Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоции неотделимы от личности и деятельности. В современной психологии различают эмоции и эмоциональные состояния (Анохин П.К., Вилюнас В.К., Изард К.Е. и др.) Эмоции представляют собой субъективную окраску психологических процессов и состояний человека. Под эмоциональными состояниями понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» в переводе с латинского означает возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, в удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Уровень эмоционального развития людей различен и обусловлен множеством факторов. Эмоциональные проявления индивидуальны и различаются качественными показателями их протекания. Эмоции человека, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удовлетворения его потребности. Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, если человек умело скрывает свои эмоции, то вообще трудно догадаться, что он испытывает.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной направленности.
Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, мотивирует поведение, не только активизируя его, но направляя и сдерживая. Эмоции проявляются во всех видах человеческой деятельности, и входят в сложные психологические состояния. Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других систем организма, и осознаваемых субъективных переживаний, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. В настоящее время основное экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного компонента эмоций: мимики, пантомимики, интонации.
Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям по внешним проявлениям и способам регуляции. Репертуар человеческих эмоций включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Человек – наиболее эмоциональное из живых существ. Он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.
Существует множество классификаций эмоций. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, различают положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» – сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции чаще действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями. По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс, кризис, апатия.
Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта является ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и интенсивность. Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю, часто сопровождается кратковременной потерей памяти
Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам.
Стресс – психическая реакция, особое состояние человека в период «перехода», приспособления к новым условиям существования. Условия изменяются с космической скоростью. Человек постоянно в стрессе, поэтому изменилось отношение к этому состоянию. В общепринятом понимании стресс из необычного неожиданного состояния в поиск адекватной реакции на изменения обстоятельств. Состояние стресса – это одно из нормальных состояний человека. Стресс (англ. Stress – нажим, давление) – это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс – неотъемлемое проявление жизни. По видам воздействия на человека стрессы можно подразделить следующим образом:
- системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отправлениями, воспалениями тканей, ушибами и т.п.;
- психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.
Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние, в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.
Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.
Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей. Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.
К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие и т.д. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациями и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека.
Интеллектуальными, или познавательными, чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых факторов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность.
В процессе своей жизнедеятельности личность часто переживает так называемые трудные или сложные эмоциональные состояния. Применительно к ситуациям повседневной жизни их можно подразделить на следующие 4 группы:
- психические состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма в естественных фазах деятельности. Сюда относятся неблагоприятные формы предрабочих и рабочих состояний, доминантные состояния (навязчивость мыслей, действий и т.п.);
- психические состояния, формирующиеся под влиянием неблагоприятных или непривычных факторов внешней среды биологического, психологического характера (реактивные состояния). Эта группа включает такие весьма разнородные состояния, как утомление, дремотные состояния, (монотония), тревогу, депрессию, аффект, фрустрацию, а так же состояния вызываемые воздействием одиночества (изоляции), ночного периода суток («ночная психика»);
- предневротические фиксации неблагоприятных реакций, появляющихся в результате закрепления отрицательной реакции в памяти («застойный очаг возбуждения») и последующего ее воспроизведения в аналогичных первичному случаю условиях. Проявляются в виде навязчивых страхов (фобий). На основе фобий могут развиться навязчивые действия и навязчивые мысли;
- нарушение в сфере личностной мотивации, куда относятся, например, «кризис мотивации» (разочарование, неоправданные надежды и т.п.) и его разновидности.
Доминантные состояния – разновидность стрессовых состояний, в которых напряженность сознательно или безотчетно смещена в сферу внимания. Психическим выражением такого рода состояний является повышенная тревожность, неуверенность в себе. Доминантные психические состояния ожидания выражают физиологическую настройку организма, называемую в физиологии труда как «предрабочее», а в спортивной физиологии как «предстартовое» состояние.
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. После стресса это, пожалуй, самый распространенный вид трудных состояний, в которых может оказаться человек в своей жизни и деятельности. Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации, срывом мотивированного поведения. Для фрустрации характерны разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Особенно трудно переносятся переживания человеком, когда он отвергнут обществом, лишаясь привычных социальных связей. Возникновение фрустрации, ее выраженность обуславливается не только объективными обстоятельствами, но, и, конечно, особенностями личности, ее толерантностью.
