Развитие речи. подготовка к обучению грамоте и письму

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

ЧАСТЬ

Занятие 1

Развитие речи. Звуки вокруг нас. Домашние птицы

Цель:

• учить различать речевые и неречевые звуки, развивать интерес к ним передавать звуки природы фонетическими средствами языка;

• привлечь внимание к фонетической стороне речи (звуковой), опираясь

обыденное представление детей о значении этого слова;

· обобщить и систематизировать знания детей о домашних птицах;

· актуализировать и активизировать словарь по теме;

· развивать глагольный словарь;

·образовывать множественное число от названий детенышей домашних птиц;

· развивать связную речь, фонематический слух, внимание, воображение, мелкую моторику;

• воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Ход занятия

1. Организационный момент:Сообщение темы занятия,

Игровая ситуация «Птичий двор». Рассматривают картинку в тетради слушают голоса птиц.

- Кто был на птичьем дворе?

(Гуси, утки, куры, цыплята, индюк)

- Как их можно назвать одним словом? (Птицы)

- Что они делали?

(Подавал и голоса, издавали звуки)

Сегодня мы с вами поговорим о звуках вокруг нас и домашних птицах.

П. Актуализация,

Беседа по рисунку. Работа над предложением и словом,

1. Рассмотрите картинки в тетради и ответьте на вопросы:

- Как завывает ветер?

- Как шуршат листья?

- Как капает дождик?

-Как шумит кипящий чайник?

2 Что вы слышали? (Звуки)

Какие еще предметы издают звуки? (Самолет, мотор машины ...) С помощью какого органа чувств мы слышим? (С помощью уха)

3. Рассмотрите картинку в тетради. Какие звуки вы можете услышать на

Птичьем дворе?

Продолжите строчки стихотворения:

·Наша уточка с утра - .. ' .. ' '

·Паши гуси у пруда ! . ! !

·А индюк среди двора .. ! ! !

·Наши курочки в окно .. ' . ' !

Как их всех мы называли одним словом? (Птицы)

Почему? (Умеют летать; тело покрыто перьями: у них две лапы, два крыла, клюв, хвост; откладывают яйца, высиживают птенцов.)

- Где живут эти птицы? (Рядом с человеком)

Поэтому они ... (Домашние)

Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят пользу.)

- Какую пользу приносят домашние птицы? (Несут яйца, дают мясо, перья, пух.)

4. Помогите маме найти своего детеныша, соедините их линией. Как она " позовет его? Как он ответит? (Произнесите звуки мамы громко, детеныша – тихо.)

- как и чем питаются птицы? (Гуси, утки щиплют траву. Птицы клюют зерна.)

Физминутки. Игра с мячом «У кого кто?» (Называют детенышей в един­ственном и множественном числе.)

5. Отгадайте загадку. Наклейте отгадку.

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

6. Посмотрите на картинку и опишите петушка.

111.Закрепление.Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых, сочетаниях. Работа по формированию выразительности речи. Словарная работа. Обогащение лексического словаря. Работа над предложением (словосочетанием) Развитие связной речи.

Звуки бывают неречевые (их издают разные предметы и животные) речевые (их говорит человек), Звуки мы слышим и произносим. А что делают птицы? (Гусь - гогочет, Утка - крякает, Петух - кукарекает. Курица – кудахтает. Индюк болобочет. Цыплята - пищат.)

IV. Развитие мелкой моторики.

Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.

V. Итог

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 2

Грамота. Слово. Насекомые

Цель:

• помочь детям осознать, что слова звучат, т.е. состоят из звуков; дифференцировать, понятия «'Звук» - «слово»;

·слово может быть коротким и длинным;

·в слове есть начало, середина, конец; звуки стоят в определенном порядке;

·познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами);

·учил, определять количество звуков в звукоподражаниях и односложных словах;

·обобщить знания о насекомых;

·активизировать словарь по теме;

·составлять рассказ по сюжетной картинке;

·развивать связную речь, фонематический слух, внимание, память, мелкую кую моторику;

• воспитывать самостоятельность, активность, бережное отношение к живой природе.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Введение в тему (побуждение, сообщение темы).

