Выявление проблем семейного воспитания
С помощью представленного теста можно оценить как родители, воспитывают детей испытуемого класса. Это поможет классному руководителю понять семейную атмосферу детей.
Инструкция: С помощью данного теста можно оценить стратегию семейного воспитания подростков в классе. На родительском собрании предлагается всем родителям решить данный тест[20].
1. Чем, согласно вашему суждению, в большей мере обусловливается характер человека - наследственностью или же обучением?
А. Главным образом обучением.
Б. Сочетанием природных задатков и критерий среды.
В. Главным образом природными задатками.
Г. Ни тем, ни иным, а жизненным навыком.
2. Как вы относитесь к идеи о том, то, что дети воспитывают собственных отца с матерью?
А. Это игра слов, софизм, обладающий не достаточно взаимоотношения к реальности.
Б. Совершенно с настоящим согласен.
В. Готов с настоящим согласиться при условии, то, что невозможно выпускать из виду и о традиционной значимости отца с матерью как воспитателей собственных детей.
Г. Затрудняюсь дать ответ, никак не думал об этом.
3. Какое из взглядов о воспитании вы находите более удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель обучения - обучить ребенка обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям необходимы не наставления, а примеры (Джозеф Жубер)
Г. Научи сына повиновенью, тогда сумеешь обучить и всему прочему (Томас Фуллер)
4. Думаете ли вы, то, что отец с матерью обязаны просвещать ребенка в вопросах пола?
А. Меня никто этому никак не обучал, и их сама жизнь научит.
Б. Полагаю, то, что отцу с матерью необходимо в легкодоступной форме исполнять возникающий у ребенка интерес к данным вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, нужно будет завести диалог и об этом. А в школьном возрасте главное - подумать о том, для того чтобы защитить их от проявлений аморальности.
Г. Безусловно, в главную очередность это обязаны сделать отец с матерью.
5. Необходимо ли отцу с матерью предоставлять ребенку средства на карманные траты?
А. Когда попросит, допускается и предоставить.
Б. Правильнее в целом постоянно выдавать конкретную необходимую сумму на определенные цели и контролировать траты.
В. Уместно предоставлять определенную необходимую сумму на конкретный период (на неделю, на месяц), для того чтобы ребенок непосредственно обучался рассчитывать собственные затраты.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз предоставить ему какую-то необходимую сумму.
6. Как вы поступите, в случае если узнаете, то, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в собственных взаимоотношениях, тем более то, что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему правильнее себя вести в подобных моментах.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его осмысления, то, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, данное никак не принято.
Б. Брань надо прекращать в зародыше! Наказание здесь очень важно, а от общения с невоспитанными ровесниками ребенка в дальнейшем необходимо избавить.
В. Что такого! Все мы знаем эти фразы. Не надо придавать данному значимости, сейчас это не выходит за разумные границы.
Г. Ребенок имеет право высказывать собственные ощущения, в том числе и тем методом, какой нам не по душе.
8. Дочь-подросток стремится осуществить уик-энд на даче у подружки, где сосредоточится компания ровесников в отсутствие отца с матерью. Отпустили бы вы её?
А. Ни в коем случае. Подобные сборища до добра не доводят. В случае если ребята желают расслабиться и развлечься, пусть делают это под наблюдением старших.
Б. Допустимо, в случае если знаю её друзей как добропорядочных и надежных ребят.
В. Она полностью разумный человек, для того чтобы самой принять решение. Хотя, разумеется, в её отсутствие буду несколько волноваться.
Г. Не вижу причины мешать.
9. Как вы отреагируете, в случае если узнаете, что ребенок вам соврал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и постыдить.
Б. В случае если повод не очень значительный, никак не буду придавать значимости.
В. Расстроюсь
Г. Постараюсь понять, что его заставило соврать.
10. Думаете ли вы, что подаете ребенку хороший пример?
А. Естественно. Б. Стремлюсь. В. Будем надеяться. Г. Не знаю.
Подведем итоги тестирования. Рассмотрим приложение 2. Отметьте в таблице предпочтенные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из разновидностей родительского поведения. Чем больше преимущество 1-го из разновидностей решений, тем наиболее выражен в вашей семье конкретный образ воспитания. В случае если из числа ваших решений не доминирует какая-то 1 группа, то речь, вероятно, идет о двойственном стиле воспитания, если отсутствуют точные основы, и действия отца с матерью диктуется сиюминутным настроением. Старайтесь осмыслить, каким же вы все-таки хотите видеть собственного ребенка, а кроме того самого себя как родителя.
Авторитарный стиль (в терминологии иных создателей — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каковым должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к данному максимально стремлений. В собственных требованиях вы, вероятно, весьма категоричны и неуступчивы. Логично, то, что ребенку иногда дискомфортно под вашим контролированием. Отец с матерью с таким стилем воспитания сдерживают самостоятельность детей, не считают необходимым как-то аргументировать собственные требования, сопутствуя их строгим контролированием, жесткими запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность отца с матерью порождает конфликты и агрессивность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся чрезмерно враждебными и зачастую покидают родительский дом, как только лишь могут себе это позволить. Робкие, неуверенные школьники приучаются во всем слушаться отца с матерью, не совершая усилий решать что-либо без помощи других. Если по отношению к старшим подросткам мамы предрасположены осуществлять наиболее «позволяющее» действия, то авторитарные папы решительно следуют выбранного вида родительской власти. При таком воспитании у ребенка создается только механизм внешнего контролирования, базирующийся на ощущении вины либо боязни пред наказанием, и как только лишь опасность наказания извне пропадает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения ликвидируют душевную родственность с детьми, по этой причине между ними и родителями редко появляется ощущение привязанности, то, что проводит к недоверчивости, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Либеральный стиль (в терминологии иных создателей — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко оцениваете собственного ребенка, находите простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, верите ему, не предрасположены к запретам и ограничениям. Но нужно задуматься: по плечу ли чаду подобная независимость? Делаясь более взрослыми, подобные школьники конфликтуют с теми, кто не потакает им, не готовы принимать во внимание круг интересов иных людей, определять прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая минус руководства со стороны отца с матерью как выражение безразличия и психологического отторжения, дети ощущают опасение и нерешительность. Неспособность семьи осуществлять контроль действия ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные категории, поскольку психические механизмы, необходимые для независимого, ответственного поведения в обществе, у него не сложились.
Индифферентный стиль. Трудности воспитания никак не считаются для вас главными, так как у вас других хлопот достаточно. Собственные трудности ребенку в основном доводится регулировать лично. А ведь он имеет право полагаться на большее участие и помощь с вашей стороны!
В итоге у нас получилось в процентном соотношении:
· авторитарный - 35%; либеральный - 50%;
· индифферентный - 15%;
Рассмотрим ниже диаграмму.
Рис. 2.2 Стиль семейного воспитания
Рисунчатый тест «Моя семья» нужен с целью раскрытия особенностей внутрисемейных взаимоотношений, и состоит из 2-ух частей: изображение собственной семьи и диалог уже после рисования. На основании исполнения изображения, ответов на вопросы необходимо дать оценку особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье[21].
Цель методики: прояснить взаимоотношения подростков к членам собственной семьи.
Детям предоставляют обычный карандаш чистый листок бумаги формата А4. Применение каких-либо дополнительных инструментов невозможно.
Инструкция. «Изобразить, собственную семью». Не давать какие-то указания либо уточнения. Пока ребята рисуют, необходимо ненавязчиво производить мониторинг за ними, фиксируя такие моменты, как: порядок заполнения свободного места; порядок появления героев рисунка; период начала и завершения работы; появление проблем при изображении того либо другого персонажа либо компонентов рисунка (излишняя сосредоточенность, паузы, ощутимая неторопливость и т.д.); время, потраченное на осуществление отдельных героев; эмоциональный настрой детей в период изображения того либо другого персонажа рисунка.
