Принцип активизации речевого и делового общения как условие развития социально-активной творческой личности
В современной коррекционно-развивающей системе обучения неслышащих учащихся особое внимание уделяется речевой коммуникации (с учетом ее роли в деловом взаимодействии партнеров) в условиях особой ее организации на основе совместной деятельности. Проблема развития различных форм общения чрезвычайно актуальна для практики обучения детей с недостатками слуха. Целым рядом исследователей (А. А. Бодалев, Е.Э. Смирнов) общение рассматривается как особый вид деятельности, участники которой должны проявлять определенную активность для налаживания отношений и достижения общего результата. М.И. Лисина соотносит общение с коммуникативной деятельностью.
Коммуникативно-деятельностная система обучения неслышащих учащихся языку (С.А. Зыков, Л.П. Носкова) базируется на психолого-лингвистических достижениях современной науки. Она направлена на поиск новых форм, методов и средств речевого и делового сотрудничества неслышащих, активизирующих их коммуникативную деятельность. Исследования последних лет в области сурдопедагогики (Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова) показывают, что активизации речевой коммуникации неслышащих школьников способствует такая организация обучения, когда субъектом деятельности является неслышащий ученик, личность которого формируется и развивается в деятельностном общении.
Принцип активизации речевого общения обусловливает необходимость реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности неслышащих учащихся и предполагает моделирование ситуаций, вызывающих потребность в общении на основе словесной речи. Обучение формированию различных способов общения осуществляется с учетом форм социального поведения во всей учебно-воспитательной работе. Реализация принципа требует активной деятельности учащихся путем выражения в словесной форме своих коммуникативных намерений: умения отвечать на вопрос и формулировать вопрос, сообщать о своих желаниях, состоянии, деятельности, выполнении поручения, обращаться с просьбой или поручением к учителю, товарищу и др.
Систематическая работа, организованная на уроках разговорной речи с учетом подбора базового речевого материала, способствует формированию общения как особого вида речевой деятельности, активизирует инициативную речь учащихся для установления деловых контактов, связанных с учебно-воспитательным процессом.
Вместе с тем реализация принципа предполагает как обязательное условие развития речевой коммуникации не направленность на тренировку неслышащих учащихся в отдельных речевых действиях, а формирование речевой деятельности с учетом всех ее структурных элементов. Для обеспечения мотивированности и результативности общения особое внимание необходимо уделять формированию побудительно-мотивационной фазы речевой деятельности на всех уровнях учебного процесса. Принцип активизации речевого общения ориентирован на планомерное овладение лексикой, различными видами грамматических моделей, структурами диалогических единств и связных высказываний в условиях организованной речевой практики. В среднем звене обучения целям активизации речевого общения неслышащих учащихся служат задания с коммуникативной направленностью (составление записок, отчетов, деловых бумаг, писем родным, товарищу, подруге), что отражено в программных требованиях и содержании учебников по русскому языку. Активизация речевого общения обеспечивается широкой речевой практикой в совместной коммуникативно-направленной деятельности во внеклассное время (подготовка и проведение игр, школьных праздников, общественно-полезных дел). В этих условиях словесное общение основано на отработке специально отобранного языкового материала. Необходимо учитывать важность целенаправленного формирования у неслышащих школьников осознанного коммуникативного поведения и развития словесно-логического мышления на основе овладения различными видами речевой деятельности по мере усвоения знаний по родному языку и другим учебным предметам.
Успешной реализации принципа будут содействовать соблюдение единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педагогического коллектива и родителей, контакты со слышащими сверстниками в организованных на основе равноценного сотрудничества совместных мероприятиях – театрализованных, интеллектуальных, спортивных и др.
Принцип обосновывает необходимость дальнейшего совершенствования коммуникативных способностей глухих старшеклассников. Введенный в учебный план новый предмет «Речь и культура общения» направлен на преодоление специфических трудностей словесного общения путем организации специальных занятий, цель которых – создание условий, приближенных к естественным способам общения, систематическая тренировка в восприятии и воспроизведении разностилевого языкового материала с учетом коммуникативной задачи. Специально организованная работа в этом направлении будет содействовать развитию коммуникативной компетенции, направленной на осознанное использование речевых возможностей в разных условиях общения (в семье, в гостях, во зремя посещения театра, в транспорте и т.д.), на преднамеренный отбор языковых средств для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми (овладение нормами речевого этикета и правилами речевого поведения) в целях подлинной интеграции в общество неслышащего человека.