Часть 1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как одна из задач системы образования
Развитие коммуникативных способностей школьников
На уроках и во внеурочной деятельности
Часть 1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как одна из задач системы образования
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание». («Концепция модернизации Российского образования»)
Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.
Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
· формулировать высказывание, используя термины;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнёра;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,
чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя.
Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные.
К вербальным относятся:
· умение слушать и слышать собеседника;
· умение корректно задавать вопросы;
· умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;
· умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);
· установка на совместную деятельность;
· групповая и парная формы работы.
К невербальным относятся:
· визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),
· акустические (интонация, паузы и логические ударения),
· тактильные (дистанция, прикосновение).
Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер).
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.