Познавательно-речевое развитие. (Познание, чтение художественной литературы, коммуникация)

Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Татарстан и городе Набережные Челны.

- обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах.

- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности широко использовать возможности народной и музейной педагогики.

Художественно-эстетическое развитие. (Музыка, художественное творчество)

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами татарского, русского, башкирского, чувашского, марийского, мордовского и удмуртского музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:

-создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;

- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике Татарстан, родного города.

- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями татарских, русских и других народов.

Примерные формы работы с детьми

Разделы (задачи, блоки) Возраст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Моя малая родина Младший средний старший Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра- эксперименти-рование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-эксперименти-рование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-эксперименти-рование Исследовательс-кая деятельность Конструирование Развивающие игры Индиви-дуальные беседы Консультации Домашние чтения
Творчество татарского народа Средний старший Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Наблюдения по ситуации Рассматривание предметов искусства Свободная художественная деятельность с участием взрослого Индивидуальная работа с детьми Художественный труд Дидактические игры Художественный досуг Выставка детских работ Самостоятельная художественная деятельность Игра Проблемная ситуация Выставки детских работ, консультации, семинары, мастер-классы
Животный и растительный мир Республики Татарстан Средний старший Наблюдения на прогулке Труд на участке Проблемные ситуации Наблюдение, беседа Проблемно-поисковые ситуации Проектная деятельность Экскурсии Конкурсы, КВН Игры с природным материалом, дидактические, развивающие Интегрированная детская деятельность Беседа Чтение Консультативные встречи Семинары Семинары-практикумы Альбомы

II младшая группа.

(от 3 до 4 лет)

Задачи воспитания и обучения:

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, животным и растениям родного края.

Продолжать укреплять и охранять здоровье детей.

Воспитывать интерес к труду взрослых, учить с уважением относиться к их труду.

Развивать речь детей.

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)  
Здоровье Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу татарского языка. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя татарский фольклор.
Физическая культура Развитие интереса к подвижным играм татарского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Социализация Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр.
Труд Обеспечение освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности), отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку), используя малые формы устного творчества своего народа. Формирование представлений об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно не задевая других пронести его к месту). Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений татарского народа. Стимулирование ситуативных проявлений желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного города.
Безопасность Ознакомление с зеброй, светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту. Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города. Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края.
Чтение художественной литературы Ознакомление с образцами татарского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками. Формирование умений правильного понимания смысла произведений. Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений. Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами татарского фольклора.
Познание Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды. Расширение знаний детей о своем родном городе – Набережные Челны; воспитание интереса к явлениям родной природы.
Музыка Развитие интереса к национальной татарской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр.
Художественное творчество Формирование интереса татарскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий татарским орнаментом. Использование узоров «Листья», «Тюльпан», в ИЗО деятельности.
Коммуникация Развитие всех компонентов устной речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи родного языка. Развитие свободного общения с взрослыми на родном языке.

Комплексно-тематическое планирование

Наши рекомендации