Применение методики челночного бега у учащихся 5-х классов
Было проведено изучение особенностей методики обучения челночному бегу учащихся 5-х классов на уроке легкой атлетики. Базой стала УО «Средняя школа № 28» г. Гродно. Количество участников - 22 человека.
Цель: обучить учащихся 5-х классов челночному бегу на уроках легкой атлетики.
Изучение проходило в 3 этапа:
1 этап. Изучение теоретических основ техники челночного бега.
2 этап. Изучение методики челночного бега на уроках лёгкой атлетики.
3 этап. Практическая реализация полученных знаний на уроке лёгкой атлетики.
1. Первым этапом нашего было изучение теоретических основ техники челночного бега. На данном этапе учащиеся ознакомились с техникой челночного бега.
Техника старта
В отличие от обычного бега, в челночном присутствует несколько вариантов старта, стартовых ускорений и торможений. В то же время, если внимательно проанализировать исходные и промежуточные стартовые положения, можно заметить их сходство.
В основном это положение высокого старта и его разновидность - положение старта с опорой на одну руку. Отсутствие стартовых колодок в челночном беге не снижает возможности обучения учащихся выходу со старта, выполнению первого шага стоящей сзади маховой ногой.
При всей кажущейся простоте при выполнении первого шага со старта часто возникает ошибка, когда первоначально поднимается впереди стоящая нога, на что уходит 0,1-0,4 сек., и только потом выполняется шаг маховой ногой.
Необходимо оптимально загрузить толчковую ногу. Помогая учащимся словом, показом и действием, нужно научить их принимать стартовое положение с небольшим наклоном туловища вперед и постановкой маховой ноги на носок. Не стоит исключать вариант постановки маховой ноги на внутреннюю часть голеностопного сустава (на ребро) с разворотом носка на 30-60°. Это положение напоминает старт конькобежца.
Бег по дистанции
Обучая первому шагу со старта, можно предложить детям такие подводящие упражнения: прыжок в длину с места махом одной и толчком другой ногой; различные многоскоки (например, восьмерной прыжок). Для наглядности на линию старта у носка толчковой ноги ребёнка можно положить верёвку или планку для прыжков в высоту и дать задание сделать первый шаг за этот ориентир маховой ногой. Обучение первому шагу происходит при перемещениях в волейболе, баскетболе, футболе, нацеливая учащихся на увеличение стартовой скорости. Увеличению частоты шагов способствуют различные виды прыжков со скакалкой в быстром темпе.
Поворот
Обучение стопорящему шагу можно позаимствовать из баскетбола. Цель остановки в баскетболе и в челночном беге одна и та же - как можно быстрее изменить направление бега. Подготовительные упражнения по освоению стопорящего шага: передвижение приставными шагами, прыжками в приседе прямо и боком.
К выполнению прыжков в приседе следует подходить постепенно: сначала тренировать их в облегченных условиях, например при передвижении с небольшим подпрыгиванием в приседе с опорой руками о колени. Затем те же прыжки учащиеся выполняют без опоры руками, с большим углом разгибания ног в коленных суставах.
И лишь затем следуют многоскоки из глубокого приседа с полным разгибанием ног и максимальным продвижением вперед. Количество серий и прыжков в многоскоках следует увеличивать постепенно. Физически подготовленные учащиеся в фазе поворота осуществляют опору на одну руку и из этого положения выполняют промежуточный старт. Как правило, поворот выполняется налево.
Большинство учащихся к тому же берут предмет правой рукой. Все мы настолько привыкли бегать против часовой стрелки (например, по кругу стадиона), что поворот направо нам кажется неудобным. Вместе с тем для равномерного развития всех мышц и связок ног необходимо включать в занятия бег по часовой стрелке, в том числе и челночный (предварительно оговорив условия поворота). Для этого в подготовительной части урока можно провести бег «змейкой» с выбором произвольного направления и бег за лидером или направляющим по заданному маршруту, заранее обозначенному.
Финиширование
На открытых площадках с ограниченными размерами, где проводится челночный бег, остро встает вопрос о правильном выборе места для финиширования. Во главу угла здесь ставится техника безопасности. Финиш по возможности должен быть удалён от растущих кустов и деревьев, скамеек, стоек и т.д.
В спортивном зале тоже в полной мере надо выполнять все требования техники безопасности. Линию старта челночного бега следует располагать ближе к середине зала, чтобы учащиеся имели достаточно места для остановки.
Наиболее подготовленным школьникам можно дать задание выполнить остановку с поворотом в 1-2 м от стены. Кроме того, не стоит пренебрегать способом остановки с опорой ногой о стену на уровне колена, пояса. Почему ногой, а не руками? Потому что мышцы и связки одной ноги в несколько раз сильнее обеих рук, которые в таких условиях непроизвольно бегуны выставляют вперед, что небезопасно. При торможении же ногой с опорой на стену бегун находится в более надёжном положении. Почти идеальная мера предупреждения травматизма - использование поролоновых матов, поставленных вертикально и вплотную к стене.
Таким образом, после проведения первого этапа нашего обучения у учащихся сформировались определенные знания о технике челночного бега.
2. Второй этап - изучение методики челночного бега. Для проведения данного этапа нами были разработаны и проведены основные упражнения, обучающие челночному бегу на уроке лёгкой атлетики. Был предложен следующий комплекс упражнений:
Вид заданий | Дозировка | Методические указания |
Бег в упоре с максимальной частотой шагов (на месте) | 3—5 раз х 3—4 с | Быстро, еще быстрее, «очень быстро», «как можно быстрее». Следить, чтобы бегуны не приседали, не опускали голову, не делали судорожных движений |
Быстрые движения руками на месте, как в беге | 3—5 раз х 3—4 с | Те же |
Бег на месте без упора с максимальной частотой | 2—3 раза х 4—5 с | Движение не должно переходить в судорожное топтание. Внимание на ритм |
Бег с максимальной частотой, укороченными шагами, по меткам | 2 х 10 м, 3—4 серии. Отдых между пробежками 2 мин, между сериями — 3—4 мин | Следить за осанкой, работой рук, постановкой ноги на грунт |
Бег с максимальной частотой через набивные мячи | 12—15 мячей х 6 — 8 раз. Паузы отдыха 1,5 — 2 мин | Не отклоняться назад. Бежать высоко |
Продвижение вперед с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой | 3 разах 10—15 м. Паузы отдыха — 1,5—2 мин | После окончания упражнения переходить в свободный бег 10 — 15 м |
Подвижные игры типа «День и ночь» | 12—13 повторений | Сигнал даётся при различных и. п.: стоя лицом, спиной друг к другу; лежа, выполняя прыжки и т. д. |
Бег по лестнице с максимальной частотой | 4—6 раз х 20 —30 ступенек, отдых 2 — 3 мин | Не делать судорожных движений |
Повторное пробегание 8—10 м с ходу на максимальной скорости через 30 м легкого бега | (2—3 раза х 8—10 м), 2—3 серии, между сериями отдых 3 мин | Не сжимать челюсти, не сжимать пальцы в кулак |
Включение в бег на максимальной скорости по сигналу | Быстрый бег 5 — 6 м, затем бег трусцой, 3—4 повторения | Включаться в бег на максимальной скорости, расслабляться в беге трусцой |
Разнообразные эстафеты с элементами быстрого бега, прыжков | Пауза отдыха между пробежками 3 мин | Не терять контроль в беге и во время передачи эстафетной палочки |
Данные упражнения были отработаны по несколько раз с каждым учащимся и далее применены на уроке.