Формы контроля знаний студентов
Рубежный контроль №1
Рубежный контроль №2
Итоговый контроль – компьютерное тестирование
Политика курса, академического поведения и этики
Данный курс является основным в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Посещение занятий по данному курсу строго обязательно, так как на занятиях педагог не только снабжает студентов знаниями, но и практически демонстрирует организацию проведение учебно-познавательного процесса.
Углубленное освоение курса осуществляется через выполнение заданий по СРС. Все виды самостоятельной работы студентов определены типовой программой, содержат конкретные вопросы и необходимую литературу. Задания выдаются студентам на аттестационный период и их выполнение строго обязательно. Невыполненное в срок задание оценивается снижением балла, та же мера может быть применена к небрежно или не полностью выполненным заданиям.
Ключевым требованием к выполняемым работам студента является самостоя-тельность, содержательная полнота, авторская позиция. Работы – копии, включая копии из материалов Интернет-ресурсов, не проверяются.
Вопросы для рубежного контроля №1
1.Развитие воспитания и школы с др. времен и до наших дней
2.Генезис педагогических идей и теорий в различные исторические периоды
3.Школа в странах древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока (IV-IIIтыс. до н.э.)
4.Месопотамия- родоначальник всех восточных культур
5.Школа и воспитание в Др. Египте, Израильско-Иудейском царстве, Др. Иране, Индии, Китае
6.Педагогические учения Конфуция
7.Воспитание и обучение в древний период Кочевой цивилизации ( IIIтыс. до н.э.)
8.Образование и педагогические мысли в античном мире ( III-Iдо н.э.)
9.Воспитательные системы Афин и Спарты
10.Просвещение и развитие культуры Византии. Педагогические мысли Византии.
11.Образование и педагогическая мысль в исламском мире. Педагогические воззрения Аль-Фараби .
12.Ренесанс на территории Центральной Азии и Казахстана. Педагогические взгляды Коркут-Ата (IXв.) , Ю. Баласагуни (XIв.), М.Кашгари (XIIв.) и др.
13.Воспитательные традиции Золотой Орды
14.Педагогические мысли в период Османской империи.
15.Особенности образования в Европе в раннем средневековье.
16.Просвещение европейских стран в XVII-XVIIIв.в.
17.Педагогическое учение Коменского
18. Школьное образование в Англии, Франции, сев. Америке.
19.Идеи классиков педагогики XIXстолетия ( Песталоцци, Дистервег )
20.Культура и образование Древней Руси.
21.Педагогические мысли в России в конце XVIIв.
22.Просветительные реформы ПетраI.
23.Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова.
24.Деятельность прогрессивных педагогов России второй половины XVIIIв. (Бецкой, Янков, Новиков, Радищев)
25.Педагогическая деятельность и идеи Н.И.Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого.
26.Советская школа и педагогика в 1917-1980 г.
27.Деятельность выдающихся советских педагогов в 40-50 г.(Крупская Н.К., Луначарский А.В., Блонский П.П., Шацкий С.Т., Макаренко А.С.)
28. Основные направления педагогических исследований советской педагогики 50-80 г. (Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Занков К.С., Краевский В.В., Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Атутов П.Р., Бабанский Ю.К., Сухомлинский, Щукина)
29. Деятельность педагогов-новаторов Шаталова В.Ф., Ильина Е.Н., Иванова И.П., Амонашвили Ш.А. и др.
30.Развитие школы, воспитание и педагогические мысли в Казахстане (период Казахского ханства XV-XVIIIв.
31.Образование и педагогическая наука в Казахстане в XIX-XXв.в.
32.Открытие дворянских учебных заведений на территории Казахстана: воинский дворянский корпус, татарская школа в Оренбурге, русские национальные школы, кадетский корпус и др.
33.Педагогические воззрения И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, Ч.Валиханова .
34.Просветительские взгляды А.Байтурсынова, М.Жумабаева ,Ш.Аймаутова. Проблемы дидактики в научных исследованиях Лемберг.
35.Характеристика педагогики Казахстана в трудах А.И.Сембаева, К.Бержанова и др.
36.Документы РК по реформированию современного образования: Закон «Об образовании» РК; госстандарты, концепции.
37. Педагогика как наука. Предмет основные категории система педагогических наук.
38.Методология педагогической науки.
39.Задачи педагогической науки на современном этапе. Значение педагогической науки в профессиональной подготовке учителя.
40.Понятие «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» и их соотношение.
41. Характеристика понятий «развитие», «воспитание», «формирование».
42.Понятие о возрастных особенностях развития личности.
43.Факторы развития личности.
