Понятие и значение общих условий предварительного расследования

Приступая к изучению главы 21 УПК РФ "Общие условия предварительного расследования", есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.

Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.

Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок. Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований. Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.

К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:

1) формы предварительного расследования;

2) подследственность;

3) соблюдение места производства предварительного расследования;

4) соединение и выделение уголовных дел;

5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;

6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;

7) составление и оформление протокола следственного действия;

8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;

9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

11) участие специалиста, переводчика и понятых.

Характеристика этих общих условий дается ниже.

Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)

Все уголовное судопроизводство строится на требованиях, что каждое совершенное преступление должно быть расследовано. Законом (ст.150 УПК) предусмотрено две формы расследования:

1) предварительное следствие;

2) дознание.

Предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК. В этой части перечислены номера статей и их части из УК РФ, по которым предварительное расследование производится в форме дознания. Однако, по любому из этих преступлений может производится предварительное следствие по письменному указанию прокурора.

По уголовным делам иных преступлений, относящихся к категории небольшой и средней тяжести, не входящих в перечень составов преступления ч.3 ст. 150 УПК, дознание может производится по письменному указанию прокурора.

Какая же форма расследования является основной - предварительное следствие или дознание? Большинство ученых-процессуалистов к основной форме относят предварительное следствие по следующим основаниям:

1) число уголовных дел, расследуемых в форме предварительного следствия, значительно превышает число уголовных дел, расследуемых в форме дознания;

2) в форме предварительного следствия расследуются наиболее сложные дела и по категории – тяжкие и особо тяжкие;

3) сроки производства предварительного следствия значительно превышают сроки производства дознания;

4) следователи наделены уголовно-процессуальным законом большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватели.

Существует несколько признаков отличия этих форм расследования между собой.

Первый признак – в органах, проводящих расследование (ст.151 УПК). Предварительное следствие производится следователями только четырех ведомств:

1) прокуратуры;

2) органов федеральной службы безопасности;

3) органов внутренних дел;

4) органов налоговой полиции.

Дознание производится дознавателями следующих органов:

1) органов внутренних дел;

2) органов налоговой полиции;

3) органов пограничной службы РФ;

4) органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ;

5) таможенных органов РФ;

6) органов Государственной противопожарной службы.

По некоторой части уголовных дел дознание может производиться также следователями прокуратуры, ОВД и органов налоговой полиции.

Второй отличительный признак – сроки производства предварительного следствия и дознания.

Срок предварительного следствия (ст.162 УПК) не превышает 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела, т.е. в этот двухмесячный срок предварительное следствие должно быть закончено. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено.

Установлен определенный порядок продления срока предварительного следствия. Первое продление до 6 месяцев может быть осуществлено прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. Дальнейшее продление срока по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, может быть осуществлено прокурором субъекта РФ, приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. После этого продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителями. Интересно, что предельные сроки продления законом не устанавливаются, поскольку невозможность этого определяется интересами установления истины по делу. Но в каждом конкретном случае они определяются сроками давности уголовного преследования (ст.78 УК РФ).

В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором не выше одного месяца со дня поступления данного дела к следователю. Дальнейшее продление срока в этих случаях производится на общих основаниях.

Во всех случаях возникновения необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит постановление, представляя его прокурору не позднее 5 суток до дня истечения срока следствия. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника о продлении срока предварительного следствия.

Срок дознания по уголовным делам, установленный законом (ст.223 УПК), равняется 15 суткам со дня возбуждения дела и он может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Других возможностей продления срока дознания закон не предусматривает. Это срок дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Срок дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие законом установлен в 10 суток со дня возбуждения дела, по окончании которого орган дознания направляет дело прокурору.

Третий отличительный признак между предварительным следствием и дознанием выражается в объеме деятельности, выполняемой органами следствия и дознания. Как уже отмечалось выше, следователи по ряду дел могут производить дознание, а дознаватели не правомочны осуществлять предварительное следствие. Следователь при производстве предварительного следствия производит все необходимые следственные действия, регламентированные УПК, а объем деятельности дознавателя зависит от вида дознания:

1) дознания по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия;

2) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

В первом случае орган дознания вправе после возбуждения уголовного дела произвести неотложные следственные действия, перечень которых законом не определен. После их производства и не позднее 10 суток со дня возбуждения дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия только по поручению следователя. Но, если по такому делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Во втором случае орган дознания после возбуждения дела вправе производить любые необходимые следственные действия, но в 15-дневный срок.

Четвертое отличие предварительного следствия от дознания состоит в оформлении итогов расследования уголовного дела. Предварительное следствие оканчивается составлением обвинительного заключения (ст.215 УПК), а дознание – обвинительного акта (ст.225 УПК).

И, наконец, пятое отличие выражается в более широкой процессуальной самостоятельности следователя по сравнению с дознавателем. Об этом подробно говорилось в теме "Участники уголовного судопроизводства".

Подследственность.

Понятие, виды и значение подследственности (ст.151 УПК РФ)

Подследственность – это признаки уголовного дела, позволяющие определить компетенцию органа предварительного следствия или органа дознания.

Различаются следующие признаки, характеризующие подследственность:

1) предметный (родовой) – по квалификации преступления;

2) территориальный (местный) – по месту совершения деяния;

3) персональный – по особенностям субъекта преступления;

4) альтернативный – по правомочию расследования дела тем или иным органом.

Виды подследственности определяются в полном соответствии с указанными признаками.

Предметная (родовая) подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ч.2, 3 ст.151 УПК РФ).

Территориальная (местная) подследственность определяется местом совершения преступления и, таким образом, расследование производится тем органом, на территории деятельности которого было совершено преступление (ст.152 УПК). Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если же преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. В целях обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности.

Персональная подследственность обуславливается особенностями субъекта преступления, к числу которых УПК РФ 2002 года относит только служебное или иное положение. Персональная подследственность определяется подпунктами "б", "в" п.1 ч.2 и ч.4 ст.151 УПК РФ.В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем или иным органом в зависимости от того, кем выявлено преступление или кем возбуждено уголовное дело, налицо альтернативная подследственность. Она определяется ч.5 и 6 ст.151 УПК.

Подследственность уголовных дел, соединенных в одном производстве и, если они подследственны разным органам предварительного расследования, определяется прокурором (ч.7 ст.151 УПК).

Значение института подследственности в уголовном процессе состоит в том, что она отражает компетенцию конкретного органа расследования, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования преступления.

Наши рекомендации