Глава V. Социальная работа на Беларуси в советский период
1. Формирование советской модели социальной помощи.
2. Помощь в годы ВОв.
3. Развитие советской модели социальной поддержки в 1945–1991 гг.
1. Первые после Октябрьской революции годы на Беларуси стали переломными в подходах к проблемам социальной помощи и поддержки. Государство становится единственным субъектом помощи. Понятие «благотворительность» на десятилетия исчезает не только из официальных документов, но и из советских словарей.
Уже в ноябре 1917 г. образованным при Совете Народных Комиссаров (СНК) Министерством по государственному призрению (МГП) во главе с A.M. Коллонтай упразднены благотворительные общества и заведения помощи инвалидам, а денежные суммы поступили на счет ВЦИК увечных воинов при МГП. В декабре A.M. Коллонтай подписала постановление об упразднении учреждений Мариинского ведомства и его отделений, в январе 1918 г. упразднены Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, Алексеевский комитет, Александровский комитет о раненых и т.д. Вместо них созданы соответствующие отделы Народного комиссариата социального обеспечения (НКСО) с представительствами (отделениями) в губерниях при местных Советах и других государственных институтах. До конца марта 1918 г. Комиссариату призрения последовательно были переданы обязанности по организации выдачи пайков семьям призванных на военную службу; убежища для военно-увечных; назначение пенсий военно-увечным; ряд открытых учебных заведений; санатории и др. Декреты и другие законодательные акты РСФСР распространялись и на территорию Беларуси. С 1917 по 1922 г. вышло более 100 декретов по вопросам социального обеспечения.
Можно условно выделить три периода в оформлении идей советской модели социальной поддержки:
I (1919–1941 гг.) – происходит сужение области познания социальной помощи досоветского периода, отказ от древних, изначально существующих отечественных традиций милосердия и благотворения и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе;
II (1941–1945 гг.) – в экстремальных условиях, вызванных военными действиями и геноцидом, происходит единение государственных и общественных сил и средств помощи населению (в т.ч. и с привлечением возможностей конфессионального социального служения), на основе общечеловеческих ценностей;
III (50-е – начало 90-х гг.) – сохраняется и развивается система социального обеспечения и социального страхования в условиях «развитого социализма» на всем пространстве СССР, особо интенсивно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов и помощи другим категориям «льготников».
Первый из названных периодов в практике социальной помощи характеризуется становлением государственной системы социального обеспечения трудящихся во всех случаях нетрудоспособности, оформлением на основе классового подхода нового законодательства, приоритетных направлений деятельности НКСО: охрана материнства и младенчества; устройство детских домов для беспризорников; попечение об инвалидах и их семьях, о престарелых и несовершеннолетних; медицинская помощь.
1 декабря 1921 г.состоялся I съезд работников социального обеспечения социалистической Беларуси. На нем присутствовало 20 делегатов.
Закладываются основы пенсионного обеспечения по старости и инвалидности с условием, что пенсия не должна превышать обычного среднего заработка рабочего. В 1921 г. помощь от белорусского государства получили более 276 тысяч человек (около 10% всего населения).
В конце 1921 г. правительство советской Беларуси приняло постановление «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, государственных, концессионных, арендных и частных предприятиях, в учреждениях и хозяйствах». Социальное страхование распространялось на все случаи временной и постоянной утраты трудоспособности и по случаю смерти кормильца. Официально рабочие и служащие освобождались от расходов на социальное страхование. В составе белорусского НКСО создается управление социального страхования, которое с 7 июня 1922 г. перешло на самоокупаемость. Госстрах Советской Беларуси образован 27 февраля 1923 г. На основе членских взносов в районах и областях открываются страховые кассы, которые помимо выплаты пенсий и пособий трудящимся содержали дома инвалидов.
Уравнительные тенденции в назначении и получении пенсий и пособий преобладали. Переход к начислению пенсий в зависимости от заработка в БССР был осуществлен лишь в 1928 г., когда было введено пенсионное обеспечение по старости независимо от состояния трудоспособности. Сначала оно распространялось на рабочих текстильной промышленности, а в дальнейшем и на всех работников других отраслей народного хозяйства.
