Особенности организации обр. процесса в образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Организация образовательного процесса прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ».
Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Письмо Минобразования РФ
От 4 сентября 1997 г. N 48
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений
I-VIII видов
(извлечение, только про VIII вид)
Специальное (коррекционное) образовательное учреждениеVIII вида
Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием.
1. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам.
2. Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
3. В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7—8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе Образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка. Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6—8 человек, а в остальных классах — не более 12.
4. Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительного класс
Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.
В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.
5. В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать 5—6 человек.
Дети могут быть направлены в подготовительный (диагностический) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.
Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем Уровням:
1-й уровень — в возрасте с 6 до 9 лет;
2-й уровень—с 9 до 12лет;
З-й уровень—с 13 до 18 лет.
В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит в соответствии с Рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.
В такие классы не принимаются дети с психпатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями.
Организация, методы и содержание работы по обучению игре детей дошкольного возраста с проблемами развития. (3)
Формирование игровой деят-ти начинается с R предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. На первых порах на занятия берется любимая игрушка. Предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяем их и сопровождаем речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом со сверстником, а затем вместе с ним.
Играв коллективе связана с представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. В игре познают соц нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.
Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений (четко выражен характер персонажей и эмоц состояние), позволяет приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.
В целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей самостоятельной игровой деятельности, становлению сюжетно-ролевой игры.
Поэтому на 1-2 годах обучения ставятся следующие задачи:
1. Формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре.
2. Обучение использованию игрушкой в соответствии с её функциональным значением.
3.Обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно.
4. Обучение воспроизводить связанные между собой логически определенные действия (цепочки из 2 действий: сначала стираем, потом развешиваем и т.д.)
5.Воспитание бережного отношения к игрушке.
6. Обозначение словом, предложением предметов и действий.
На 3-4 годах обучения требования усложняются. К этому времени дети должны:
1. Уметь самостоятельно сформулировать замысел игры.
2. Отражать в игре роль труда взрослого человека, передавать отношения между людьми.
3. Научится действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы – заместители.
4. Отражать знания, полученные на других занятиях.
При обучении используются методические приемы:
- показ игровых действий педагогом,
- совместное выполнение игровых действий (подражание),
- отраженное выполнение действий (по образцу),
- выполнение заданий по словестной инструкции,
- самостоятельное обыгрывание игрушек.
(Программа воспит и обуч дошк с интеллект недостаточн под ред Баряевой Л.Б, Гаврилушкина О.П и др. Центральным разделом Программы явл-ся «Игра»).
Организация, содержание, методы и приемы обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях (3).
ИЗО деятельность -это художественная деят-ть, котор способствует всестороннему R личности, познанию ребенком окружающ мира, R способностей отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Организация работы осуществляется по следующим направлениям:
1. Корр. Развивающий эффект м.б. достигнут если применять спец. приемы, методы и средства в работе с детьми.
2. Соблюдение принципа коррекционной направленности.
3. Учет особенностей различия групп детей (мобилизация сохранных возможностей детей)
4. Активизация интеллектуальной деятельности в процессе изо (предварительное осмысление структуры изображения, сопоставление рис. с объектом)
5. Побуждение детей к словесному обозначению выполненного рез-та.
6. Формирование интереса к изо деятельности
Формы организации обучения:
1. Индивидуальная
2. Групповая
3. Группы кратковременного пребывания
4. Надомное обучение
Содержание
На нач этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми.
Лепка.Знакомясь с пластилином усваивает форму и величину.
Аппликация позволяет увидеть контур предмета.
Рисование. Во время занятий развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка.
Этапы занятий:
1. Подготовительный.
Цель: формирование у детей интереса к занятию.
2. Основной.
· Переход к простейшим изобразительным упражнениям,
· Знакомство с основными материалами, орудиями (кисть, карандаш, губка),
· Освоение элементарных техник рисования (правильно держать карандаш, проводить линию, рисование губкой и т.д)
3. Самостоятельное выполнение работы с минимальной помощью педагога.
Методы обучения изо деятельности:
Действия совместно воспитателем, затем — по подражанию и, наконец, самостоятельно. В качестве объектов изображения используются хорошо знакомые детям предметы, которые нетрудно зарисовать, слепить, построить (домик, башня, ворота, шарик, мячик, пряник, баранка и т.д.).
Прием пассивных движений. Воспитатель вкладывает в правую руку ребенка фломастер и «рисует» вместе с ним дорожку, травку, заборчик, ступеньки и т.п.
Показ приемов изображения. Дети испытывают особенное желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов в том случае, если занятия носят живой, занимательный характер.
Коллективное рисование. Сопоставлению реального предмета и изображения, при этом берется ограниченное количество предметов, резко отличающихся по какому-нибудь одному признаку (по форме, величине или цвету).
Педагогическое рисование — выполнение рисунков (на доске, ватмане) педагогом. (Л.Ф. Кейран)