Дидактические игры. «Собери машинку», «Подбери по форме», «Сложи узор», «На что похоже?», «Из чего сделан дом?», «Домино»
«Собери машинку», «Подбери по форме», «Сложи узор», «На что похоже?», «Из чего сделан дом?», «Домино», «Лото» и др.
Методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур (задача 6)
Предварительная работа
После ознакомления с плоскими геометрическими фигурами учим составлять из двух фигур одну и делить фигуры на 2 равные части (см. раздел «Величина»):
—Сложи квадрат пополам двумя способами. Какие фигуры получились? Сколько?
—Составь из двух маленьких треугольников один большой треугольник.
—Составь из двух треугольников квадрат.
Наглядный материал
Модели геометрических фигур (бумажные, пластмассовые, деревянные), счетные палочки, геометрическая мозаика, наборы «Учись считать».
Фабричные и самодельные игры типа «Танграм».
«Пифагор», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино», «Колумбово яйцо» и др. (см. «Занимательные дидактические игры по математике для дошкольников» Михайловой З.А.).
Методика обучения
В подготовительной группе (можно раньше) учим моделировать геометрические фигуры из бумаги, рисовать на бумаге (чистой и в клетку), выкладывать из палочек (см. задачу 4).
Формируем умение составлять геометрические фигуры из двух фигур, например в процессе игр типа «Танграм».
Последовательность работы:
1. Рассматривание, называние и сравнение составных частей по форме, цвету, размеру.
2. Составление из двух фигур одной.
3. Составление узоров по образцу с «выделенными» частями.
4. Составление узоров по силуэту.
5. Составление произвольных картинок.
Задание для самостоятельной работы студентов
Подобрать дидактические игры и упражнения для дошкольников по составлению фигур из счетных палочек.
Придумать задания дошкольникам для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клетку (математические диктанты).
Лекция № 12
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1. Содержание понятия «ориентировка в пространстве».
2. Значение развития пространственных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства.
4. Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятия «ориентировка в пространстве»
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
Особенности развития пространственных представлений...
При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:
• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
• сохранение направления движения и достижение цели.
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);
2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;
5) определение собственного положения в пространстве;
6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
7) определение расположения предметов на плоскости.
Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).
На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.
Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.
«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Задание студентам:
Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами и передающие направления движения.
Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами | Предлоги и наречия, передающие направления движения |
На, в, напротив, под, над, впереди, перед, за, позади, вверху, внизу, между, вокруг, внутри, рядом, сбоку, снаружи, справа, слева и др. | К, из, из-за, из-под, по, через, вдоль, поперек, вперед, назад, вверх, вниз, вправо (направо), влево (налево), туда, сюда, оттуда, отсюда и др. |
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.