Характеристика общего уровня подготовки выпускников
6.1. Комиссия отмечает, что на государственном междисциплинарном экзамене по педагогике и психологии выпускники показали в большинстве своем хорошие знания. Студенты владеют соответствующей терминологией, понятийной базой.
6.2. Для многих студентов (Хренкова Е.С., Николаева Н.П., Гибадулина Е.Г., Забедюк Е.В., Тычкова Т.Ю.) характерно уверенное, полное и логически стройное изложение материала, а также умение анализировать современный образовательный процесс, осознанность в ответах на дополнительные вопросы членов ГАК
6.3. Комиссия отмечает, что на экзамене и при защите ВКР большая часть студентов проявила умение методически грамотно строить ответ по вопросу билета и приводить примеры из собственной практики, реализуя таким образом профессиональную рефлексию и обобщая сведения, полученные в процессе чтения специальной периодической литературы.
6.4. Характеристика выпускников, окончивших институт с отличием:
6.4.1. Число выпускников, претендовавших на диплом с отличием – 3 человека.
6.4.2. Решением комиссии ГАК дипломы с отличием выдать следующим выпускникам:
№ п/п | Ф.И.О. | Краткие обоснования решения о выдаче диплома с отличием |
1. | Гибадулина Е.Г. | 87,5 % отличных оценок; |
2. | Забедюк Е.В. | 83,4 % отличных оценок; |
3. | Тычкова Т.Ю. | 82,2 % отличных оценок; |
6.5. Характеристика результатов защиты ВКР.
6.5.1 Комиссия отмечает, что при написании ВКР студенты показали высокий уровень подготовки, что позволило им рассматривать вопросы, связанные с образовательным процессом в школе, ДОУ, подготовкой педагогов для обеспечения образовательного процесса на данных ступенях образования. Много внимания уделялось проблемам развития личности ребенка дошкольного возраста и младшего школьного возраста, формированию предметных результатов, личностных качеств.
6.5.2. Комиссия отмечает, что при написании ВКР студенты показали сравнительно высокий уровень логического, математического, экологического мышления, эстетического восприятия.
6.5.3. В процессе защиты ВКР не все студенты продемонстрировали высокий уровень знаний содержания работ известных деятелей психологической науки, однако в большинстве случаев сумели охарактеризовать сущность различных теорий и концепций. Некоторые студенты испытывали затруднения при определении базовых для исследования понятий, например, Бородкина К.В., Арсланова Н.Ф.
6.5.4. Защита ВКР показала, что студенты ориентируются в тенденциях развития российского общества и системы образования, осознают социальный заказ, хорошо ориентируются в современных подходах к содержанию образовательно-воспитательного процесса. Внимание студентов привлекли актуальные проблемы, связанные с формированием и развитием у детей познавательного интереса, экологических знаний, математических представлений, взаимодействия с семьей, поиском путей интеллектуального, эстетического и нравственного развития учащихся. Много внимания уделялось использованию современных средств обучения: студенты обращались к проблемам, связанным с использованием интерактивной доски, игровых технологий, мультимедийных презентаций рассматривались проблемы, актуальные с позиции современного общества: формирование эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия, универсальных учебных действий и т.д.
6.5.5. Комиссия отмечает, что выполнение ВКР по проблемам обучения математике, дисциплинам естественнонаучного и эстетического блока, языкового образования младших школьников и детей дошкольного возраста свидетельствует о достаточном уровне психолого-педагогической и методической подготовки студентов. Заявленная тема раскрывается не в узком методическом ключе, а в широком психолого-педагогическом контексте: Гибадулина Е.Г. «Математика в формировании здорового образа жизни у младших школьников»(руководитель – Зубарева Е.С., рецензент – Аракелова Т.Л.), Стрельникова Н. Л. «Психолого-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития»(руководитель – Ломаева М.В., рецензент – Аракелова Т.Л.), Щербакова С.В. «Народная тряпичная кукла как средство формирования эстетического отношения к действительности у детей дошкольного возраста» (руководитель – Ческидова И.Б., рецензент – Слюсарь С.И.).
