Особенности работы над пересказом в специальной (коррекционной) школе
Пересказ - 1) это вид работы учащихся; 2) это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного.
Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение ребёнка к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор ребёнка; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.
Чтобы методически верно обучать пересказу, учитель должен знать психолого-педагогические и литературоведческие основы методики проведения данной работы.
1. Пересказ - это вид речевой деятельности или её продукт. Основные функции речевой деятельности - общение и мышление. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (общение и мышление), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке.
2. Выделяют следующие виды пересказов:
- естественный (когда ребёнок рассказывает не по заданию);
- пересказ, организуемый учителем на уроке.
3. Следует соблюдать условия для успешного пересказа:
- понимание детьми задачи, которую они должны решить в пересказе;
- учет степени активности, с которой ученик включен в процесс решения задачи;
- характер пересказа должен зависеть от типа и особенностей текста. Так, описательный текст следует пересказывать подробно; объяснительные тексты (тексты типа рассуждения) - сжато.
4. Важно учитывать, что на характер пересказа влияет степень эмоциональности, образности текста.
5. Восприятие и пересказ текста зависят от особенностей жизненного и читательского опыта детей.
6. На качество пересказа влияет то, как прочитан образец, захотелось ли ребёнку поделиться прочитанными сведениями.
7. Существуют разные классификации пересказов.
Первая классификацияпересказов основана на типе восприятия текста:
- пересказ прослушанного текста, воспроизведенного учителем, заранее подготовленным учеником или в звукозаписи;
- пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
- пересказ прочитанного сутки, неделю назад (проводится на обобщающих уроках).
В основе второй классификации - полнота передачи содержания исходного текста:
- близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
- подробный пересказ;
- выборочный;
- сжатый, или краткий пересказ.
Кроме этих видов, во вспомогательной школе можно использовать различные виды творческих пересказов:
- пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
- с изменением лица рассказчика;
- с различными творческими дополнениями (диалог, место действия).
Подробный пересказ - это вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста. Задача подробного пересказа не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис и лексику образца.
Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов, с пересказов уже известных детям сказок. Дети часто затрудняются начать пересказ, часто искажают заключительные части, поэтому при обучении необходимо предложить несколько видов начала одного и того же текста.
Подготовке к подробному пересказу помогает следующий порядок действий:
- Прочитай рассказ.
- Раздели его на части (одна часть от другой отличается содержанием).
- Прочитай первую часть, выдели в ней главное.
- Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).
- Ту же работу проделай с другими частями.
- Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста).
Выборочный пересказ предполагает три варианта работы:
- выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
- пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
- пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Сжатый пересказ (краткий) - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия текста может быть различной, вплоть до выражения основной мысли излагаемого в одном тезисе, в одном предложении. Сжатый пересказ обычно приближается к деловому стилю. Примером сжатого пересказа может служить аннотация статьи, книги.
Способы сжатия (сокращения) текста:
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных единичных явлений;
- сочетание исключений деталей и обобщений.
В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:
- сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании;
- составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.
Для обучения сжатому пересказу используются памятки-инструкции:
- Прочитать текст и определить его главную мысль.
- Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
- Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
- Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
- Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.
Приемы обучения сжатому пересказу:
Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
Использование картинного плана.
Пересказ по собственным рисункам детей.
Использование диафильмов.