Характеристика универсальных учебных действий и их формирование в младшем школьном возрасте
Рекомендации по организации формирования УУД.
(опорный материал)
Название 1-го этапа формирования УУД: Вводно-мотивационный.
Рекомендации по организации формирования УУД:
На этом этапе действие еще не выполняется, оно только подготавливается. Обучаемый знакомится с действием и условиями его выполнения. Он осмысливает цель действия, его объект, систему ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие. Мотивация деятельности в целом, и, как правило, мотивационная сфера у обучаемых уже сформирована (кто не хочет учиться, того не научишь). Однако ее можно (а если можно, значит, нужно) усилить мотивацией конкретного действия. Это можно сделать путем диалога, вовлекая обучаемых в процесс ориентировки, используя различные методы активизации, внося в содержание действия элементы профессиональной направленности и т.п. Нередко обучающие ставят в качестве оперативной цели учебной деятельности понимание, считая, что если обучаемый понял, то, значит, он научился.
Название 2-го этапа формирования УУД:
Формирование схемы ООД (ознакомление с действием и условиями его выполнения).
Рекомендации по организации формирования УУД:
1. Если ученик, наблюдая за действиями учителя и его объяснением, «все понял», это не значит, что он научился и цель этапа достигнута. Усвоение происходит только через выполнение действий самим обучающимся.
2. Предъявление признаков, входящих в содержание ООД, на примере реального предмета является неэффективным, т.к. признаки в нем слиты со множеством других свойств.
Название 3-го этапа формирования УУД:
Формирование в материальной (материализованной) форме основы действия.
Рекомендации по организации формирования УУД:
1. Манипулирование с предметом действия в период обучения должно быть через реальные предметы (или их изображения), т.к. увлеченность моделями, схемами и т.п. может мешать формированию у обучающегося способности к абстрагированию.
2. Для обобщения действия необходимо подбирать задачи, отражающие типовые случаи применения данного действия, но в то же время не должно быть много типовых задач, т.к. это будет способствовать слишком ранней автоматизации действия.
3. Переход на следующий этап должен осуществляться постепенно как по качественной, так и по количественной линиям: а) от манипулирования материальными предметами или их изображениями необходимо сначала перейти на модели, схемы или чертежи и только затем к словесной понятийной внешнеречевой форме; б) от ручных операций (практических) к их перцептивной форме (к теоретическим операциям, выполняемым глазом с опорой на материальные или материализованные объекты).
Название 4-го этапа формирования УУД:
Описание действия посредством громкой социализированной речи.
Рекомендации по организации формирования УУД:
Речевое сопровождение выполнения материального (материализованного) действия должно обеспечиваться как в части ориентировочной, так и исполнительной и контрольной и являться подготовкой к переходу к следующему этапу.
Название 5-го этапа формирования УУД:
Перенос содержания действия в умственный план («внутреняя речь для себя»).
Рекомендации по организации формирования УУД:
Действие необходимо выполнять беззвучно и без прописывания, но по развернутости, сознательности и обобщенности оно не должно отличаться от действия внешнеречевого этапа.
(Краткое описание этапов представлено в доступной форме в книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – с. 17-19.).
Задание 19. Формирование, какого УУД и свойства восприятия будет осуществляться в поставленной учебной задаче для младшего школьника?
Прочитайте учебную задачу. Впишите свойство восприятия и соответствующий индекс УУД с указанием группы (ПУУД - познавательное, РУУД - регулятивное, КУУД - коммуникативное, ЛУУД).
Таблица 10
№ | Учебная задача | Свойство восприятия | УУД (группа/индекс) |
Ребята, кто из вас изобретал новые слова? Какие необычные слова придумывали вы или ваши родители? | |||
Завершить пословицы. | |||
Чувствуете ли вы разницу в значении приставок «рас» и «ис» в словах «рассмеяться» и «иссмеяться»? Рассмеяться – приставка указывает на начало действия; иссмеяться – приставка означает завершение действия, «высмеяться» до конца. | |||
Записать условие задачи в виде модели (краткой записи) в тетрадь. | |||
Варианты выполнения задания: художественное слово; рисунок; макет. |
Ключ:апперцепция, осмысленность, целостность, структурность, предметность, категориальность, избирательность, дифференциация, константность.
А. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Б. подведение под понятие, выведение следствий;
В. составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Г. умение выполнять задание, опираясь на личный жизненный опыт учащихся;
Д. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Е. преобразование объекта из чувственной формы (слово или худ. образ) в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Задание 20. Формирование, какого УУД и свойства внимания будет осуществляться в поставленной учебной задаче для младшего школьника?
Прочитайте учебную задачу. Впишите свойство внимания и соответствующий индекс УУД с указанием группы (ПУУД, РУУД, КУУД, ЛУУД).
Таблица 11
№ | Учебная задача | Свойство восприятия | УУД (группа/индекс) |
Хором прочтем скороговорку в медленном темпе. Обратите внимание на глагол, как вы его понимаете? Кто главные действующие герои? Прочитаем быстрее, выделяя звук [р]. | |||
Давайте сравним, что говорит герой, а что автор? Как вы себе представляете это? | |||
По заданному алгоритму, вам необходимо выполнить задание за 3 минуты. | |||
Вы прочитали и рассмотрели дополнительные материалы. Обсудите это в парах и задайте несколько интересных вопросов учителю. | |||
На протяжении всего урока (дня), ваши высказывания должны отражать ваш интерес к природе или искусству. |
Ключ:устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение, рассеянность, колебание.
А. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Б. целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
В. формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
Г. читать вслух или про себя тексты и при этом, вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя);
Д. начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Задание 3. Выбери один или несколько верных ответов.
3.1. Универсальные учебные действия – это …
А) талант;
Б) общие способности;
В) специальные способности;
Г) педагогическое понятие, которое не относится к особенностям психики.
3.2. Предпосылки развития способностей:
А) возраст от 0 до смерти;
Б) возраст от 0 до 16 лет;
В) возраст от 3 до 11 лет;
Г) интерес к деятельности;
Д) восприимчивость ко всему новому;
Е) авторитет взрослого;
Ж) прежде всего, психолого-педагогические, а не материальные условия;
З) прежде всего материальные условия и социальный статус родителей.
2.8. Мотивы учения младших школьников, их классификация.
Задание 21. Определите уровень учебной мотивации (тип отношения) школьника к обучению и подберите методы, приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности.
Типы отношения ученика к учению (по А. К. Марковой):