Принципы нормирования опасных и вредных факторов
Микроклимат
Основные параметры микроклимата в производственных помещениях.
Способы оценки и нормирования параметров микроклимата.
Создание оптимальных параметров микроклимата в производственных помещениях.
Освещение.
Основные характеристики производственного освещения.
Способы оценки и нормирования производственного освещения.
Оптимизация освещения помещений и рабочих мест.
Вредные вещества в воздухе рабочей зоны, их классификация.
Понятие предельно допустимой концентрации.
Производственная пыль, ее влияние на организм.
Профилактика пылевых заболеваний.
Очищение воздуха рабочей зоны от вредных и опасных веществ.
Шум.
Производственный шум, его классификация.
Способы оценки и нормирования уровня шума.
Воздействие шума на организм человека.
Вибрация.
Производственная вибрация, ее характеристика.
Способы оценки и нормирования уровня вибрации.
Методы снижения уровня вибрации и шума на производстве.
Задание 2. Измерить параметры микроклимата в помещениях
Порядок работы.
1. Познакомится с нормативным документом СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора термоанемометр DT-620 (см. инструкцию к прибору).
3. Измерить скорость воздуха.
4. Измерить расход воздушного потока.
5. Измерить температуру воздуха.
6. Измерить температуру поверхности.
7. Оценить параметры микроклимата на основании проведенных замеров и нормативных документов.
8. Разработать рекомендации по оптимизации параметров микроклимата в помещениях.
9. В рабочей тетради оформить протокол занятия.
Задание 3. Измерить освещенность и яркость, создаваемую источниками освещения в помещениях.
Порядок работы.
1. Познакомится с нормативными документами:
ГОСТ 24940-96 - Здания и сооружения. Методы измерения освещенности
ГОСТ 26824-2010- Здания и сооружения. Методы измерения яркости
2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора люксметр DT-8809A (см. инструкцию к прибору).
3. Измерить уровень освещенности рабочих мест.
4. Измерить уровень яркости.
5. Оценить уровень освещенности рабочих мест на основании проведенных замеров и нормативных документов.
6. Разработать рекомендации по оптимизации параметров освещения.
7. В рабочей тетради оформить протокол занятия.
Задание 4. Определить концентрацию пыли в воздухе производственных помещений.
Порядок работы.
1. Познакомится с документами, нормирующими параметры качества воздуха рабочей зоны.
2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора ИПК-1 (см. инструкцию к прибору).
3. Измерить концентрацию пыли в воздухе рабочей зоны.
4. Оценить концентрацию пыли в воздухе рабочей зоны на основании проведенных замеров и нормативных документов.
5. Разработать рекомендации по снижению концентрации взвешенных частиц в воздухе рабочей зоны.
6. В рабочей тетради оформить протокол занятия.
Задание 5. Измерить уровень акустического шума.
Порядок работы.
1. Познакомится с документами, нормирующими параметры шума в производственных и других помещениях.
2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора «измеритель шума» (шумомер) DT-805 / 805L (см. инструкцию к прибору).
3. Измерить уровень шума при разных видах деятельности.
4. Оценить уровень шума на основании проведенных замеров и нормативных документов.
5. Разработать рекомендации по снижению уровня шума в производственных и других помещениях.
6. В рабочей тетради оформить протокол занятия.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Действие ультра- и инфразвука на организм человека. Предельно допустимые уровни. Основные методы защиты и борьбы с действием ультра- и инфразвука.
2. Особенности воздействия лазерного излучения.
3. Действие ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Защитные мероприятия.
4. Естественные и антропогенные электромагнитные поля, их характеристики. Действие электромагнитных полей на организм человека. Нормирование и методы защиты.
5. Ионизирующие излучения, их виды и физическая характеристика. Биологическое действие на организм человека. Защита от ионизирующих излучений
6. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Основные способы и средства электрозащиты
7. Безопасность при работе с компьютером.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3
Тема: Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности. Техника безопасности
Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Законодательство РФ по охране труда.
2. Нормативная и нормативно-техническая документация.
3. Системы стандартов безопасности труда.
4. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.
5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
6. Производственный травматизм и меры по его предупреждению
7. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Государственная политика защиты окружающей среды.
2. Экологическое законодательство.
3. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
4. Охрана труда женщин.
5. Охрана труда молодежи.
6. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы в опасных и вредных условиях труда.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4
Тема: Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий.
Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Окружающий мир, взаимодействие человека с окружающей средой.
2. Опасности, возникающие в окружающем мире, пути воздействия на человека. Характерные состояния взаимодействия человека и окружающего мира.
3. Понятие об экстремальной ситуации.
4. Экстремальные ситуации в природной среде, причины возникновения.
5. Чрезвычайные ситуации природного характера, их краткая характеристика, последствия воздействия на людей и окружающую среду.
6. Правила безопасного поведения и действий в ЧС природного происхождения.
7. ЧС техногенного происхождения, причины возникновения.
8. Особенности ЧС на радиационно–, химически–, взрыво- и пожароопасных объектах, их воздействие на людей и окружающую среду. Способы защиты.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Способы выживания человека в условиях автономного существования.
2. Город как среда обитания, его особенности и опасности.
3. Современное жилище, его особенности и опасности.
4. Экстремальные ситуации в быту, причины возникновения, способы безопасного поведения и действий.
5. Экологическая безопасность.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5
Тема: Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Общие требования и правила поведения учителя и учащихся при угрозе ЧС.
2. Спасательные работы в образовательном учреждении.
3. Действия учителя при ЧС природного характера.
4. Действия учителя при ЧС техногенного характера.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6
Тема: Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре
Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Пожары, причины их возникновения.
2. Факторы возгорания.
3. Поражающие факторы пожара.
4. Средства тушения пожара и способы их применение.
5. Правила противопожарного режима, виды пожарной сигнализации, этапы и пути эвакуации из зоны пожара
6. Правила пожарной безопасности учебного заведения.
7. Действия учителя при пожаре в учебном заведении.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Общие правила поведения при пожаре.
2. Действия при пожарах, способы самоспасения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7
Тема: Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Определение чрезвычайной ситуации (ЧС).
2. Классификация ЧС.
3. Признаки ЧС.
4. Единая Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
5. Этапы становления РСЧС.
6. Задачи, структура, режимы функционирования РСЧС.
7. Права и обязанности граждан РФв области защиты населения от ЧС.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 8
Тема: Чрезвычайные ситуации социального характера.