44.Методологические основы формирования исследовательской культуры учителя.
Вопросы для рубежного контроля №2
- Сущность и структура ЦПП.
- Признаки и свойства методологического процесса. Единство взаимосвязь компонентов ЦПП.
- Характеристика закономерностей и принципов ЦПП.
- Цель воспитания, ее социальная обусловленность.
- Современные трактовки цели воспитания на основе общечеловеческих ценностей, культурологического подхода, идеи всестороннего гармонического развития личности.
- Научное мировоззрение как основа интеллектуального развития личности.
- Методологические основы формирования мировоззрений.
- Сущность и содержание воспитания в ЦПП. Взаимосвязь целей, задач и содержания воспитания.
- Социально-экономическая обусловленность содержания воспитания.
- Взаимосвязь видов воспитания в ЦПП.
- Понятие социализации личности. Виды и этапы социализации.
- Понятие о средствах, формах и методах воспитания.
- Характеристика методов воспитания.
- Диагностика воспитания личности.
- Детский коллектив как объект и субъект воспитания.
- Функции, закона воспитания коллектива. Этапы становления коллектива.
- Роль А.С. Макаренко в разработке проблем коллектива.
- Классный руководитель-организатор воспитательной системы класса.
- Понятие о воспитательной системе класса.
- Взаимодействие семьи и школы как фактора воспитания личности учащегося.
- Обучение в структуре ЦПП. Основные категории дидактики. Функции процесса обучения.
- Сущность процесса обучения. Закономерности, принципы обучения, основные этапы процесса обучения.
- Особенности познавательной деятельности учащихся.
- Самообразование как важнейшее условия обучения на современном этапе.
- Понятие «СО» научно-теоретические основы содержания образования.
- Характеристика нормативных документов определяющих СО в современной школе.
- Понятие о формах, методах и средствах обучения.
- Классификация методов обучения.
- Урок как целостная система, типология и структура урока.
- Характеристика средств обучения.
- Сущность понятия «диагностика», «контроль», «оценка» знаний функции контроля.
- Система методов контроля и оценки результатов учебной работы.
- Тестовый и рейтинговый контроль.
- Учение как познавательная деятельность учащихся. Мотивы учения.
- Традиционные и современные подходы к активизации познавательной деятельности учащихся.
- Инновационные процессы в образовании. Понятие об инновациях и их классификация.
- Модели инновационных авторских школ: «Назарбаев интеллектуальные школы», школа самоопределение (Ш.А.Дмонашвили), школа диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер) и т.д., в Казахстане А. Искаков, Т.С. Караев и т.д.
- Понятие «педагогическая технология» их краткая характеристика.
- Организационно-методическое управление ЦПП. Принципы управления.
- Функции методической службы и школ как основы повышения квалификации.
- Современные требования к повышению аттестации учителей.
- Сущность понятия педагогическая диагностика.
- Методы сбора и обработки информации.
- Формы и методы внутри школьного контроля.
- Новые подходы к управлению образованием РК в условиях 12 лет.
- Формирование и принципы государственно-общественного типа управления образования.
Список литературы для изучения дисциплины
Основная литература:
1. Афонина Г.М. Педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.
2. Ахметова Г.К. и др. Педагогика: учебник. – Алматы: Казак университеты. 2006. – 217с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988.
4. Баймолдаев Т.М. Научное управление развитием школы. – Алматы. 2007. – 186с.
5. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. – Волгоград, 2003.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 2003.
7. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика: Учебное пособие. – М.:Гардарики. 2008. – 383с.
8. Джуринский А.Н. История педагогики и образования учебник для бакалавров. 2-ое изд. Юрайт -, 2011 – 675 с.
9. Жексенбаева У.Б. Компетентностно- ориентированное образование в современной школе: Учебное пособие – Алматы, 2009 – С.190.
10. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования. – М.: Издат. Центр «Академия».2001. – 208с.
11. Загвязинский В.И. Общая педагогика. Гриф УМО МО РФ: Учебное пособие Изд. Высшая школа. 2008 – 391с.
12. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2001.
13. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001.
14. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М. 2001.
15. Казанцев Е., Вараксин В.Н., Психолого – педагогический практикум. – Изд.: Феникс 2012. – 288с.
16. Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В. Сагадеева. Нью-Йорк, 1999. Т. 1.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика учебник – М:КНОРУС. 2004. – 209с.
18. Коркива В.И. Дидактика. В схемах и таблицах. – Караганда. 2013. – 209с.
19. Коркина В.И. Атлас по истории педагогики – Караганда, 2013. -276 с
20. КоркинаВ.И.,Ташмаганбетова В.И.Общие основы педагогики.-Караганда 2013.
21. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003.
22. Крившенко Л.П. Педагогика. – М., 2004.
23. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М., 2001.
24. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – Р-н-Д, 2002.
25. Кусаинов А.К. Сравнительная педагогика: методология и методы исследования. Учебное пособие. – Алматы: ROND&A, 2008. – 98 с.
26. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., 2003.
27. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания – М., 2002 г., 173 с.
28. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001.
29. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения или как интересно переподавать. – Алматы. 2009. – С.341
30. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: Учебное пособие. 2-изд., доп. – Алматы, 2012. – 128с.
31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Полата Е.С. – М., 2001
32. Общие основы педагогики : учеб. для вузов / В.В. Краеевский.- М.: Академия, 2003.- 256с.- (Высшее проф. образование).
33. Общие основы педагогики: учебник / В.И. Коркина, Г.С. Тишмаганбетова; МОиНРК, КГУим.Е.А.Букетова.- Караганда: ИП "Издательство АҚНҰР", 2013.- 172 с.
34. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2001.- 304с.
35. Педагогика. /Под ред. Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Мищенко А.И., Шиянова Е.Н. – М., 2004.
36. Педагогика. Курс лекций / Авторский коллектив кафедры педагогики АГУ им. Абая.- Алматы: Нұрлы Әлем, 2003.- 368 с.
37. Педагогика. Курс лекций. /Под ред. Хмель Н.Д. – Алматы, 2003.
38. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001.
39. Педагогика: курс лекций. – Алматы, 2003
40. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова.- 4-е изд., испр.- М.: Академия, 2001.- 512 с.
41. Педагогика: Учебник. – Алматы: Print.S. 2005. – 364с.
42. Пидкасистый И.П. Педагогика – М., 2004 - С..
43. Подласый И.Н. Педагогика. Учебник для бакалавров. Гриф УМО: Юрайт. 2012. 574с.
44. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. Кн.I, II. – М., 2003.
45. Полат Е.С. Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф.пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002 – 272с.
46. Титов В.А. Общая педагогика. Конспект лекций – М., 2003.
47. Хмель П.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса: учебное пособие. – Алматы: КазННУ им.Абая. 2008 -176 с.
48. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Учебное пособие – М.: Академия, 2010. – 254с
49. Школьная педагогика: Учебник / Под ред. Г.Т. Хайрулина. – Алматы: изд. «МИР». 2012. – 640с.
50. Щуркова Н.Е. Новые воспитательные технологии – М., 2002
51. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Управление качеством образования – Чел., 2000.
Дополнительная литература:
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У – ХУ11 в.в. –М.,1985. – Ч. 2-3.
2. Антология педагогической мысли Казахстана. / Под ред. Жарыкбаева К.Б., Калиева С.К -А., 1995
3. Бабанский Ю.К. Педагогика.М,1988.
4. Байбородова Л.В. Взаймодействие школы и семьи-Ярославль,2001.
5. Бейсембаев К.Б. Очерки истории общественно – политической и философской мысли Казахстана. – А., 1976.
6. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике-Волгоград.2003.
7. Вайнберг Б.И., Ставиский Б.Я. История и культура Средней Азии в древности VIIв. до н.э. – VIIIв. н.э. – М., 1994.
8. Галагузова М.А. Социальная педагогика,-М,2000
9. Гуткина Л,Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе – М.,2003
10. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.,2005
11. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: История и современность. – М., 1992.
12. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999.
13. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. – М., 2000.
14. Жарыкбаев К.Б. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. – А., 1978.
15. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация – М., 2001.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003, №5.
17. Ильясова А.Н. Становление и развитие педагогической теории Казахстана (1900 -1960 гг.) – А., 1997 г., 282 с.
18. История педагогики. Часть 1 / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1998.
19. Казахи / Под ред. Козыбаева М.К. и др. – А., 1995.
20. Калиева С.И., Мендетбекова А.Т. Формирование гражданского самосознания старшеклассников. Метод. пособие – Алматы, 2008. - 48 с.
21. Каменская Е.Н. Педагогика. – М., 2006.
22. Классики арабо-мусульманской философии в переводах.-Алматы,2000г.
23. Коменский Я. А., Локк Д. и др. Педагогическое наследие. – М. 1987
24. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление – М., 1999 г.
25. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учебное пособие для студентов пед. институтов – М., 1982
26. Кошербаева А.И. История педагогической мысли в эпоху Центрально-Азиатского Ренессанса (X-XIV вв.) – Алматы, 2010. - 200с.
27. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Гриф МО РФ. – Учебное пособие – Изд. «Академия», 2008. – 256 с.
28. Педагогика /Под ред. Крившенко Л.Т. – М., 2004 г.
29. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии – М., 2001.
30. Кудайбердыулы Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. – А., 1990.
31. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики-М,2001.
32. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание –М., 2000 г.
33. Латышина Д. И. История педагогики: история образования и педагогической мысли. – М. 2003.
34. Лизинский В.М. О методической работе в школе – М., 2002 г
35. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе – М., 2002 г.
36. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спецкурс. – М.:ВЛАДОС, 2010. – 335 с.
37. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. –М., 2006
38. Макаренко А.С. Избранные сочинения/Под ред. И.А.Каирова и др. Изд-во «Педагогика», в 2-х т., 1977г.
39. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
40. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М-2001.
41. Мусаева С.А. и др. Возрастная педагогика. Учебник. – Астана, Фолиант, 2006. – 472с.
42. Народ – истинный воспитатель / Сост. Калиев С. – А., 2000
43. Нургалиева Г.К. и др. Сравнительная педагогика -А., 2000
44. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Краеевский.- М.: Академия, 2003.- 256с.
45. Организация работы классного руководителя // Творческая педагогика, 2003, № 2
46. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917 – 1939). /Под ред. К.И.Салимовой, Б.М. Бим-Бад. – М., 1982
47. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (до XVIIв.) / Под ред. Шабаевой М.Ф. – М. 1973.
48. Педагогическая мысль в письменных источниках древних тюрков. // Поиск, 1998, № 5 - С. 125.
49. Педагогический практикум: учеб. задания, задачи и вопросы: учеб. для вузов / О. П. Морозова; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2000.- 317 с.
50. Педагогический энциклопедический словарь. Золотой фонд. Энциклопедия. – Изд. «Дрофа», 2009. – 528с.
51. Пискунова А.И., Баркова И.И. и др. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Изд.: Сфера, 2006. – 512с..
52. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. – М., 1999.
53. Прежников И.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. – М.: «ВАКО», 2005. – 287с.
54. Работа классного руководителя / Под ред. Слепенковой Е.А. – М., 2005.
55. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 1999.
56. Рожков М.И. Классному руководителю – М., 2001 г.
57. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в школе – М., 2000
58. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Адаптированный курс для бакалавров. – Изд.: КНОРУС, 2012. – 480с.
59. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816с.
60. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004.
61. Скаткин М.Н. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1986 .
62. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. – М., 2002. – 576с.
63. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001
64. Слепенкова Е.А Работа классного руководителя. М,2005.
65. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2000.
66. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
67. Столяренко Л.Д. Педагогика –Р-на Д,2000.
68. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы – М., 1982.
69. Таубаева Ш.Т. Методология и методика педагогического исследования. В помощь начинающему исследователю. – Астан: РИНЦ «Дарын», 2009. – 244с.
70. Тимошинов В.И. Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад. – А., 1997.
71. Тлашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученых – энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. – Ташкент. 1989
72. Устемиров К., Шаметов Н.Р. и др. Профессиональная педагогика. – Алматы, 2005. – 432с.
73. Франковская О.Н. Дидактические методы и формы развития мышления школьников. – Алматы, 2005. – 122с.
74. Хайруллин Г.М. Педагогика-А, 2003.
75. Хан И.Н. Научно-практические основы сотрудничества и его реализация в педагогическом процессе школы. – Алматы, 2000. – 96с.
76. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск., 1998.
77. Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. История школы и педагогической мысли Казахстана. – Алматы, 1998.-170 с.
78. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2003, №2.
79. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001.
80. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление – М., 2005 г.
81. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в процессе обучения – М., 1999.
82. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени. – М., 1991.
83. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.
84. Щуркова Н.Е. Культура современного урока – М., 2000.
85. Яковлев Е.В. Яковлева Н.О. Управление качеством образования-Чел,2000.
86. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2005. – 230с.
Нормативные документы:
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.
2. Долгосрочная программа развития образования до 2020 года Астана, 2008
3. Закон РК «Об образовании». – А., 2007.
4. Комплексная программа воспитания в образовательных организациях РК 2006-2011гг. – А., 2006.
5. Концепция развития образования в РК до 2015 г. – А., 2003
6. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан.-А., 2007
7. Концепция 12 – летнего среднего общего образования в РК. – А. 2008
8. Концепция воспитания в системе непрерывного образования МОН РК от 16 ноября 2009г.
9. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006г. О ключевых компетенциях обучения в течение жизни (2006/962/ЕС)