Комиссия отмечает, что выбор тем, безусловно, способствует расширению кругозора студентов, развитию информационных умений, обогащает их знаниями по психологии и педагогике, углубляет предметные знания, способствует совершенствованию общей культуры исследовательской работы. Следует отметить, что не всем студентам удалось глубоко раскрыть подобные темы, но наличие их способствует развитию как студентов, так и их научных руководителей.
6.5.6. Комиссия отмечает достаточный уровень психолого-педагогических знаний выпускников, их целесообразное использование при проектировании диагностических методик, разработке технологий обучения и воспитания детей. Особо можно отметить уровень и культуру владения компьютерной презентацией, культуру научного диалога. Компьютерные презентации были подготовлены таким образом, что расширяли содержание защитного слова, существенно дополняли его не только в иллюстративном плане, но и в плане обращения к базовым понятиям исследования.
6.5.7. Уровень содержания ВКР также достаточно высок. Студенты: Вакурова Т.В., Вахромова Г.С., Хренкова Е.С. продемонстрировали умение аналитического реферирования, гибкого переноса полученных теоретических сведений в образовательную практику.
Быстрое включение в диалог, осознанность, аргументированность суждений проявили на защите ВКР такие студенты, как Гибадулина Е.Г., Забедюк Е.В., Тычкова Т.Ю. Отметим, что в научно-исследовательской работе студенты решали проблему обеспечения качества образовательного процесса не только с позиции ученика, но и с позиции педагогов, рассматривая вопросы совершенствования их подготовки, например, Братчикова О.П.«Приемы технологии развития критического мышления студентов через чтение и письмо в изучении темы «Множества» (руководитель – Зубарева Е.С., рецензент – Аракелова Т.Л.), с позиции семьи, обращаясь к проблеме повышения ее педагогической культуры: Стрельникова Н.Л. «Психолого-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития» (руководитель – Ломаева М.В., рецензент – Аракелова Т.Л.). Комиссия отмечает, что ответы выпускников при защите дипломных работ свидетельствует о глубоком проникновении в сущность заявленной проблемы, убедительной аргументации собственной позиции.
6.5.8. Комиссия отмечает, что уровень защиты ВКР соответствует качеству написанных работ, хотя некоторые студенты сумели правильно отреагировать на замечания рецензента, последовательно учесть их в защитном слове, поэтому данные студенты получили итоговую отметку более высокую, чем предлагал рецензент.
Комиссия отмечает удачный выбор тем учебно-исследовательских работ студентов, посвященных актуальным проблемам образования. Диапазон научных интересов преподавателей и студентов необычайно широк: Перезолова В. А. «Игра в развитии познавательного интереса к уроку русского языка у слабоуспевающих учащихся начальной школы» (руководитель – Сегова Т.Д., рецензент – Аракелова Т.Л.), Савина С. Н. «Развитие системы универсальных коммуникативных учебных действий через совершенствование навыков речевой деятельности у учащихся» (руководитель – Сегова Т.Д., рецензент – Садриева А.Н.), Смирнова Л. С. «Дидактические игры в развитии представлений о времени у дошкольников» (руководитель – Зубарева Е.С., рецензент – Ломаева М.В.), Чернова Н. А. «Формирование нравственных представлений старших дошкольников на этнокультурном музыкальном материале» (руководитель – Трофимова Е.Д., рецензент – Садриева А.Н.), Петрова Е. А. «Сказка как форма организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников» (руководитель – Ломаева М.В., рецензент – Садриева А.Н.).
Научная компетентность, эрудированность руководителей дипломных работ и большинства рецензентов вызывают уважение и восхищение.
Студенты показали высокий уровень подготовленности, что нашло отражение в содержании работ, уровне их оформления, оценке рецензентов и комиссии ГАК.
6.5.9. Содержание ВКР свидетельствует об умении студентов грамотно формулировать исходные позиции исследования, вычленять различные подходы к интерпретации ключевых понятий, осуществлять комплексную диагностику исследуемого явления, представлять полученные результаты в таблицах, гистограммах, графиках.
