренировку неслышащих учащихся в отдельных речевых действиях, а формирование речевой деятельности с учетом всех ее структурных элементов. Для обеспечения мотивированности и результативности общения особое внимание необходимо уделять формированию побудительно-мотивационной фазы речевой дея­тельности на всех уровнях учебного процесса. Принцип активи­зации речевого общения ориентирован на планомерное овладение лексикой, различными видами грамматических моделей, струк­турами диалогических единств и связных высказываний в усло­виях организованной речевой практики. В среднем звене обуче­ния целям активизации речевого общения неслышащих учащих­ся служат задания с коммуникативной направленностью (состав­ление записок, отчетов, деловых бумаг, писем родным, товари­щу, подруге), что отражено в программных требованиях и содер­жании учебников по русскому языку. Активизация речевого об­щения обеспечивается широкой речевой практикой в совместной коммуникативно-направленной деятельности во внеклассное вре­мя (подготовка и проведение игр, школьных праздников, обще­ственно-полезных дел). В этих условиях словесное общение осно­вано на отработке специально отобранного языкового материала. Необходимо учитывать важность целенаправленного формирования у неслышащих школьников осознанного коммуникативного поведения и развития словесно-логического мышления на основе овладения различными видами речевой деятельности по мере усвоения знаний по родному языку и другим учебным предметам.

Успешной реализации принципа будут содействовать соблю­дение единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педагогического коллектива и родите­лей, контакты со слышащими сверстниками в организованных на основе равноценного сотрудничества совместных мероприятиях – театрализованных, интеллектуальных, спортивных и др.

Принцип обосновывает необходимость дальнейшего совершен­ствования коммуникативных способностей глухих старшеклассни­ков. Введенный в учебный план новый предмет «Речь и культура общения» направлен на преодоление специфических трудностей словесного общения путем организации специальных занятий, цель которых – создание условий, приближенных к естественным спо­собам общения, систематическая тренировка в восприятии и вос­произведении разностилевого языкового материала с учетом коммуникативной задачи. Специально организованная работа в этом направлении будет содействовать развитию коммуникативной ком­петенции, направленной на осознанное использование речевых возможностей в разных условиях общения (в семье, в гостях, во зремя посещения театра, в транспорте и т.д.), на преднамеренный отбор языковых средств для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми (овладение нормами речевого эти­кета и правилами речевого поведения) в целях подлинной интеграции в общество неслышащего человека.

Наши рекомендации