И. П. Иванов. Воспитывать коллективистов
В. И. Ленин
Приглашение к поиску
Коллективизм - неотъемлемая черта и ведущее качество личности советского человека, противостоящие буржуазному, мещанскому индивидуализму и эгоцентризму. Это фундамент коммунистической нравственности.
Воспитание у подрастающих поколений потребности и умения жить интересами общества - важнейшая задача школы. Марксистско-ленинская педагогическая наука разработала теоретические основы формирования коммунистических, коллективистских по своей сути, отношений. Труды Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и других первостроителей советской теории и методики воспитания - неисчерпаемый источник мыслей, вдохновляющих каждого педагога на творческий поиск наиболее эффективных путей и средств создания и укрепления воспитательного коллектива. Такой коллектив должен осуществлять свое главное назначение: обеспечивать рост и расцвет каждой личности. Личности, ведущей потребностью которой станет действенная забота о благе других людей. Это особенно важно в современную эпоху, когда началась перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих нашему строю коллективистских, демократических началах.
Рассказывая об этапах становления опыта совершенствования общественной жизни школьников в комсомольской и пионерской организациях, мы покажем зарождение и развитие основных идей нашего подхода к воспитанию коллективистов, раскроем конкретную методику формирования коллективистских отношений.
Мы убеждены, что сущность этих отношений - товарищеская забота о близких и далеких людях, об улучшении окружающей действительности, стремление и способность, развивая себя, обогащая свои знания и умения, отдавать их на общее дело. И видеть в этом высший смысл человеческой жизни и решающее условие счастья.
Старшее поколение кровно заинтересовано в передаче своего социального опыта, своих духовных и нравственных ценностей, коммунистических идеалов детям, подросткам, молодежи. Но важно, чтобы этот опыт становился для подрастающих поколений личностно значимым, превращаясь в собственные убеждения, черты характера. Причем не менее важно, чтобы школьники приобрели готовность и умения развивать и обогащать усвоенный опыт старших.
И сделать это можно лишь в процессе совместной, ежедневной, активной, конкретной общественно необходимой деятельности.
Как показала наша многолетняя практика, только общее дело на радость и пользу другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый раскрывает и растит лучшее в себе. Но это происходит не автоматически, а благодаря специально организованной заботе воспитателей о создании и развитии коллективистских, нравственных, воспитательных отношений. Поэтому воспитателю очень важно осознать необходимость своей объективной педагогической позиции как старшего товарища детей и ведущего участника общего дела.
К сожалению, в повседневной школьной жизни нередко забывается одно из определяющих педагогических положений: воспитание - процесс двусторонний. Воспитательное воздействие успешно только в том случае, если педагог видит и понимает душевное состояние школьников, их реальные отношения, возможности и перспективы развития этих отношений. Для того чтобы на деле вести за собой воспитанников, быть для них примером гражданского, подлинно коллективистского отношения к людям, воспитатель должен постоянно сам расти как личность, постоянно учиться смотреть на себя глазами детей. Его внутреннюю позицию можно выразить так: "Мне интересно с вами, мне столь же важно, чем занимаетесь вы, мне интересны вы как люди. Но насколько интересен вам я как человек? Что я могу дать вам? Чем могу обогатить вас в нашем общем деле?"
В общей гражданской заботе - общественной и учебной - воспитатель сам постоянно совершенствуется как организатор и учит ребят строить радостную и полезную повседневную творческую жизнь. Учит их гражданской целеустремленности, инициативе и самостоятельности, Ответственности и дисциплине. Учит их быть коллективистами, которые заботятся о созидании человеческого счастья.
Сила товарищества
Главное - новое отношение к человеку, новая позиция человека в коллективе, новая о нем забота...А. С. Макаренко
Загадка X А
Педагоги 202-й ленинградской школы не помнили столь горячих споров. Все началось с неожиданного выступления одного из старейших наших товарищей на очередном и поначалу вполне мирном педсовете.