Вспомнить звуки окружающего мира, обозначить их с помощью звуков человеческой речи. (Опираться на картинки.)

Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела)

Пчела - это кто? (Насекомое) Вы послушали загадку и назвали слово- отгадку

Сегодня мы с вами поговорим о слове и насекомых,

11. Новый материал. Выделение нового звука. Характеристика звука.

1 -- Рассмотрите картинки в тетради. Кого еще вы видите? (В тетради:

Жук, оса, муха, шмель, бабочка, комар, муравей, стрекоза.) Кто они все? (Насекомые)

--Что вы произносили? (Слова)

-- Все, что нас окружает, имеет название, т.е. обозначается словом.

Всему название дано

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз—

­Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

(А. Шибаев)

-- Вы любите секреты? Сегодня мы откроем необычные секреты – секреты слова.

-- Вы отгадали загадку о пчеле. Какой звук издает пчела? [Ж]

-- Что она делает, издавая этот звук? (Жужжит) Кто еще может жужжать? (Жук) Какие звуки живут в этом слове? (Интонационно выделяют звуки: ж-ж-у-у-у-к-к) Эти звуки одинаковые или разные?

Вывод: слова состоят из разных звуков - это первый секретик слова. Поэтому и говорят: «Слова звучат». (Они состоят из звуков.)

3. –Как вы думаете, все ли нужны в словах'? (Все) Давайте проверим.

Замените в слове «Жук» звук [ж] на звук [л]. Что получилось? (Лук) Объясните значения слов.

Второй секретик: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняется значение слов.

4. Послушай те, я назову насекомых. Но в их названиях потерялись звуки: …абочка, кома… Вы знаете таких насекомых? Какие звуки и куда нужно поставить, чтобы получилось правильное название насекомых? В азбуке-тетради наклеить картинки бабочки и комара.

Вывод: у слова есть начало и конец –это третий секретик.

5. В слове может быть много звуков, а может быть мало, т.е. слова могут быть длинными и короткими.

Дидактическое упражнение «Длинное-короткое».

- Назовите насекомых в тетради, внимательно вслушиваясь в слова. Слово длинное, соедините его с длинной полоской, а если слово короткое - короткой.

6. Знакомство и работа со схемой:

- Под наклейками нарисуйте столько кружочков, сколько звуков в слове (на каждый звук - кружочек). Так мы будем обозначать звуки в словах (ведь идут один за другим, как бусинки на ниточке).

Физминутка.

Кузнечики.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок! Стоп!

Сели - травушку покушали.

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

3. Дифференцировать понятия «слово» - «звук».

-- Вы узнали, что звуки мы будем обозначать кружочками, а слова полоской.

- Я буду называть слова и звуки. Если вы услышите звук, поднимите кружочек, а, если слово --- полоску.

Учитель называет слова и отдельные звуки (не только насекомых и звукоподражательные, но и другие).

2. Составление рассказа по сюжетной картинке (подобранной учителем) по плану или по образцу:

- Когда мы можем видеть насекомых? (Весной, летом, осенью)

- Какое время года на картинке?

- Кто прилетел на цветущий луг?

- Как вы узнали, что это насекомые? (Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть ножек.)

- Что делают бабочки? (Прыгают с цветка на цветок.)

- Кто собирает нектар с цветов? (Пчелы)

- Что делает кузнечик? (Прыгает в траве, стрекочет.)

- Для чет нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц.)

4. Письмо. Штриховка.

Итог

- Назовите полезных и вредных насекомых. Что значит: слова звучат? Они состоят из звуков.)

Игра «Собери слово». - Сделайте ладошки «чашечкой». Я буду «бросать» звуки, а вы собирать из них слова. Звуки нельзя «ронять» и переставлять! Ж, у,к; л,у,к; м,а,к; д,о,м; с.о.к; д.ы.м; и т.п. Дети закрывают «чашечку» и под­носят ее к уху (слушают слова).

Наши рекомендации