Глава 1. педагогика как наука
Допускается использовать исключительно в образовательных целях.
Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
В.А. Сластенин
И.Ф. Исаев
Е.Н. Шиянов
ОБЩАЯ
ПЕДАГОГИКА
Под редакцией В.А. Сластенина
В двух частях
Часть 1
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для, студентов по дисциплине «Педагогика» цикла
«Общепрофессиональные дисциплины» высших учебных
заведений, обучающихся по педагогическим
специальностям
ББК 74.00я73
С47
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.
С47 Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – 288 с.
ISВN 5-691-00950-8.
ISBN 5-691-00951-6(I).
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлениям и специальностям высшего педагогического образования и состоит из двух частей.
Часть 1. Раскрываются основные понятия педагогики как целостного педагогического процесса, рассматриваются закономерности, принципы, формы и методы обучения.
Адресовано студентам высших педагогических образовательных учреждений, а также студентам вузов, в которых курс педагогики введен в качестве базовой дисциплины общегуманитарного блока или курса по выбору.
ББК 74.00я73
© Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2002
© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002
© Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002
ISВN 5-691-00950-8.
ISBN 5-691-00951-6(I).
К ЧИТАТЕЛЮ
Древняя мудрость гласит: «Тот, кто думает о сегодняшнем дне, заботится о хлебе насущном. Тот же, кто – о завтрашнем дне, вглядывается в молодые лица».
Думая о будущем России, мы сегодня вглядываемся в тех, кто заполняет школьные классы и студенческие аудитории и кто станет хозяином и гражданином страны, приведет ее к возрождению и новой жизни. Каким будет это идущее нам на смену поколение, во многом зависит от образования.
Государственный совет Российской Федерации в августе 2001 г. поставил задачу: образование должно войти в состав основных приоритетов развития российского общества и государства на всю обозримую перспективу, целью образовательной политики должно стать достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Достойный статус России в мире обеспечит только такая система образования, которая сможет сохранить и умножить гуманистические традиции отечественной и мировой культуры, система гибкая, вариативная по типам школ и образовательным уровням, открытая, соотносимая с западными моделями, но прежде всего учитывающая нужды и потребности нашей страны, органически связанная с основами ее общественного устройства.
Как важнейший жизнеобеспечивающий социальный институт, образование является объектом междисциплинарных исследований. К проблемам образования обращаются философия, психология, социология, политология, экономика, юриспруденция. Но есть только одна наука, для которой образование стало предметом. Эта наука – педагогика, широкая область гуманитарного знания о закономерностях становления и развития личности в образовательных процессах различного типа и уровня.
Пособие адресовано всем, кто начинает изучать педагогику, теорию, методологию и практику образования.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПЕДАГОГИКУ
Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА