Становление бинокулярного зрения
Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами — дает человеку возможность видеть мир в трех измерениях (стереоскопично). Ощущение объемности видимого пространства и предметов возникает в результате согласованного действия мышц, вращающих глазные яблоки.
На сетчатках глаз возникает разное изображение предмета. При этом, если оно возникает на идентичных друг другу участках сетчаток обоих глаз, предмет виден одиночным, а в противном случае изображение раздваивается (например, если надавить на один глаз). Эти функционально взаимосвязанные участки называются корреспондирующими. Чтобы изображения предмета попали на корреспондирующие участки, необходимо сведение осей зрения на предмете, т.е. конвергенция зрения.
Конвергенция и аккомодация зрения совершаются автоматически, одновременно и согласованно. Чувствительные и двигательные реакции глаза составляют единую функциональную систему. Согласованная деятельность глаз устанавливается у ребенка к 3—4 мес. и продолжает совершенствоваться в процессе накопления жизненного опыта и упражнений.
У новорожденного движения глаз беспорядочны, некоординированы, нередко каждый глаз движется независимо от другого и отсутствует способность фокусировки изображения двумя глазами. При разглядывании предмета зрительная ось одного глаза направлена на предмет, а другого — отклонена от предмета в сторону носа (сходящееся косоглазие) или к виску (расходящееся косоглазие). Сходящееся косоглазие чаще бывает у детей с дальнозоркой рефракцией, а расходящееся — при близорукости. Косоглазие исправляется ношением соответствующих очков и специальными упражнениями для косящего глаза, а в некоторых случаях их сочетанием с операцией.
Косоглазие встречается приблизительно у 1,5% детей и является не только косметическим дефектом, но и серьезным расстройством зрения, накладывающим отпечаток на умственное и физическое развитие детей, а в дальнейшем ограничивающим возможность выбора профессии. Одной из мер предупреждения косоглазия являются общие оздоровительные мероприятия, которые необходимо проводить с раннего возраста.
В системе органов чувств, зрительному анализатору принадлежит исключительно важная роль. Благодаря зрению воспринимается более 90 % всей информации из окружающего мира. С помощью зрения осуществляется определение формы, величины, цвета, объемности предметов, расстояние до них и местоположение их в пространстве.
Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим состоянием в условиях отличного освещения могут быть слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (длина) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки — желтом пятне.
Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна, при этом отмечаются большая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.
При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой (см. Рис.67). Окружающие, особенно близкие, предметы кажутся расплывчатыми, неконтрастными.
Рис.67. Зрение в норме и при дальнозоркости
Детям преддошкольного возраста свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95 % новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, с возрастом она компенсируется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь с сильной степенью дальнозоркости ребенку выписывают очки.
Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой, при этом хорошая острота зрения возможна только вблизи, удаленные предметы видны как бы в тумане (см. Рис.68 ).
Установлено, что в развитии близорукости можно выделить три основных звена:
1) наследственная предрасположенность;
2) несоответствие между аккомодационной способностью глаза и зрительной нагрузкой при работе на близком расстоянии;
З) ослабление прочностных свойств склеральной оболочки глаза под влиянием внутриглазного давления.
Рис.68. Зрение в норме и при близорукости
Через эти основные звенья опосредуется влияние таких факторов, как повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, общие заболевания, недостаточное физическое развитие, гиподинамия.
Напряжение зрения особенно возрастает в случаях, если на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие). На возникновение близорукости влияют также общее состояние здоровья ребенка, его режим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе).
В процессе наблюдения за детьми с нормальным зрением установлено, что в процессе занятий они подавляющую часть времени проводили с «низко склоненной головой». По мнению проф. В. Ф. Базарного, синдром «низко склоненной головы» (СНСГ) является первичным, а нарушение остроты зрения — вторичным. Им разработана и внедрена система профилактики близорукости и повышения нервно-психической и физической активности детей дошкольного возраста.
Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величине (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до 3 диоптрий считается слабой, от З до 6 — средней и свыше 6 диоптрий — высокой. У детей остроту зрения определяют с помощью специальной таблицы Орловой. Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опушенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться головные боли, жалобы на боль в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Ребенка с указанными симптомами надо направить к врачу-офтальмологу.
Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опушенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться головные боли, жалобы на боль в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Ребенка с указанными симптомами надо направить к врачу-офтальмологу.
В настоящее время является бесспорным тот факт, что физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные занятия оказывают мощное влияние на профилактику близорукости и других нарушений зрения, так как способствуют общему укреплению организма и активизации его функций, повышают работоспособность глазных мышц, укрепляют склеральную оболочку.
Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в дальнейшем строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение нарушается, предметы перед глазами начинают расплываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором предметы были бы видны четко, ребенок начинает косить (см. Рис.69, 70). Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и становится постоянным.
Рис.69.Сходящееся косоглазие Рис.70.Расходящееся косоглазие
Рис.71. Виды косоглазия
Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем, пользоваться стереоскопическими приборами. Обычно косоглазие появляется рано, на 2—З-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга.
Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозоркости, см. Рис.69, 71), расходящимся (при близорукости, см. Рис.70, 71), постоянным или периодическим.
У одних может косить один глаз, у других — попеременно то правый, то левый. В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэтому очень важно, вовремя обнаружить его и обратиться к врачу.
Поле зрения - пространство, которое можно видеть фиксированным глазом (см. Рис.72). Различают отдельно поле зрения левого и правого глаз, а также общее поле зрения для двух глаз. Величина поля зрения у людей зависит от глубины положения глазного яблока и формы надбровных дуг и носа.
Рис.72. Схема полей зрения
Границы поля зрения обозначаются величиной угла, образуемого
зрительной осью глаза и лучом, проведенным к крайней видимой точке через узловую точку глаза к сетчатке. Поле зрения неодинаково в различных меридианах (направлениях). Книзу - 70°, кверху - 60°, кнаружи - 90°, кнутри - 55°. Ахроматическое поле зрения больше хроматического в силу того, что на периферии сетчатки нет рецепторов, воспринимающих цвет (колбочек). В свою очередь, цветное поле зрения неодинаково для различных цветов. Самое узкое поле зрения для зеленого, желтого, больше для красного, еще больше для синего цветов. Величина поля зрения изменяется в зависимости от освещенности. Ахроматическое поле зрения в сумерках увеличивается, на свету уменьшается. Хроматическое поле зрения, наоборот, на свету увеличивается, в сумерках уменьшается. Это зависит от процессов мобилизации и демобилизации фоторецепторов (функциональной мобильности). При сумеречном зрении увеличение количества функционирующих палочек, т.е. их мобилизация, приводит к увеличению ахроматического поля зрения, в то же самое время уменьшение количества функционирующих колбочек (их демобилизация) ведет к уменьшению хроматического поля зрения (П.Г. Снякин). Зрительный анализатор имеет также механизм для различения длины световой волны - цветовое зрение.
10.3. Цветовое зрение и виды его нарушения
Правильное различение цветов и их оттенков характеризует нормальное цветовое зрение. Согласно одной из наиболее принятых теорий цветового зрения Ломоносова — Юнга — Гельмгольца, глаз человека чувствителен к восприятию красного, зеленого и синего цветов (трехкомпонентная теория цветового зрения). В зависимости от степени возбуждения трех видов рецепторов возникает восприятие того или иного цвета (см. Рис.73). Восприятие белого цвета, согласно теории, обусловлено одинаковой степенью возбуждения всех трех видов рецепторов, которые воспринимают красный, зеленый и синий цвета (см. Рис.74).
Рис.73. Цветовое зрение у детей Рис.74. Таблица для проверки цветового зрения
Формирование цветового зрения у детей раннего и дошкольного возраста происходит поэтапно. Так, первым возникает цветоощущение красного цвета, примерно к 1г.2мес.жизни, а к зеленому - в возрасте 1г.6 мес. Наконец, последним формируется цветоощущение синего цвета - к 1 г. 8 мес. Резкие скачки в развитии цветоощущения — в период от 1 года до 2,5 года и от 3 до 9 лет. Следует отметить, что цветоощущение лучше и раньше формируется у девочек, чем у мальчиков.
Для развития цветоощущения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в яркие красные, зеленые и синие цвета.
