Методические рекомендации к разработке сценария лекции-концерта
Лекция-концерт является одной из форм тематических концертов. Ее особенность – наличие значительной доли текстового материала (поэтического, литературного), выстроенного в соответствии с логикой подачи материала. Лекция-концерт позволяет соединить решение учебно-педагогических проблем с задачами музыкального просвещения.
В подборе тем необходимо ориентироваться на такие направления музыкальной культуры как фольклор, музыка религиозной традиции, произведения зарубежных и отечественных композиторов-классиков, современное музыкальное искусство (включая лучшие образцы эстрадной и джазовой музыки). Главное – постижение смысла музыкальной культуры.
Организация и проведение лекций-концертов несёт познавательную функцию, так как знакомит исполнителей и слушателей с различными музыкальными инструментами, формами и жанрами музыкального искусства, даёт возможность более полного и цельного охвата творчества композитора или определённого музыкального жанра.
Глубокое проникновение в стиль и содержание музыкальных произведений в яркой занимательной форме помогает установить связь со смежными видами искусств. Оформление концертов вернисажами, включение в сценарий литературных фрагментов, использование элементов театрализации – всё это способствует более эмоциональному, творческому восприятию музыки, более глубокому её пониманию. Такие концерты стимулируют процесс самообразования, дают возможность в логически стройном виде изложить музыкальную тему, и, вместе с тем, доставляют эстетическое наслаждение исполнителям и публике.
В лекциях-концертах на практике решаются задачи межпредметных связей. Своеобразное «погружение» в эпоху, объединение предметов одной темой позволяют связать знания, полученные на уроках музыкальной литературы и истории искусств с исполнением музыкальных произведений, подготовленных в классах специального инструмента, ансамбля, аккомпанемента, хора, сольфеджио, оркестра и др.
Для составления сценария тематических лекций-концертов необходимо точное знание эпохи, быта, художественных течений, а также знание жизни и творчества композиторов, произведения которых используются в концертной части мероприятия. Это требует серьёзного изучения исторической, художественной, музыкальной литературы. Такая подготовительная работа позволит повысить профессиональный уровень мероприятия, а значит, и качество исполнительских номеров, дает возможность соблюсти принцип документализма в составлении сценария.
Возможны следующие подвиды лекций-концертов:
– «Пианист-концертмейстер»,
– «Пианист – участник ансамбля»,
– «Пианист-педагог»,
– «Пианист-солист»,
– «Пианист-композитор»,
– «Дирижёр хора»,
– «Дирижёр симфонического оркестра».
Особенного мастерства требует организация циклов-концертов для детей младшего возраста, задача которых – ввести юных слушателей в мир музыки на простых и доступных образах. Так, основными задачами цикла «Музыка для детей и о детях» могут стать:
– знакомство учащихся с разнообразными жанрами детской вокальной, камерно-инструментальной, оркестровой музыки;
– возможно участия большого количества юных музыкантов в концертной жизни школы;
– активное участие в концертах преподавателей;
– использование в концертах элементов смежных видов искусств.
Музыкальной основой цикла в этом случае становится детская музыка композиторов прошлого и настоящего, обзорно или вовсе не освещённая в курсе предмета музыкальной литературы для детских музыкальных школ. В подборе тем концертов приоритет отдается музыке русских композиторов. В их числе: вокальный цикл «Детская» и фортепианный цикл «Воспоминания детства» М.П.Мусоргского; «Детский альбом» и «Детские песни» П.И.Чайковского; Симфоническая сказка «Петя и волк» и «Детская музыка» С.С. Прокофьева; сборники фортепианных пьес М.А. Зива «Прогулка по клавишам» и «От пяти до пятидесяти» С.М.Слонимского; «Детская музыка А.А.Гречанинова» и др.
В детских циклах рассказы ведущего должны быть связаны в единое целое, своего рода сюжетную игру, в которую добавляются элементы знаний-навыков, а музыкальные произведения – разнообразными, желательно образно-изобразительными по содержанию, небольшими по форме. Только в этом случае можно добиться активного сопереживания детской аудитории.