IV. Этапы реализации социально-реабилитационной поддержки студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ
4.1.Данное положение включает в себя 3 этапа реализации поддержки обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.
4.2.Довузовский этап социально-реабилитационного сопровождения предполагает сопровождение абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки. На данном этапе оказываются информационные, консультативные, психологические услуги:
- свободное получение абитуриентами-инвалидами различного рода информации об обучении в РГПУ им. А.И.Герцена;
- доступ к информации о поступлении в вуз, льготах, необходимых документах;
- консультирование о специальных возможностях для абитуриентов-инвалидов при сдаче документов, ориентировании в обучающем пространстве университета.
4.2.Вузовский этап сопровождения студентов-инвалидов предполагает сопровождение их обучения на протяжении всего времени пребывания студентов с ограниченными возможностями здоровья в РГПУ им. А.И. Герцена. На данном этапе формируется и реализуется единая методическая база требований к сопровождению обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ:
- формирование единой методической базы требований к сопровождению обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;
- апробация и введение специальных технологий, обеспечивающих удовлетворение специфических образовательных потребностей студентов-инвалидов;
- создание и апробация программы курсов повышения квалификации различных категорий слушателей по проблемам организации включенного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях современного вуза;
- использование интерактивных образовательных технологий в процессе социально-реабилитационной поддержки студентов-инвалидов.
4.3.Послевузовский этап социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает консультирование и содействие в трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной в университете специальностью:
- сотрудничество с общественными организациями инвалидов и потенциальными работодателями для оптимизации поддержки данной категории студентов в последующем трудоустройстве;
- предоставление помощи в рациональном трудоустройстве инвалида, т.е. в подборе видов и условий труда в соответствии с психофизиологическими особенностями и интересами выпускника;
- формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью;
- помощь студенту в подборе места производственной и преддипломной практик, перспективных для трудоустройства;
- помощь в подготовке резюме.
V.Виды и содержание сопровождения обучения студентов-инвалидов в РГПУ им. А.И. Герцена.
5.1.Данное положение включает 7 видов социально-реабилитационного сопровождения обучения, реализуемых в ходе инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в РГПУ им. А.И.Герцена.
5.2.Диагностическое сопровождение включает формирование, обновление базы данных студентов с ограниченными возможностями в РГПУ им. А.И. Герцена.
Основными задачами на данном этапе являются:
- проведение анкетирования студентов-инвалидов с целью выявления их потребностей;
- осуществление консультационной работы с преподавателями вуза и однокурсниками (при условии ярко выраженных физических особенностей студента с инвалидностью) с целью формирования лояльной среды и культуры общения;
- мониторинг потребностей, возникающих у студентов-инвалидов в период обучения в вузе.
5.3.Учебно-методическое сопровождение направление предполагает методическое обеспечение разных видов сопровождения обучения. Основные задачи данного направления следующие:
- повышение квалификации педагогов, психологов и других специалистов, работающих с инвалидами в РГПУ им. А.И.Герцена, обучение новым современным социально-психологическим технологиям;
- организация консультирования студентов-волонтеров, оказывающих помощь студентам-инвалидам;
- составление индивидуальных маршрутов сопровождения образования, включающих рассмотрение возможности создания нелинейного расписания занятий и систематических пропусков занятий в университете в связи с основным заболеванием и увеличение, в этой связи, доли самостоятельной работы студентов-инвалидов;
- организация обмена опытом сопровождения обучения студентов инвалидов в РГПУ им. А.И. Герцена с другими вузами Санкт-Петербурга.
5.4.Психологическое сопровождение. В рамках данного направления сопровождения обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ создаются условия для полноценного личностного и профессионального развития участников образовательного процесса и профилактики возможных затруднений в адаптации студентов-инвалидов, формируются умения и навыки саморегуляции, релаксации, оказывается помощь и поддержка студентам на этапе личного выбора и составления плана решения проблемы в образовательном процессе.
Задачами данного направления являются:
- консультирование участников образовательного процесса по вопросам личностного и профессионального развития студентов на всех этапах непрерывного образования;
- помощь студенту-инвалиду в гармонизации отношений к себе самому, к социальному окружению, повышение уверенности в себе;
- выявление проблем студентов-инвалидов в образовательном процессе в ходе массовой диагностики, сбор информации о существе возникших проблем;
- изучение индивидуальных особенностей и личностных приоритетов студентов-инвалидов;
- консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов, коррекция ситуаций затруднения.
Психологическое консультирование и поддержка осуществляется в форме индивидуального консультирования студентов.
5.5.Социальная поддержка.Целью данного вида деятельности является обеспечение доступности включения в социокультурную среду студентов-инвалидов, организация доступа к информации и возможностей включения в социальную и культурную жизнь общества.
Основными задачами данного направления являются:
- организация помощи волонтеров в ориентировании студентов-инвалидов в предметно-пространственной и образовательной среде университета;
- помощь в организации культурно-досуговых мероприятий, праздничных вечеров и т.д.;
- сотрудничество с общественными и коммерческими организациями по оказанию помощи студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ, обучающимся в университете;
- работа со средствами массовой информации по созданию позитивного образа инвалида в общественном сознании, информирование общества о возможностях и потребностях инвалидов, о социальных и профессиональных успехах, проблемах реабилитации и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, формирование гуманного отношения общества к инвалидам, преодоление социально-психологических барьеров в общении;
5.6.Довузовское сопровождение предполагает оказание информационных, психологических услуг для абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки.
Основными задачами данного направления являются:
- развитие социального партнерства с общественными организациями инвалидов по двум направлениям: через привлечение потенциальных абитуриентов с инвалидностью, состоящих на учёте в общественных организациях и через решение общих задач в области оптимизации адаптационных процессов в условиях вуза;
- проведение встреч студентов вуза с представителями общественных организаций инвалидов, проведение культурно-досуговых мероприятий, а также освещение вопросов инвалидности в студенческих газетах;
- предоставление сурдопереводчиков, тифлопедагогов на вступительных экзаменах.
5.7.Программно-ресурсное сопровождение обеспечивающее для каждой категории лиц, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья, как доступность восприятия и расширение путей получения учебной информации, так и расширение технических возможностей оперирования ею.
Основными задачами данного направления являются:
- использование специализированного учебного модуля для студентов с ограниченными возможностями здоровья (специализированного радиокласса для инвалидов по слуху, программно-методического комплекса для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедийных компьютеров специальной конфигурации для мониторинга, коррекции и реабилитации студентов – инвалидов по слуху);
- внедрение в процесс сопровождения обучения оборудования факультета коррекционной педагогики, которое включает в себя ряд учебных аудиторий, оборудованных компьютерной техникой, оснащенной программами синтеза речи, брайлевскими дисплеями;
- применение в образовательном процессе распечатки текстов как в рельефно-точечном варианте, так и в плоско-печатном, возможность увеличения изображения в десятки раз, подбора оптимальных для зрительных возможностей инвалидов по зрению яркости, контрастности, цвета, фона изображения;
- внедрение в образовательный процесс технических средств реабилитационно-образовательного назначения для инвалидов по слуху, включающими звукоусиливающую аппаратуру с компьютерным управлением и звукоусиливающую аппаратуру с индивидуальной настройкой силы звука и тембра.
5.8.Консультативные услуги по вопросам трудоустройства предполагают подготовку к выходу на рынок труда через помощь в поиске потенциального работодателя.
Основными задачами на данном этапе являются:
- формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью;
- помощь студенту в подборе места производственной и преддипломной практик, перспективных для трудоустройства;
- оказание помощи в подготовке резюме.