Развитие речи. подготовка к обучению грамоте и письму
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
ЧАСТЬ
Занятие 1
Развитие речи. Звуки вокруг нас. Домашние птицы
Цель:
• учить различать речевые и неречевые звуки, развивать интерес к ним передавать звуки природы фонетическими средствами языка;
• привлечь внимание к фонетической стороне речи (звуковой), опираясь
обыденное представление детей о значении этого слова;
· обобщить и систематизировать знания детей о домашних птицах;
· актуализировать и активизировать словарь по теме;
· развивать глагольный словарь;
·образовывать множественное число от названий детенышей домашних птиц;
· развивать связную речь, фонематический слух, внимание, воображение, мелкую моторику;
• воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Ход занятия
1. Организационный момент:Сообщение темы занятия,
Игровая ситуация «Птичий двор». Рассматривают картинку в тетради слушают голоса птиц.
- Кто был на птичьем дворе?
(Гуси, утки, куры, цыплята, индюк)
- Как их можно назвать одним словом? (Птицы)
- Что они делали?
(Подавал и голоса, издавали звуки)
Сегодня мы с вами поговорим о звуках вокруг нас и домашних птицах.
П. Актуализация,
Беседа по рисунку. Работа над предложением и словом,
1. Рассмотрите картинки в тетради и ответьте на вопросы:
- Как завывает ветер?
- Как шуршат листья?
- Как капает дождик?
-Как шумит кипящий чайник?
2 Что вы слышали? (Звуки)
Какие еще предметы издают звуки? (Самолет, мотор машины ...) С помощью какого органа чувств мы слышим? (С помощью уха)
3. Рассмотрите картинку в тетради. Какие звуки вы можете услышать на
Птичьем дворе?
Продолжите строчки стихотворения:
·Наша уточка с утра - .. ' .. ' '
·Паши гуси у пруда ! . ! !
·А индюк среди двора .. ! ! !
·Наши курочки в окно .. ' . ' !
Как их всех мы называли одним словом? (Птицы)
Почему? (Умеют летать; тело покрыто перьями: у них две лапы, два крыла, клюв, хвост; откладывают яйца, высиживают птенцов.)
- Где живут эти птицы? (Рядом с человеком)
Поэтому они ... (Домашние)
Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят пользу.)
- Какую пользу приносят домашние птицы? (Несут яйца, дают мясо, перья, пух.)
4. Помогите маме найти своего детеныша, соедините их линией. Как она " позовет его? Как он ответит? (Произнесите звуки мамы громко, детеныша – тихо.)
- как и чем питаются птицы? (Гуси, утки щиплют траву. Птицы клюют зерна.)
Физминутки. Игра с мячом «У кого кто?» (Называют детенышей в единственном и множественном числе.)
5. Отгадайте загадку. Наклейте отгадку.
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет.
6. Посмотрите на картинку и опишите петушка.
111.Закрепление.Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых, сочетаниях. Работа по формированию выразительности речи. Словарная работа. Обогащение лексического словаря. Работа над предложением (словосочетанием) Развитие связной речи.
Звуки бывают неречевые (их издают разные предметы и животные) речевые (их говорит человек), Звуки мы слышим и произносим. А что делают птицы? (Гусь - гогочет, Утка - крякает, Петух - кукарекает. Курица – кудахтает. Индюк болобочет. Цыплята - пищат.)
IV. Развитие мелкой моторики.
Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.
V. Итог
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 2
Грамота. Слово. Насекомые
Цель:
• помочь детям осознать, что слова звучат, т.е. состоят из звуков; дифференцировать, понятия «'Звук» - «слово»;
·слово может быть коротким и длинным;
·в слове есть начало, середина, конец; звуки стоят в определенном порядке;
·познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами);
·учил, определять количество звуков в звукоподражаниях и односложных словах;
·обобщить знания о насекомых;
·активизировать словарь по теме;
·составлять рассказ по сюжетной картинке;
·развивать связную речь, фонематический слух, внимание, память, мелкую кую моторику;
• воспитывать самостоятельность, активность, бережное отношение к живой природе.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Введение в тему (побуждение, сообщение темы).
Вспомнить звуки окружающего мира, обозначить их с помощью звуков человеческой речи. (Опираться на картинки.)
Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
Пчела - это кто? (Насекомое) Вы послушали загадку и назвали слово- отгадку
Сегодня мы с вами поговорим о слове и насекомых,
11. Новый материал. Выделение нового звука. Характеристика звука.
1 -- Рассмотрите картинки в тетради. Кого еще вы видите? (В тетради:
Жук, оса, муха, шмель, бабочка, комар, муравей, стрекоза.) Кто они все? (Насекомые)
--Что вы произносили? (Слова)
-- Все, что нас окружает, имеет название, т.е. обозначается словом.
Всему название дано
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно
А безымянных нету!
И все, что только видит глаз—
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А. Шибаев)
-- Вы любите секреты? Сегодня мы откроем необычные секреты – секреты слова.
-- Вы отгадали загадку о пчеле. Какой звук издает пчела? [Ж]
-- Что она делает, издавая этот звук? (Жужжит) Кто еще может жужжать? (Жук) Какие звуки живут в этом слове? (Интонационно выделяют звуки: ж-ж-у-у-у-к-к) Эти звуки одинаковые или разные?
Вывод: слова состоят из разных звуков - это первый секретик слова. Поэтому и говорят: «Слова звучат». (Они состоят из звуков.)
3. –Как вы думаете, все ли нужны в словах'? (Все) Давайте проверим.
Замените в слове «Жук» звук [ж] на звук [л]. Что получилось? (Лук) Объясните значения слов.
Второй секретик: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняется значение слов.
4. Послушай те, я назову насекомых. Но в их названиях потерялись звуки: …абочка, кома… Вы знаете таких насекомых? Какие звуки и куда нужно поставить, чтобы получилось правильное название насекомых? В азбуке-тетради наклеить картинки бабочки и комара.
Вывод: у слова есть начало и конец –это третий секретик.
5. В слове может быть много звуков, а может быть мало, т.е. слова могут быть длинными и короткими.
Дидактическое упражнение «Длинное-короткое».
- Назовите насекомых в тетради, внимательно вслушиваясь в слова. Слово длинное, соедините его с длинной полоской, а если слово короткое - короткой.
6. Знакомство и работа со схемой:
- Под наклейками нарисуйте столько кружочков, сколько звуков в слове (на каждый звук - кружочек). Так мы будем обозначать звуки в словах (ведь идут один за другим, как бусинки на ниточке).
Физминутка.
Кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок! Стоп!
Сели - травушку покушали.
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
3. Дифференцировать понятия «слово» - «звук».
-- Вы узнали, что звуки мы будем обозначать кружочками, а слова полоской.
- Я буду называть слова и звуки. Если вы услышите звук, поднимите кружочек, а, если слово --- полоску.
Учитель называет слова и отдельные звуки (не только насекомых и звукоподражательные, но и другие).
2. Составление рассказа по сюжетной картинке (подобранной учителем) по плану или по образцу:
- Когда мы можем видеть насекомых? (Весной, летом, осенью)
- Какое время года на картинке?
- Кто прилетел на цветущий луг?
- Как вы узнали, что это насекомые? (Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть ножек.)
- Что делают бабочки? (Прыгают с цветка на цветок.)
- Кто собирает нектар с цветов? (Пчелы)
- Что делает кузнечик? (Прыгает в траве, стрекочет.)
- Для чет нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц.)
4. Письмо. Штриховка.
Итог
- Назовите полезных и вредных насекомых. Что значит: слова звучат? Они состоят из звуков.)
Игра «Собери слово». - Сделайте ладошки «чашечкой». Я буду «бросать» звуки, а вы собирать из них слова. Звуки нельзя «ронять» и переставлять! Ж, у,к; л,у,к; м,а,к; д,о,м; с.о.к; д.ы.м; и т.п. Дети закрывают «чашечку» и подносят ее к уху (слушают слова).