Проектирование индивидуальной траектории обучающегося в личностном развитии, воспитании, самообразовании
Образовательная траектория – это педагогически проектируемый оптимальный путь решения его индивидуальных образовательных задач с помощью ресурсов школы, путь, ведущий к достижению образовательных целей.
Индивидуальный образовательный план, является обязательным к исполнению, внутришкольным документом, гарантирующим равнозначность всех сфер образовательной деятельности. Для реализации индивидуального образовательного плана, необходима разработка индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная программа понимается, как индивидуальная траектория учащегося и проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей.
При переходе на индивидуальный план необходима организационная работа с учащимися. Первоначально необходимо объяснить, что такое индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа. Какие положительные и негативные моменты могут возникать по мере продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Каждому учащемуся выдается памятка для составления индивидуального учебного плана.
Этапы составления индивидуального учебного плана
1. Познакомьтесь с вариантом учебного плана вашего образовательного учреждения. Он состоит из пяти блоков и представлен базовыми общеобразовательным предметами, которые являются обязательными для изучения старшеклассниками. Второй, третий и четвертый ( содержат предметы, которые вы изучаете по выбору на профильном и базовом уровне. Пятый блок — проектная и исследовательская деятельность, занятия которого являются обязательными для учащихся старших классов. Предварительный учебный план вместе с каталогом учебных программ даст вам представление об образовательных ресурсах вашего учебного учреждения.
2. Выберите предметы, которые вы хотите изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). В полученной вами форме индивидуального учебного плана укажите это, поставив соответствующее количество часов напротив выбранных профильных предметов.
3. Поставьте нужное количество часов напротив базовых общеобразователь- ных предметов. Это потребуется вам для подсчета общего объема учебной нагрузки.
Обратите внимание:
- если предметы, входящие в первый блок учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются;
- если вы выбираете изучение трех учебных предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология), то интегрированный курс «Естествознание» на базовом уровне не изучается.
4. Сделайте выбор во втором блоке «Учебные предметы по выбору на базовом уровне».
5. Сделайте первый подсчет общего количества своей учебной нагрузки. Она не должна превышать 30 часов в неделю.
6. Приступайте к выбору элективных курсов. Их суммарный объем не должен превышать 4-х часов в неделю.
7. Определите учебные практики, проекты и другие формы исследовательской деятельности, которые предлагаются каталоге. Их суммарный объем не должен быть меньше, чем 8 часов (1 час в неделю), и не может превышать 136 часов в год.
8. Подсчитайте суммарный объем часов в неделю, составляющих ваш индивидуальный учебный план. Объем не должен превышать 36 часов с учетом содержания всех пяти блоков.
9. Согласуйте составленный вами индивидуальный учебный план с классным руководителем или наставником (тьютором), классным воспитателем и своими родителями.
10. Подготовьте индивидуальный учебный план для утверждения директором школы.
Для перехода школьного сообщества на индивидуальное образование используются следующие этапы.
Начальный этап - аналитический
На данном этапе необходимо проведение объективного анализа уровня готовности учащегося по базовым дисциплинам:
- готовность педагогического и вспомогательного персонала к работе на основе новых норм;
-педагогического и родительского сообщества к изменениям в организации;
- учеников к новой системе образования ( становление системы их учения и проектной практики должно быть хорошо подготовлено, иначе оно будет профанацией);
- материально- технической базы к подобной перемене ( важно наличие мест для групповой работы и открытых информационных пространств: библиотеки с открытым доступом в читальный зал, достаточным количеством современной справочной литературы, видеотеки, доступа в Интернет).
Вторым аналитическим этапом
- является погружение в проблемы.
- проведение семинаров и деловых игр с участием родителей, учителей, учащихся.
- психологическая служба оказывает помощь в выборе индивидуальных учебных планов, в зависимости от психологического типа.
-медицинская служба
мониторинг здоровья обучающихся и рекомендации по нагрузке.
Для перехода на индивидуальные учебные планы необходимы следующие условия:
- изменение философии образовательного учреждения и позиции педагогов;
-утверждение реального приоритета индивидуальности обучающегося и ценностей понимающей педагогики;
- обеспечение демократических норм взаимодействия детей и взрослых;
- развитие соуправления в образовательного учреждения в ближайшем социуме.
Заканчивается аналитический этап переходом на индивидуальный учебный план.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных планов и программ требует, как его вариативного содержания, так и вариативных методов, средств и форм обучения. Каждая программа разрабатывается на основе следующих критериев:
- обеспечение достижения обучающимися требований государственных образовательных стандартов по данной учебной дисциплине;
- обеспечение в рамках данной программы развития грамотности обучающегося;
- обеспечение педагогического сопровождения личностного роста обучающегося: потенциал данной программы в плане возможностей коррекции его мотивов, установок, личностных смыслов.
Индивидуальный образовательный план обучающегося разрабатывается педагогом-наставником (тьютором), классным руководителем на определенный период ( год, полугодие) и утверждается директором школы, подписывается родителем обучающегося и им самим. Такой план состоит из четырех основных разделов.
