Нарушения в применении языковых средств общения
Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения.
К категории детей с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Г.В. Чиркина рассматривает речевые нарушения у детей и подростков в различных аспектах:
— в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомотор-ный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов;
— в аспекте этиопатогенеза выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений.
В настоящее время такой подход отражен в клини-ко-педагогической классификации.
Нарушения устной речи
Расстройства фонационного оформления речи:
— афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,
— брадилалия — патологически замедленный темп речи,
— тахилалия — патологически убыстренный темп речи,
— заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
— дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
— ринолалия — нарушение тембра голоса и звукоп-роизнесения, обусловленное анатомо-физиологически-ми дефектами речевого аппарата,
— дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:
— алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
— афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи
— дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения,
— дисграфия {аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев.
Нарушение языковых средств общения:
— фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
— общее недоразвитие речи (ОНР 1—4-го уровня), которое объединяет сложные речевые расстройства, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.
Нарушения в применении языковых средств общения
в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
— заикание, проявления речевого негативизма и др.
Специалисты, работающие с указанными выше категориями детей, в своей профессиональной деятельности должны учитывать особое состояние центральной нервной системы детей и их психологические особенности.
Многие дети вследствие негрубой органической недостаточности ЦНС характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной растормо-женностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения. Вследствие органической недостаточности ЦНС резидуального характера они быстро устают, плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях.
У большинства детей несовершенна общая, особенно мелкая моторика, недостаточно развиты такие двигательные качества, как быстрота, сила, ловкость и.т.д.
У детей оказываются несформированными коммуникативная, когнитивная, регулирующая функции речи, затруднен процесс овладения различными компо-
нентами языковой системы. Помимо этого выявляется недостаточность когнитивной деятельности: недостатки слухоречевой и зрительной памяти, оптико-пространственных функций, низкий уровень понимания словесных инструкций, трудности в овладении обобщающими понятиями. Часто выявляется неустойчивость внимания, снижены работоспособность, познавательная и речевая активность.
Замедлен темп формирования произвольной регуляции поведения и деятельности.
Вместе с тем у детей с сохранным интеллектом достаточно высокая обучаемость, и если нарушения речи носят негрубый характер, при своевременно начатой логопедической коррекции удается их преодолеть и подготовить ребенка к обучению в массовой школе.