В 1794 г. английский естествоиспытатель Д. Дальтон описал свое собственное врожденное нарушение восприятия красного цвета, что послужило началом изучения изменений цветового зрения (дальтонизм, см. 75Рис. ).
Рис.75. Видение цвета при дальтонизме
Дальнейшие исследования показали, что врожденные дефекты цветового зрения чаще встречаются у мужчин (8-10 %) и реже у женщин (0,5 %).
Все нарушения цветового зрения делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные передаются по наследству и обычно сохраняются в течение всей жизни без изменений, при этом оба глаза страдают в одинаковой степени. Нарушается преимущественно степень восприятия красного и зеленого цветов. При нарушении восприятия красного цвета дети обычно пугают светло-красный с темно-зеленым, пурпурный с фиолетовым и синим, красный с серым. В случае снижения способности к восприятию зеленого цвета дети путают светло-зеленый с темно-красным, зеленый с синим и т.д.
В отличие от врожденных нарушений цветового зрения, приобретенные касаются восприятия преимущественно синего и желтого цветов. Этот тип нарушения, как правило, бывает вторичным и появляется в результате заболеваний органа зрения (неврит, атрофия зрительного нерва, катаракта) и ЦНС (опухоли головного мозга, энцефалопатии).
Во время проведения занятий ребенок может путать цвета, что неосведомленные люди могут принимать за невнимание или шалость. Таким детям делают замечание, снижают оценки за работу и даже наказывают. Все это может тяжело отразиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение. Поэтому в тех случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-офтальмологу, чтобы выяснить, не является ли это результатом врожденных (красные, зеленые цвета) или и приобретенных (желтые, синие цвета) дефектов цветового зрения (см. Рис.76).
Рис.76. Проверка на дальтонизм
10. 4. Гигиенические требования к освещенности
От качества освещения помещения, где и находятся дети, зависит не только состояние их зрения, но и состояние организма в целом. Положительно влияет на организм естественное освещение. Поэтому игровые и групповые комнаты располагают в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья.
Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Однако очень большие окна увеличивают в зимнее время возможность охлаждения, а в летнее — перегревание помещений. Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом (СК).
Для игровых и групповых помещений в городах принята норма СК 1: 4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило, строятся на открытых со всех сторон площадках, допускается СК 1: 5; 1: 6. Данные соотношения свидетельствуют о нормальной естественной освещенности учебных помещений. При площади групповой комнаты 50 м² площадь застекленной поверхности окон должна быть 10 - 12 м².
Наиболее точный показатель естественной освещенности - коэффициент естественного освещения (КЕО) — отношение освещенности в помещении, измеряемое в люксах, к освещенности под открытым небом в той же горизонтальной плоскости, выраженное в процентах. В основных помещениях дошкольных учреждений КЕО не должен быть менее 1,5 %.
Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. При этом используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Допускается использование штор из хлопчатобумажных тканей. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Недостаток света неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, состоянии его зрения, поэтому когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные источники.
Искусственное освещение может быть общим, когда освещается всё помещение, местным, при котором освещается определенная поверхность, и комбинированным — сочетание общего освещения с местным.
Наиболее благоприятно для освещения помещений люминесцентное освещение. Его преимущества очевидны: близость спектрального состава к естественному свету, отсутствие влияния на микроклимат помещения, высокая светоотдача, экономичность, равномерность распределения светового потока и пр.
В качестве источников света используют люминесцентные лампы типа ЛЕ (люминесцентная естественного цвета), ЛБ (белого цвета), ЛХБ (холодного белого цвета), ЛТБЦ (тепло-белого цвета), т. е. лампы с параметрами, максимально приближенными к естественной освещенности, а также светодиодные.
Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие ртутьсодержащие лампы (люминесцентные лампы, газоразрядные и другие собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания ДДУ).
В групповых и игровых комнатах светильники располагают вдоль рядов столов, параллельно длинной стороне помещения. При проведении музыкальных и физкультурных занятий при общей равномерной системе освещения допускается любое размещение светильников.
Использование новых типов ламп и/или светильников допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Для поддержания хорошей освещенности в помещении важно содержать в чистоте стекла окон и ламп (замерзшее стекло поглощает до 80 % световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25 % и более).
Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников — не реже 2 раз в год и по мере их загрязнения.
10.5. Гигиенические требования к просмотру
телевизионных передач и видеофильмов
Для охраны зрения детей в дошкольных учреждениях следует выполнять гигиенические требования к организации просмотра телевизионных передач. Сами работники ДДУ: воспитатели, методисты, медицинский персонал — должны понимать, что просмотр телевизионных передач для ребенка — не только большая зрительная, но и психоэмоциональная нагрузка.
Непрерывная длительность просмотра телепередач и видеофильмов в младшей и средней группах не должна превышать 20 мин, а в старшей и подготовительной — 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половины дня). Более частые и длительные просмотры телевизора перегружают орган зрения и нервную систему детей, мешают заснуть, провоцируют возникновение различных видов нарушения зрения, а иногда и неврозов.
Большое значение имеет организация просмотра телевизионных передач. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
Телевизор с размером экрана от 59 до 69 см устанавливают на столике высотой 1,0— 1,3 м, настраивают и добиваются хорошего качества изображения. Стулья расставляют так, чтобы первый ряд стоял не ближе 2,0—3,0 м, а последний — не дальше 5,0—5,5 м от экрана. Размещают стулья в 4—5 рядов (из расчета на одну группу), дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при просмотре передач может быть как естественным, так и искусственным, однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны создавать бликов на экране.
10. 6.Гигиенические требования к цветовому оформлению
помещений дошкольных учреждений
Цветовой климат учебных помещений оказывает большое физиологическое влияние на организм детей. Создание оптимальной цветовой среды значительно снижает общее и зрительное утомление, способствует улучшению освещенности помещений, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние воспитанников. Все цвета делятся на две основные группы — хроматические и ахроматические. К первой относятся цвета видимого спектра и их оттенки (от красного до фиолетового), ко второй — белый, серый и черный.
При цветовом оформлении помещений, необходимо учитывать основные характеристики хроматических цветов: один цветовой тон (например, красный, зеленый, синий и др.), насыщенность (степень «разбавления» спектрального цвета белым: чем больше «примесь» белого, тем светлее становится основной цвет) и яркость, зависящую от падающего на окрашенный объект общего светового потока.
Для ориентировочной оценки коэффициента отражения следует иметь в виду, что оранжевато-желтый цвет отражает 40—70 % световых лучей, желтый 40—60 %, зеленовато-желтый 50—58 %, желтовато-зеленый 40—50 %, зеленый, зеленовато-голубой 35—40 %, голубой 40—45 %.
Наряду с учетом физиолого-гигиенических и физических свойств цветовых раздражителей при цветовом оформлении следует также уделять внимание психологическому влиянию цвета. Так, красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки — «теплые» цвета — создают впечатление тепла и действуют возбуждающе. Зеленый, зелено-голубой, голубые цвета и их оттенки «холодные» цвета — создают впечатление холода, снижают напряжение зрения, действуют успокаивающе и тем самым поддерживают высокий уровень работоспособности.
Светлые оттенки цветов благодаря высокому коэффициенту отражения увеличивают освещенность помещений, вызывают субъективное ощущение легкости и увеличения объема помещения.
Темные оттенки цветов производят гнетущее впечатление, снижают коэффициент отражения поверхности помещения, способствуют возникновению раннего зрительного и общего утомления, оказывают отрицательное воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
11. Возрастные особенности слухового анализатора
Слуховой анализатор позволяет человеку воспринимать звуковые раздражения. Слух обеспечивает человеку получение информации из внешнего мира, способствует формированию адаптивных реакций, познавательной деятельности человека и является необходимым фактором развития речи и речевого общения. Слушая речь, ребенок начинает понимать ее, а затем уже учится говорить. Потеря слуха в раннем возрасте приводит к утрате речевой способности.
Человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания от 16 до 20 000 Гц, но к старости эта величина снижается в 2—3 раза — до 5000 Гц. Наиболее чувствителен слуховой анализатор человека к звукам, имеющим частоту 2000—4000 Гц. Наличие двух ушей обеспечивают человеку бинауральный слух, помогающий определять источник звука и даже расстояние до него.