1.Общеобразовательные дисциплины. Определяются стратегические задачи для данного обучающегося по каждой образовательной дисциплине, в том числе - на групповые занятия в классе, индивидуальные, элективные , занятия вне школы ( экскурсии, практикумы в различных учреждениях), подготовку проектов по предмету, самостоятельную работу обучающегося.
2.Дополнительное образование. Определяется профиль кружковых, клубных, секционных и т.п. занятий, посещаемые обучающимися, а также определяются педагоги. Формулируются педагогические задачи по дополнительному образованию. Планируется количество часов на разные темы образовательного процесса.
3.Консультатции наставника и специалистов. Определяется его профиль и персональный состав специалистов (тьютор, психолог, логопед, социальный работник) формулируются основные проблемы и соответствующие задачи, планируются необходимое количество часов для консультаций.
4.Участие в культурной и общественной жизни. Определяются виды деятельности обучающегося в данных сферах жизни школы (общества), ответственные педагоги, решаемые педагогические задачи, необходимые часы (для репетиций, заседаний, выступлений). Индивидуальный учебный план должен быть направлен на развитие компетентности обучающихся. Необходимо выявить с помощью диагностики, какими компетентностями обучающийся владеет и на каком уровне, какие компетентности необходимо формировать. Обучающийся должен владеть следующими компетентностями:
- интеллектуальными– способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях, определять способ построения учебной задачи, владение приемами самостоятельного добывания знаний; высокий уровень развития познавательных процессов, способность работать в условиях гипотезы, поиска исследования
-личностным - желание и умение проявлять самостоятельность инициативу, волю, планировать и организовывать свою деятельность;
-коммуникативными –способность использования средства языка и речи для получения и передачи информации,строить монологические высказывания различного типа, умение участвовать в учебном диалоге;
- рефлексивными – способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть всевозможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; осознание собственных достоинств, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к лучшему, анализировать себя, окружающие условия, видеть причины неудач и намечать пути их преодоления.
- деловыми - способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; способность работать в условиях выбора; индивидуальный стиль деятельности;
- креативными – способности к самоактуализации, способность любую учебную задачу решать творчески;
- эмоциональными- это система учебно- познавательных мотивов, адекватная реакция на различные учебные ситуации, умение использовать и приобретать чувственный опыт.
-проектировочными - это умение проектировать модели, прогнозировать будущее, определять поэтапные действия для достижения цели.
Для проведения стартовой диагностики необходимо использовать два основных диагностических блока умений из разделов «Познавательная деятельность» и «Информационно - коммуникативная деятельность»:
- умение лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов, работа с информацией);
- умения, связанные с освоением общелогических приемов знания
( сравнение, моделирование, классификация и др.);
-умения, связанные с овладением различными методами и познания.
По результатам диагностики обучающихся можно выяснить:
1.Уровень сформированности общеучебных умений.
2.Владение навыками извлечения информации, заданной в явном виде, из текста, таблиц, графиков, диаграмм.
3.Умение преобразования информации из одного вида в другой, умение устанавливать причинно - следственную связь.
4.Умение преобразовывать и интерпретировать естественно - научную информацию, сравнивать и классифицировать.
5.Владение вычислительными навыками и умением формулировать выводы.
6.Использование знаний для обоснования своего мнения по заданной проблематике.
Таким образом, индивидуальный образовательный план учащегося служит организационным механизмом обеспечения индивидуальной образовательной траектории, позволяющий строить образовательный процесс, в строгом соответствии с обозначенными выше критериями.[4]
В основной школе образовательные программы рекомендуется составлять для учащихся с проблемами в обучении, в личностном самоопределении, проявляющих склонность к избранной сфере профессиональной деятельности за счет изучения блоков элективных курсов по выбору дальнейшей профилизации учащихся.
В старшем звене личностно - ориентированное образование, осуществляемое при реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ, становиться реальностью в условиях организации его в профильных группах учащихся.
Образовательная программа разрабатывается педагогом и корректируется им в совместной деятельности с психологом, учеником и его родителями. Создавая совместно с обучающимися индивидуальную образовательную программу, учитель осуществляет педагогическое проектирование, которое можно представить как определение этапов реализации определенной педагогической системы.
Индивидуальную образовательную программу можно представить как совокупность взаимосвязанных модулей:
-Диагностический модуль определяет особенности развития обучающегося, уровень его обученности и проблемы в усвоении приемов мыслительной деятельности, - проблемы управления учебной деятельностью, сформированность коммуникативных умений, - проблемы выявленные психологом; рекомендации для педагогов и родителей; заключение медиков о проблемах в здоровье ученика и рекомендации о возможной и необходимой учебной и физической нагрузкой.
-Базово - инвариатный модуль реализует идею базового содержания общего образования и отражает специфику конкретного образовательного учреждения: определяет объем учебного материала, предлаг, какой уровень требований будет предъявляться к обучаемому, определяется индивидуальный темп изучения материала
- Вариативно - предметный модуль проектирует условия для самоопределения обучающихся через углубленное изучение одного или нескольких предметов и внеучебную работу по ним, а также для реализации творческих способностей обучающихся через включение их в исследовательскую деятельность.
- Вариативно - личностный модуль определяет условия для развития коммуникативных, организаторских и дидактических социальных компетенций учеников, посредством включения их в работу творческих лабораторий и центров.