Педагогическое мастерство— это уровень совершенного владения педагогической деятельностью.
Достигается оно совокупностью следующих условий:
1. Наличие профессионально значимых личностных ка
честв.
2. Педагогическая и общая эрудиция и готовность к самосо
вершенствованию и самообразованию.
3. Педагогическое сознание в единстве сформированных
позитивной личностной и профессиональной Я-концепции,
В-концепции, Д-концепции.
4. Владение педагогической технологией и техникой:
— владение современными образовательными и воспита
тельными технологиями;
— владение методикой обучения и воспитания;
— владение ТСО и современными информационными тех
нологиями обучения и воспитания;
— умение общаться, владение речью;
— умение управлять своим поведением и своими реакциями;
— умение управлять собой как инструментом педагогиче
ского воздействия и действия.
Н.В. Кузьмина убедительно доказала, что мастер от не мастера отличается главным образом тем, что мастер знает и умеет. Не мастер не знает, какой должна быть последовательность педагогических действий. Мастер обычно знает, какие действия приводят к положительному результату. Не мастер подчас ограничивается поверхностным знанием детей. Мастер изучает особенности коллектива. Главная отличительная особенность деятельности мастера заключается в том, что он опирается на знание психологии детей. Мастерам педагогического труда присуща творческая активность. Из всего сказанного вытекает, что основой мастерства являются прежде всего фундаментальные знания и выработанные на их основе умения, безусловно, выступающие в тесном единении с личностными качествами учителя и его способностями к творчеству.
Вопросы и задания
1. Как вы поняли, в чем заключается сущность и особенности педаго
гической деятельности?
2. Перечислите закономерности педагогической деятельности. Как
вы их поняли?
3. Подумайте, какими умениями, кроме перечисленных в тексте гла
вы, надо овладеть компетентному учителю.
4. Какие концепции составляют педагогическое сознание? Раскрой
те их сущность.
5. Почему считается, что творчество органически присуще педагоги
ческой деятельности?
6. Перечислите, раскройте и проиллюстрируйте критерии педагоги
ческого творчества.
7. Что такое новаторство в педагогической деятельности?
8. Познакомьтесь по книгам и на практике с опытом интересно рабо
тающих учителей. Изучите опыт работы одного учителя и постарайтесь
определить, можно ли его назвать мастером, учителем-новатором.
Литература
Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.
Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.
Безрукова В. С. Педагогика. Екатеринбург, 1996.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Блонский П. П. Педагогика. М., 1924.
Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 1993.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
Каптерев 77. Ф. Дидактические очерки // Избр. пед.соч. М., 1982.
Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
Лысенкова С. Н. Жизнь моя школа, или Право на творчество. М., 1995.
Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. Т.5. М., 1958.
Педагогическое мастерство. М., 1993.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000.
Творчество и педагогика. М., 1988.
Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Соч.: В 6 т. Т.1. Любое изд.
Воспитание является искусством, а не ремеслом — в этом корень учительского дела.
Л.Н. Толстой
Глава 6