- Нет, не такое легкое дело - привести в норму X А, раскритикованный в докладе директора! И о том, как этого добиться, надо всем нам крепко задуматься. Ведь за обилием двоек и троек в конце I четверти таится еще более Страшное - равнодушие к учебе по многим предметам. И это - в классе, где больше всего способных и любознательных учащихся! Любителей чтения и музыки, театра и хореографии, знатоков истории и достопримечательностей Ленинграда... В классе, известном своими вожатыми, членами совета дружины и учкома, комсомольскими вожаками. И в этом-то классе стало доблестью читать на уроке толстенные фолианты, прикрываясь учебниками, лихо выполнять домашнее задание на последней переменке, изобретать все новые способы подсказки, вести во время объяснения учителя секретный дневник или задушевную переписку, рисовать карикатуры на педагогов и делать еще много предосудительного. Это - на уроках, а в общественной работе? Здесь то же изобретательное увертывание от поручений или видимость их выполнения, формальное отбывание и хитроумное "использование" собраний.
Картина, с тревогой представленная классным руководителем X А, обобщала впечатления учителей, работавших в этом, да и в других классах, разволновала многих из нас и объединила в стремлении найти выход из создавшегося положения.
Директор школы после безуспешных попыток придать этому спору характер организованной дискуссии предложила создать специальную комиссию, поручить ей разобраться в ситуации, сложившейся в X А, выяснить причины и продумать необходимые меры.
Автору этих строк, тогда начинающему учителю, судьба преподнесла неожиданный подарок: ему посчастливилось попасть в эпицентр коллективного размышления педагогов одной из лучших ленинградских школ о самых сложных и острых вопросах воспитания старшеклассников. Когда возникает равнодушное отношение к учебе и общественной работе даже у самых способных и активных? Почему это происходит? Откуда берутся у наших воспитанников лень, недисциплинированность, зазнайство и прочие отрицательные качества?
Поначалу убедительными казались гневные тирады тех, кто обвинял родителей, избаловавших своих детей с ранних лет и приучивших заниматься только тем, что интересно, позволяющих им "делать что хотят" и дающих деньги на любые удовольствия.
"Но ведь происходит так далеко не во всех семьях,- возражали этим педагогам.- Напротив, многие из родителей наших старшеклассников могут служить для них примером трудолюбия и скромности, стремятся выполнять все требования, которые предъявляет школа". Так, может быть, все дело в нас, учителях? Причем не в преподавании (в его качестве никто не сомневается), а в воспитательной работе? В ее недостаточности? "Наверное,- говорили эти педагоги, стараясь не очень обижать классного руководителя,- нельзя слишком доверяться старшеклассникам, полагаться на их самостоятельность и инициативу. Потому-то они и распускаются..."
Это мнение подкупало своей самокритичностью. Однако не все из нас могли с ним полностью согласиться. Классный руководитель отдавал своим питомцам массу сил, не заботясь о своем здоровье, подорванном в годы войны. Мы видели, что он сидит на уроках, беседует на переменах и после уроков с учениками и их родителями, что в классе постоянно висят объявления о разных мероприятиях. Вряд ли кто-то еще из классных руководителей так детально разрабатывал каждый план (определяя не меньше десятка разделов - от "Идейно-воспитательной и политической работы" и "Борьбы за глубокие и прочные знания" до "Привития навыков культурного поведения" и "Физического воспитания"), так пунктуально выполнял такое большое количество мероприятий, намеченных по каждому разделу. В X А проводились еженедельные политинформации, серии этических бесед - не только общих, но и с разными группами учащихся (не говоря уже об индивидуальных), классные собрания с отчетами каждого, тематические вечера с монтажами и концертами, оформлялись стенды...
Так в чем же причина отрицательного отношения десятиклассников к учебе по многим предметам, равнодушия к общественной работе, резкого падения дисциплины?..