Тревога – состояние, которое хорошо знакомо каждому человеку. Тревога характеризуется как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или же, как ощущения неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям. Тревога филогенетически оформилась и закрепилась в виде психического предвестника возможной боли, сигнала об опасности, которая еще не наступила. Уровень тревожности в большей степени определяется личными свойствами человека, чем реальной ситуацией. Тревога, несоразмерная с вызвавшим ее явлением и событием, препятствует формированию адекватного поведения, вызывает функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности и тягостный дискомфорт – вот переживания, характерные для тревоги. Возникает ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. У человека в таком состоянии складывается впечатление о невозможности избежать угрозы. Ощущение безысходности, неотвратимости, угрозы, чувство надвигающейся катастрофы вызывают повышенную двигательную активность, стремление разрядить атмосферу, панические поиски помощи.
Монотония – состояние, вызванное с пониженным тонусом нервной системы. Это состояние противоположно стрессу, характеризуется сниженным уровнем жизнедеятельности, наступает в результате воздействия разнообразных раздражителей, то есть снижением внешней стимуляции. О монотонии можно говорить применительно к рабочей обстановке, существующей на производстве, но она может быть и результатом индивидуального стиля жизни или же следствием сложившихся обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод» чувств.
Одиночество вызывается внешней стимуляцией физического и социального характера. В человеке, как в существе социальном, исторически развивающемся в больших группах, филогенетически закрепилась потребность к постоянному общению с себе подобными. Поэтому потеря контактов с другими людьми, длительное одиночество предоставляют для него серьезный фрустирующий фактор. Общение человека с самим собой особенно обостряется в условиях одиночества. Различают абсолютное и относительное одиночество. Первое встречается сравнительно редко и, если исключить специальные эксперименты, – чаще всего бывает следствием несчастных случаев. Вне общения с другими людьми, естественно, становится значительно сложнее корректировать свой образ мыслей, поступков, настроения.
Одиночество есть форма социального голода. Как и дозированное физиологическое голодание, может быть и полезно и необходимо человеку как средство лечения души, восстановление себя, средство самосовершенствования. Человеку необходимо периодически оставаться наедине с собой, со своими мыслями и чувствами, со своими сомнениями и тревогами, находить лишь в самом себе слушателя и собеседника, советчика и утешителя.
Ночная психика – этим термином объединяется комплекс психических явлений, характерных для функционирования психики человека в ночное время. В ночные часы само существование природы становится ближе к нам, непосредственнее ощущаются и наши связи с ней, а сами переживания отличаются какой-то особой глубиной и остротой. Ночью усиливается чувство одиночества, человек остается один со своими мыслями, страхами, грозными образами. Темнота вызывает беспокойство, изменяются картины действительности: они делаются таинственными загадочными, а человек может почувствовать себя бессильным, одиноким, непонятым окружающими, оставленным всеми.
Скука – это эмоциональное состояние по своим внешним проявлениям схоже с состоянием монотонии, но значительно более сложной природы. Скука появляется там, где теряется смысл в работе или, еще шире, – в жизни. Тягостное состояние безделья и бессмысленного отдыха оказались настолько распространенным, что зарубежные психиатры даже выделили новую форму провоцируемого им заболевания, получившего название «воскресного невроза». В первую очередь страдает от этих явлений молодежь, расходующая свое жизненное время на поиски заменителей подлинных человеческих ценностей и увлечений. Именно с этим связан рост алкоголизма, юношеской преступности, сексуальных извращений во всем мире.
Однако скука может вызвать и полезное действие – «приводить в движение сознание» для рефлексивных процессов, посредством которых производится оценка сложившихся обстоятельств, дается начальный толчок для поиска путей выхода из этого тягостного положения.