Слуховой анализатор представлен периферическим отделом - органом слуха, слуховым нервом, проводящим нервные импульсы в центральную нервную систему, и слуховыми нервными центрами в подкорковых отделах головного мозга и коре больших полушарий.
Орган слуха состоит из трех частей — наружного, среднего и внутреннего уха (см. Рис.77).
Рис.77. Строение уха у детей
Наружное ухо образовано ушной раковиной, улавливающей звуковые колебания, наружным слуховым проходом, в котором происходит усиление интенсивности (на 10 дБ) и уменьшение амплитуды звуковых колебаний, и барабанной перепонкой. Наружный слуховой проход имеет длину 25—35 мм, выстлан кожей с тонкими волосками и большим количеством сальных и серных желез. Последние выделяют антибактериальное вещество — «серу», защищающую ухо от проникновения инфекции.
Барабанная перепонка находится на границе наружного и среднего уха и представляет собой соединительнотканную пластинку толщиной 0,1 мм. Снаружи она покрыта эпителием, а изнутри - слизистой оболочкой.
Барабанная перепонка передает звуковые колебания в среднее ухо на цепь слуховых косточек.
Среднее ухо (барабанная полость) имеет объем около 1 см3 и заполнено воздухом. В нем имеются три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, соединенные между собой суставами. Звуковые волны передаются через цепь слуховых косточек на мембрану овального окна, отделяющую внутреннее ухо от среднего. Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой (евстахиевой) трубы, через которую происходит выравнивание давления воздуха внутри среднего уха по отношению к наружному атмосферному давлению.
Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости, оно отделено от среднего овальным и круглым окнами, затянутыми мембранами. В нем расположен спирально закрученный костный канал (улитка), образующий 2,5 витка вокруг стержня из губчатой костной ткани (см. Рис.78). Изнутри улитка разделена двумя мембранами (основной и рейснеровой) на три лестницы: вестибулярную, среднюю (улиточный канал) и барабанную. Вестибулярная и барабанная лестницы заполнены жидкостью, называемой перилимфой, а средняя — эндолимфой.
Волокна основной мембраны натянуты между костным стержнем и перепончатой частью улитки. У основания улитки волокна короткие, а к вершине их длина увеличивается. На основной мембране располагается кортиев орган, состоящий из рецепторных клеток, несущих на своей поверхности слуховые волоски (микроворсинки). Над волосковыми клетками, касаясь их вершин, нависает покровная мембрана, имеющая желеобразную консистенцию .
Рис.78.Строение внутреннего уха
Звуковые колебания вызывают движение перилимфы и эндолимфы. Благодаря этому в зависимости от частоты и интенсивности звука происходит волнообразное движение основной мембраны. При этом волосковые клетки прикасаются к покровной пластинке и вследствие механического раздражения в них возникают нервные импульсы, которые по слуховому нерву проводятся к нервному центру в коре височной доли больших полушарий мозга. Сила звука, измеряемая в децибелах (дБ), кодируется числом возбужденных нейронов и частотой их импульсации.
Согласно теории Г. Бекеши, основная мембрана жестче всего у основания улитки, т.е. там, где она уже. По направлению к вершине ее жесткость постепенно уменьшается. При колебаниях мембраны волны «бегут» от ее основания к вершине. Градиент жесткости мембраны заставляет волны двигаться всегда от овального окна и никогда в обратном направлении. Высокочастотные колебания продвигаются на короткое расстояние и затухают, а низкочастотные волны распространяются далеко по мембране.
Слуховому анализатору присуще свойство адаптации. При длительном действии сильных звуков его возбудимость понижается, а при длительном пребывании в тишине — повышается. Пороги слышимости изменяются с возрастом. В подростковом и юношеском возрасте (14—19 лет) острота слуха достигает максимума, а затем постепенно снижается. Во время обучения детей в школе необходимо проводить регулярное наблюдение за состоянием их слуха.
Чрезмерно сильные звуки вредны, их воздействие приводит к снижению слуха или к полной глухоте, вызывает психические нарушения, снижает работоспособность, нарушает деятельность внутренних органов и особенно сердечно-сосудистой системы.