Классификация У (по дидактической цели)
1. Сообщение новых знаний (НЗ)
2. Закрепление НЗ
3. Практическое применение НЗ
4. Проверка 3
5. Формирование и закрепление умений и навыков
6. Обощающий У
7. Комбинированный У
Структура У
1. Организационный момент
2. Постановка целей и задач
3. Объяснение материала
4. Закрепление, применение
5. Проверка, контроль
6. Домашнее задание
Требования к У
1. Наличие межпредметных связей
2. Реализация всех принципов ПП
3. Сознательный выбор методов, средств обучения
4. Наличие плана проведения У
5. Сознательная дисциплина обоих сторон
6. Завершенность урока
• по формам
• по материалу
7. Воспитательные требования:
• развитие мышления
• учет особенностей ученика
• формирование потребности в обучении
• создание ситуаций успеха
• создание проблемных ситуаций
• создание воспитательного отношения
Классно-урочная система: понятие урока, признаки урока, требования к уроку, классификация уроков,
Анализ урока
В общеобразовательном учреждении используют различные организационные формы педагогического процесса:
§ Урок
§ Семинар
§ Экскурсии – форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
§ Домашняя работа – самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Требования к организации домашнего задания: 1) должно быть своевременным. 2) преимущественно должно быть связано с темой урока. 3) должно быть ясным, понятным и точным. 4) должно быть доступно. 5) ученик должен владеть техникой выполнения работы.
§ Консультации и дополнительные занятия – целевое назначение занятий заключается в том, чтобы одним ученикам помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении определенных тем, разделов программы, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета.
§ Учебные конференции
§ Факультативы – одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.
§ Практикум – комплекс самостоятельных лабораторных работ учащихся.
Урок– это основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся, с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства для решения поставленных задач образования, развития и воспитания (Г.М. Кождаспирова).
Для урока характерно:
1. Четкость и конкретность цели;
2. Четкость структуры и организации;
3. Образовательный, воспитательный и развивающий результат как функции урока.
Преимущества урока:
§ имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
§ позволяет обеспечить организационную четкость и непрерывность управления учебной деятельностью учащихся.
§ позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать мировоззрение учащихся.
§ стимулирует другие виды деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю.
§ на уроке ученики не только овладевают системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.
§ урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.
Недостатки урока:
Ø регламентация деятельности учителя и учеников рамками ограниченного времени.
Ø трудности в сочетании с технологиями активного слушания.
Ø сложность реализовать индивидуального подхода при большой наполняемости класса.
Ø сильный акцент на передачу-усвоение знаний, формирование и развитие умений и навыков при меньшем внимании к развитию познавательной сферы человека.
Классификация уроков:
На практике чаще всего используется классификация уроков по основной дидактической цели (Б.П. Есипов):
§ урок сообщения (ознакомления) новых знаний.
§ урок выработки и закрепления знаний, умений и навыков.
§ урок формирования, развития и закрепления умений и навыков.
§ урок проверки ЗУН.
§ урок обобщения и систематизация изученного материала.