Пытаясь сохранить свои кадры, зарубежные корпорации сделали ставку на коррекцию эмоционального состояния сотрудников. Их обучают методам профилактики стрессовых состояний. Разворачиваются широкие программы «хорошего самочувствия». Обычно они состоят из кратких лекций, которые читаются в обеденный перерыв и из которых сотрудники узнают, как лучше питаться, более эффективно распределять свое время, как бросить курить, как изменить себя и т.д. Наибольшую эффективность показывают программы, предусматривающие выявление конкретных источников стресса, разработку разнообразных подходов к их устранению или снижению действия. Компании затрачивают немалые средства на разработку психологических проблем, выявление стресс-факторов, их устранение, на восстановление у своих работников душевного равновесия. Затраты оправданы снижением уровня заболеваемости, повышением работоспособности, хорошим настроением сотрудников.
Медицина утверждает, что физические тренировки, проводимые систематически, значительно повышают стрессоустойчивость. Снижают психическое напряжение и занятия любым видом искусства, пребывание на природе, общение с домашними животными. Веселье, радость и смех также являются действенным средством борьбы со стрессом. Предполагается, что задача современного человека не в борьбе со стрессом, а в изменении отношения к нему. В противном случае возможны случаи неврологических заболеваний (депрессия).
Переживаемые эмоции и эмоциональные состояния при внимательном отношении друг к другу можно прочитать по лицу. Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важнейшим инструментом общения.
Выразительные проявления являются как врожденными, так и развиваются социально, путем подражания. Одно из доказательств врожденности состоит в том, что у маленьких детей – слепых и зрячих – мимика одинакова. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, а у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о социальной регуляции.
Известно, что человек может контролировать свои эмоции и выразительные движения. Особенно ярко это заметно в процессе общения. Владение выразительностью мимики позволяет как убеждать, так и скрывать истинные эмоции.
Люди с разным типом темперамента, характера, представители различных национальностей, социальных слоев и культур контролируют свои эмоции в разной степени. Большое значение в управлении эмоциями имеет уровень волевого развития личности.
Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия, нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы Воля проявляется не только в умении активизировать себя на достижение цели, но и в умении воздержаться от чего-либо.
Волевое усилие – это сознательное саморегулирование в затрудненных условиях. Человек осуществляет деятельность с помощью волевых усилий, направленных на определение цели и плана предпринимаемого действия и на его исполнение. В процессе исполнения волевое регулирование проявляется в сознательном пуске действия, усилении или ослаблении этого действия, ускорении или замедлении, временной задержке и возобновлении, остановке, переключении активности и другие действия.
Достижение целей личности связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия подразделяются на два вида – внешние и внутренние. Внешние препятствия – это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и так далее. Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинить свою деятельность определенным задачам.
В основе волевого процесса лежат механизмы саморегуляции организма, имеющие рефлекторную природу. В процессе деятельности мозг человека получает информацию не только о результатах уже завершенного действия, но и о каждом этапе его выполнения, что обеспечивает постоянную корректировку поведения в соответствии с поставленной целью. Если при решении привычной задачи возникает трудность больше той, преодоление которой закреплено в стереотипах поведения, то происходит сознательная мобилизация; малоосознанные привычные усилия переходят в осознаваемые, волевые.
Волевое усилие тесно связано с мотивом действия. Без мотивации нет действия. С увеличением значимости мотива возрастают и возможности личности в мобилизации волевых усилий. Волевое усилие проявляется лишь при сознательной подготовке к деятельности (выбор цели, принятие решения) и особенно в процессе исполнения.
Волевое усилие – одно из средств реализации мотива и цели.
Волевое усилие проявляется каждый раз, когда человек обнаруживает дефицит энергии, необходимой для достижения цели, и сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствии с теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха.
Однако совершенно неверно представление о волевом усилии лишь как о средстве усиления психической напряженности. Ничего хорошего не получается в работе человека, когда он знает только одно: «Скорее, сильнее, дальше?» При такой регуляции неизбежны вредные последствия для организма (переутомление, неврозы), резкое снижение работоспособности, появление отрицательных эмоциональных состояний.
Развитая воля – это обязательное и экономное расходование энергии, когда сознательные импульсы направлены не только на усиление и ускорение процессов, но и на их ослабление, по обстоятельствам. Именно волевой человек может отключаться от раздражающих помех, заставить себя в положенное время трудиться и отдыхать. Человеку с неразвитой волей сложно бороться со своим психическим перенапряжением.
Волевые качества личности формируются и закаляются в активной деятельности в системе воспитания при максимальном желании самой личности.
Лекция 11.