По завершении рисунка попросить ребенка подписать либо охарактеризовать абсолютно всех представленных героев рисунка. Уже после этого как рисунок станет, окончен, начинается 2-ой период изучения - диалог. Диалог носит простой, естественный характер, не вызывая у детей ощущения сопротивления и отчуждения, согласно схеме [22]:
Кто изображен на рисунке? Что делает каждый участник семьи?
Где работают либо обучаются члены семьи, какую роль он отводит каждому?
Кто в семье самый хороший и почему?
Кто самый счастливый и почему?
Кто самый грустный и почему?
Кто больше всех нравится ребенку и почему?
Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?
Как в семье распределяются домашние обязанности?
При оценке рисунков учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.
Анализ результатов исследования[23]:
Анализ рисунков теста «Моя семья» осуществлялся по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов, по следующим показателям: Благоприятная семейная ситуация; Тревожность; Конфликтность в семье; Чувство неполноценности в семейной ситуации; Враждебность в семейной ситуации. На основании этих показателей выявили наличие у ребенка указанных симптомов и уровни влияния на него семейных отношений. Рассмотрим приложение 3.
Из таблицы видно, что в семье №1 ребенок чувствует тревожность 0,4 что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией. В семье №2, несмотря на благоприятную ситуацию (0,7) ребенок ощущает тревожность. В семье №3 ситуация с ребенком очень тревожная, так как высокие показатели по всем неблагоприятным параметрам. В семье №4 ситуация самая благоприятная - 0,8 баллов. В семье №5, несмотря на общую благоприятную ситуацию, ребенок ощущает тревожность по всем показателям. В семье №6 ребенок, несмотря на благоприятную ситуацию, также ощущает повышенную тревожность. В семье №7 ребенок ощущает резко выраженную тревожность в семье. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность и самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов. В семье №8 ребенок ощущает повышенную тревожность и враждебность. В семьях №9 и №10 семейная ситуация благоприятная, но при этом также проявляется тревожность. Общая сумма баллов по отношению к комплексам: наибольшее количество баллов -9,7 по симптомокомплексу тревожность; затем 5,5 баллов по симптомокомплексу благоприятная семейная ситуация; конфликтность -5,4 балла; чувство неполноценности - 1,9 баллов и враждебность -1,6 балла.
Для того чтобы представить более общую картину, семьи по полученным данным, разделили на группы по уровню детско-родительских отношений. К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта), а также в свои рисунки они добавляют животных и родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 1 семью - это семья №4., которая помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. К среднему уровню детско-родительских отношений отнесено к № 7 семей. Анализируя рисунки, отметим также, что у части детей проявляется снижение самооценки - дети рисуют себя дальше от семьи, чем других ее членов.
Итак, по результатам методики «Моя семья», сделан следующий вывод: Группа I - высокий уровень детско-родительских отношений - 1 ребенок (10%) - семья №4 - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Группа II - средний уровень детско-родительских отношений - это 7 детей (70%) - семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом у детей проявляются и другие комплексы, такие как тревожность, (семьи №1, 2, 5, 6, 8,9, 10). Группа III - низкий уровень детско-родительских отношений у 2 детей (20%) - это семьи, в которых резко выражена тревожность детей, а также дети испытывают чувство неполноценности и враждебность (семьи №3 и 7).
Таким образом, можно заключить, что в исследуемых семьях большинство детей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.
Результаты данного теста представлены на диаграмме (рисунок 2.3).
Рис. 2.3 Анализ семейных групп
По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. Таким образом, в ходе исследования рисунков, было выявлено, что 2 ребенка из десяти детей не удовлетворены своим положением в семье. Семеро детей периодически испытывают дискомфорт родительского отношения, но в целом удовлетворены взаимодействием с родителями. Один ребенок полностью удовлетворен отношениями с родителями.