Личностно - ориентированное воспитание, его сущность, принципы. Выдающиеся педагоги о значении в формировании личности
Личностно-ориентированное воспитание – основа гуманистической педагогики. Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется особый подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание.
Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных и нравственных отношений и приводит к формированию у ребенка привычного нравственного сознания, действий к развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора. Внешним критерием нравственного поведения является выполнение требований общественного мнения. Внутренним критерием является совесть – обостренное чувство, вызывающее в человеке либо состояние нравственного удовлетворения, либо чувств раскаяния и беспокойства. В зависимости от характера его поступка.
Личностно ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающеё своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
К.Д. Ушинский сформулировал следующие правила личностно-ориентированного воспитания:
- Дети учатся жить у жизни
- Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
- Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
- Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
- Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других
- Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
- Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным
- Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
- Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
- Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
- Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Становление личностного образа ребенка — процесс внутренний, он обусловлен становлением самосознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его личностного саморазвития. (Е.В. Бондаревская)
Свобода – не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного, ответственного решения. Ребёнок – это личность, имеющая право на собственное мнение. ((Мария Монтессори "Дети - другие"))
Личность - возможность самой себя, которая не исчерпывается никакой самореализацией.
(Эпштейн М.Н.)