Принципы нормирования опасных и вредных факторов

Микроклимат

Основные параметры микроклимата в производственных помещениях.

Способы оценки и нормирования параметров микроклимата.

Создание оптимальных параметров микроклимата в производственных помещениях.

Освещение.

Основные характеристики производственного освещения.

Способы оценки и нормирования производственного освещения.

Оптимизация освещения помещений и рабочих мест.

Вредные вещества в воздухе рабочей зоны, их классификация.

Понятие предельно допустимой концентрации.

Производственная пыль, ее влияние на организм.

Профилактика пылевых заболеваний.

Очищение воздуха рабочей зоны от вредных и опасных веществ.

Шум.

Производственный шум, его классификация.

Способы оценки и нормирования уровня шума.

Воздействие шума на организм человека.

Вибрация.

Производственная вибрация, ее характеристика.

Способы оценки и нормирования уровня вибрации.

Методы снижения уровня вибрации и шума на производстве.

Задание 2. Измерить параметры микроклимата в помещениях

Порядок работы.

1. Познакомится с нормативным документом СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора термоанемометр DT-620 (см. инструкцию к прибору).

3. Измерить скорость воздуха.

4. Измерить расход воздушного потока.

5. Измерить температуру воздуха.

6. Измерить температуру поверхности.

7. Оценить параметры микроклимата на основании проведенных замеров и нормативных документов.

8. Разработать рекомендации по оптимизации параметров микроклимата в помещениях.

9. В рабочей тетради оформить протокол занятия.

Задание 3. Измерить освещенность и яркость, создаваемую источниками освещения в помещениях.

Порядок работы.

1. Познакомится с нормативными документами:

ГОСТ 24940-96 - Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 26824-2010- Здания и сооружения. Методы измерения яркости

2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора люксметр DT-8809A (см. инструкцию к прибору).

3. Измерить уровень освещенности рабочих мест.

4. Измерить уровень яркости.

5. Оценить уровень освещенности рабочих мест на основании проведенных замеров и нормативных документов.

6. Разработать рекомендации по оптимизации параметров освещения.

7. В рабочей тетради оформить протокол занятия.

Задание 4. Определить концентрацию пыли в воздухе производственных помещений.

Порядок работы.

1. Познакомится с документами, нормирующими параметры качества воздуха рабочей зоны.

2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора ИПК-1 (см. инструкцию к прибору).

3. Измерить концентрацию пыли в воздухе рабочей зоны.

4. Оценить концентрацию пыли в воздухе рабочей зоны на основании проведенных замеров и нормативных документов.

5. Разработать рекомендации по снижению концентрации взвешенных частиц в воздухе рабочей зоны.

6. В рабочей тетради оформить протокол занятия.

Задание 5. Измерить уровень акустического шума.

Порядок работы.

1. Познакомится с документами, нормирующими параметры шума в производственных и других помещениях.

2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора «измеритель шума» (шумомер) DT-805 / 805L (см. инструкцию к прибору).

3. Измерить уровень шума при разных видах деятельности.

4. Оценить уровень шума на основании проведенных замеров и нормативных документов.

5. Разработать рекомендации по снижению уровня шума в производственных и других помещениях.

6. В рабочей тетради оформить протокол занятия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Действие ультра- и инфразвука на организм человека. Предельно допустимые уровни. Основные методы защиты и борьбы с действием ультра- и инфразвука.

2. Особенности воздействия лазерного излучения.

3. Действие ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Защитные мероприятия.

4. Естественные и антропогенные электромагнитные поля, их характеристики. Действие электромагнитных полей на организм человека. Нормирование и методы защиты.

5. Ионизирующие излучения, их виды и физическая характеристика. Биологическое действие на организм человека. Защита от ионизирующих излучений

6. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Основные способы и средства электрозащиты

7. Безопасность при работе с компьютером.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3

Тема: Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности. Техника безопасности

Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:

1. Законодательство РФ по охране труда.

2. Нормативная и нормативно-техническая документация.

3. Системы стандартов безопасности труда.

4. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.

5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.

6. Производственный травматизм и меры по его предупреждению

7. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Государственная политика защиты окружающей среды.

2. Экологическое законодательство.

3. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

4. Охрана труда женщин.

5. Охрана труда молодежи.

6. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы в опасных и вредных условиях труда.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4

Тема: Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий.

Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:

1. Окружающий мир, взаимодействие человека с окружающей средой.

2. Опасности, возникающие в окружающем мире, пути воздействия на человека. Характерные состояния взаимодействия человека и окружающего мира.

3. Понятие об экстремальной ситуации.

4. Экстремальные ситуации в природной среде, причины возникновения.

5. Чрезвычайные ситуации природного характера, их краткая характеристика, последствия воздействия на людей и окружающую среду.

6. Правила безопасного поведения и действий в ЧС природного происхождения.

7. ЧС техногенного происхождения, причины возникновения.

8. Особенности ЧС на радиационно–, химически–, взрыво- и пожароопасных объектах, их воздействие на людей и окружающую среду. Способы защиты.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Способы выживания человека в условиях автономного существования.

2. Город как среда обитания, его особенности и опасности.

3. Современное жилище, его особенности и опасности.

4. Экстремальные ситуации в быту, причины возникновения, способы безопасного поведения и действий.

5. Экологическая безопасность.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5

Тема: Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.


Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:

1. Общие требования и правила поведения учителя и учащихся при угрозе ЧС.

2. Спасательные работы в образовательном учреждении.

3. Действия учителя при ЧС природного характера.

4. Действия учителя при ЧС техногенного характера.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6

Тема: Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре

Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:

1. Пожары, причины их возникновения.

2. Факторы возгорания.

3. Поражающие факторы пожара.

4. Средства тушения пожара и способы их применение.

5. Правила противопожарного режима, виды пожарной сигнализации, этапы и пути эвакуации из зоны пожара

6. Правила пожарной безопасности учебного заведения.

7. Действия учителя при пожаре в учебном заведении.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Общие правила поведения при пожаре.

2. Действия при пожарах, способы самоспасения.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7

Тема: Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:

1. Определение чрезвычайной ситуации (ЧС).

2. Классификация ЧС.

3. Признаки ЧС.

4. Единая Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

5. Этапы становления РСЧС.

6. Задачи, структура, режимы функционирования РСЧС.

7. Права и обязанности граждан РФв области защиты населения от ЧС.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 8

Тема: Чрезвычайные ситуации социального характера.

Наши рекомендации