6.5.10.Оформление всех ВКР выполнено в соответствии с требованиями. Представленный отдельно от дипломной работы в 3-х экземплярах ее автореферат позволил всем членам ГАК быстро ознакомиться и оценить грамотность, степень теоретической и практической значимости дипломной работы. Тексты авторефератов написаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному жанру вторичных научных текстов, их содержание полно отражает содержание ВКР.
6.6. Характеристика работы с выпускниками по устранению замечаний, высказанных комиссией ГАК предыдущего года.
В 2011 году комиссия ГАК не отмечала каких-либо недочетов в работе с выпускниками.
В 2012 году комиссия отмечает, что уровень защиты ВКР является достаточно высоким, однако есть недочеты, связанные с определением аппарата исследования (определение объекта, предмета исследования, задач, построение гипотезы), не всегда анализ литературы реализуется в проектной части работы, содержит информацию, необходимую для исследования. Диагностические материалы не всегда направлены на выявление тех качеств, формирование которых предполагается в практической части.
6.7. Недостатки в подготовке студентов.
Особых недостатков в подготовке выпускников комиссия не обнаружила. Уровень подготовки студентов к государственному экзамену и защите ВКР в целом является достаточно высоким. Преподаватели проанализировали причины некоторых неудач в процессе государственной аттестации у студентов в 2011 году, характер и количество выбираемых тем ВКР. В течение года последовательно осуществляли контроль за посещением ими консультаций у специалистов, провели инструктаж по подготовке к защите, обсудили регламент выступления по каждой части работы, а также количество и характер задаваемых вопросов студентам. Защита ВКР проходила в спокойной и доброжелательной атмосфере.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПУСКА2012 года
Специальность (профиль) «Начальное образование»
Сдавало СКО | Сдало | Гос.междисциплин. экзамен по педагогике и психологии | ВКР | Из них с отличием | ||||||
«5» | «4» | «3» | % качества | «5» | «4» | «3» | % качества | |||
- |
Специальность (профиль) «Детская практическая психология»
Сдавало СКО | Сдало | Гос.междисциплин. экзамен по педагогике и психологии | ВКР | Из них с отличием | ||||||
«5» | «4» | «3» | % качества | «5» | «4» | «3» | % качества | |||
- | ||||||||||
Сдавало ПКО | Сдало | «5» | «4» | «3» | % качества | «5» | «4» | «3» | % качества | Из них с отличием |
80,9 | - |
ВКР: Елькина В.А. (ДПП ПКО) не допущена
Специальность (профиль) «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»
Сдавало СКО | Сдало | Гос.междисциплин. экзамен по педагогике и психологии | ВКР | Из них с отличием | ||||||
«5» | «4» | «3» | % качества | «5» | «4» | «3» | % качества | |||
71,4 | 71,4 |
Специальность (профиль) «Управление дошкольным образованием»
Сдавало СКО | Сдало | Гос.междисциплин. экзамен по педагогике и психологии | ВКР | Из них с отличием | ||||||
«5» | «4» | «3» | % качества | «5» | «4» | «3» | % качества | |||
82,3 | 94,1 | - | ||||||||
Сдавало ПКО | Сдало | «5» | «4» | «3» | % качества | «5» | «4» | «3» | % качества | Из них с отличием |
88,8 | 88,8 | - |
ИГА: Корьякина О.В.(УДО ПКО)не явилась
Выпуск 2012 год
(общие сведения по заочному отделению)
Институт психолого-педагогического образования
Специальность/ профиль | Сдали | Повторно | Всего | С отл. | ||||||
бюджет | контракт | бюджет | контракт | |||||||
ско | пко | ско | пко | ско | пко | ско | пко | |||
Начальное образование | - | - | - | - | - | - | - | |||
Управление дошкольным образованием | - | - | - | - | - | |||||
Детская практическая психология | - | - | - | - | - | |||||
Психол.сопровожд.лиц с пробл. в развитии | - | - | - | - | - | - |