Задания по педпрактике на IV курсе
1. Оформить дневник педпрактики. Схему заполнения и образец дневника смотри в Приложениях 13, 16.
2. Посетить 10-15 уроков русского языка и 10-15 уроков литературы и зафиксировать их содержание и структуру в дневнике педпрактики по плану, данному в Приложении 1. Выделить, охарактеризовать и сгруппировать основные методические приемы, которые использует учитель, оценить их эффективность.
3. Провести 4 урока русского языка и 4 урока литературы разных типов (урок объяснения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации изученного, контроля, развития речи) и жанров (лекция, беседа, практикум, семинар, игра, зачет), проанализировать и зафиксировать их содержание и структуру в дневнике педпрактики по плану, данному в Приложении 3.
4. Провести 1 открытый урок русского языка и 1 открытый урок литературыс использованием личностно-ориентированного подхода к учащимся с участием ведущего учителя-наставника, методиста-куратора с кафедры ТиМОРС (при отсутствии методиста в дневнике педпрактики отзыв об уроке пишется ведущим учителем, урок оценивается по 5-балльной шкале).
5. Составить полный развернутый конспект проведенных открытых уроковс методическим комментарием по плану, данному в Приложении 3.
6. Провести самоанализ проведенных открытых уроковпо плану, данному в Приложении 6.
7. Написать методическое эссе «В творческой мастерской учителя-словесника» по плану, данному в Приложении 7.
8. По русскому языку: проверить три письменные работы (диктант, изложение, сочинение) учащихся одного класса, проанализировать ошибки (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые), приложить ксерокопии работ, оцененных разными отметками («2», «3», «4», «5»). Нормы оценки смотри в приложении 9. Анализ проводить по схеме, указанной в Приложении 11.
9. По литературе: осуществить тематическое планирование монографической темы (4-8 уроков) по литературному произведению, по которому проводились самостоятельные уроки, или по представленному на открытом уроке материалу, с методическим обоснованием выбранного пути разбора художественного текста (текстов). Тематическое планирование оформить по схеме, предложенной в Приложении 4.
V курс «Формирование личности учителя словесности в процессе самостоятельной педагогической деятельности»
Направление работы: научно-исследовательская и практическая деятельность студентов по формированию профессиональной компетентности, мышления, поведения конкурентоспособного учителя русского языка и литературы как основ регуляции и направления процессов самоидентификации и саморазвития.
Задачи:
1. Научно-методическое обоснование и разработка системы организационно-педагогической деятельности учителя-словесника.
2. Освоение образовательного пространства современной школы: вид, специфика учебного заведения (муниципальное, частное образовательное учреждение, специализированная школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия, колледж, училище, техникум); направленность образовательного учреждения (гуманитарная, техническая, естественнонаучная, многопрофильная); особенности микроучастка; концепция администрации, педагогического коллектива школы; уровень обученности и обучаемости школьников; личностно-психологические особенности классного коллектива; средства обучения (учебно-методические комплексы, дидактические материалы, аудио-, видео- подкрепление, таблицы, схемы, графики); идентификация собственной адаптации к условиям, выявление проблем, самопрограммирование.
3. Моделирование, проектирование, анализ и самоанализ целостной системы профессиональной деятельности студента-практиканта как учителя-словесника: адаптация структурирования содержания и форм учебной деятельности к структурам когнитивной и речевой деятельности обучаемых (настроенность на аудиторию) в процессе решения учебно-воспитательных задач.
4. Определение необходимости и возможности влияния на психологический климат в педагогическом коллективе, обученность и обучаемость учащихся, регулирование образовательного процесса.
5. Самодиагностика профессиональной компетенции с целью повышения общей культуры и профессиональной компетенции учителя-словесника.
6. Тренировка в принятии решений в традиционных и нестандартных педагогических ситуациях, перевод коммуникативных ситуаций в педагогические.
7. Выявление возможностей и необходимости внутрипредметной и межпредметной интеграции гуманитарных и общественных дисциплин, осуществление необходимых (соответствующих) операций (обращение к технологиям).
8. Сбор материалов по теме дипломных работ, проведение констатирующего, контрольного и формирующего экспериментов, выполнение индивидуальных творческих заданий.