Стратегия социального обеспечения меняется в годы нэпа. На первый план выдвигаются вопросы кооперации инвалидов, социального страхования рабочих, обеспечения крестьянства в порядке обязательной взаимопомощи. Ведущей становится проблематика инвалидизма и медико-трудовой экспертизы. Последняя все более унифицируется. Вводятся плановые показатели распределения инвалидов по предприятиям. С середины 30-х гг. появляются специальные цехи на предприятиях и в кооперациях инвалидов для рабочих, больных туберкулезом легких.
Намечается стабилизация в области пенсионного обеспечения, которое распространяется на всех рабочих, а в 1937–1939 гг. – и на служащих. В декабре 1937 г. на НКСО возлагаются задачи по обеспечению пенсиями военного контингента. Существенно возросли расходы государства на социальное обеспечение и развитие социального страхования. Страхование от безработицы за счет нанимателей и государства, при помощи профсоюзов осуществлено впервые в мире. Одновременно закрыты частные (негосударственные) страховые пенсионные фонды, появившиеся на Беларуси в 20-е гг.
Сложившаяся в 30-е гг. система социального страхования просуществовала до конца 80-х.
В 1937 г. выходит новое Положение о Народном комиссариате социального обеспечения БССР. В соответствии с Положением в сферу социального обеспечения вошли: государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организация морально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения; работой ВТЭК; руководство работой протезных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению, составление планов развития социального обеспечения БССР; подготовка законов по социальному обеспечению.
Для различных категорий инвалидов предусматривались определенные льготы: налоговые, медицинские, коммунальные. Дети инвалидов приравнивались к детям рабочих и получали государственные стипендии, а также право на внеочередной прием в дошкольные учреждения. Для инвалидов организовывались артели и кооперативы, кассы взаимопомощи. В задачи последних входило: организация санаторно-курортной помощи инвалидам, сети детских учреждений, предоставление ссуд. Быстрыми темпами развивалось протезирование. Помимо выдачи пособий инвалидам, НКСО БССР организует их обучение различным ремеслам и переобучение. На Беларуси стали открываться дома для инвалидов и престарелых, которые по состоянию здоровья нуждались в постоянном уходе. Проживающие в них состояли на полном государственном обеспечении. К началу Великой Отечественной войны в БССР функционировало 40 домов для инвалидов и престарелых с более чем 4 тыс. призреваемых. В период немецкой оккупации почти все они были сожжены, а имущество разграблено.
В соответствии с «Перспективным планом борьбы с нищенством, беспризорностью и проституцией», утвержденным постановлением второй сессии ВЦИК РСФСР (1918) и впоследствии распространенным на БССР и другие союзные республики, велась работа по ликвидации различных проявлений социальной патологии.
С 1926 г. впервые налажен статучет нищих, которых по в стране стало значительно больше. Появились новые категории профессиональных нищих, в т.ч. из старой интеллигенции и бывших военных. Организованы распределители для нищих, им оказывалась трудовая помощь путем устройства в различные учреждения в зависимости от трудоспособности. Престарелых и инвалидов направляли в организованные для них убежища, детей – в детские дома и колонии, трудоспособных безработных – в отделы распределения рабочей силы, «тунеядствующих» – в трудовые коммуны.
С 1920 г. была установлена уголовная ответственность за уклонение от трудовой повинности и за трудовое дезертирство. Формой принуждения к труду стало установление уголовной ответственности за нарушение продолжительности рабочего дня.
С середины 30-х гг. вовсю заработал репрессивный аппарат. Например, прогул (опоздание на работу или с обеденного перерыва более 20 мин.; преждевременный уход с работы, бездельничанье в рабочее время и т.п.) влекло направление виновного на тяжелые принудительные работы на значительный срок. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. установило за хищение социалистической собственности в любых формах и размерах одно наказание – расстрел с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок в 10 лет. В конце 1940 г. все этапы и тюрьмы были забиты людьми, осужденными по этим указам.
Тактика репрессий широко применялась и в борьбе с проституцией. Начало было положено в годы гражданской войны. Большинство проституток насильственно направлялось в трудовые колонии и коммуны. Определенная роль отводилась профилактике проституции. В системе Наркомздрава БССР организуются венерологические диспансеры с мастерскими, занятием ручным трудом, с бесплатным или за низкую цену питанием, сдельным заработком. Существовали и лечебно-воспитательные мастерские с общежитиями. При губсобесах стали открываться Дома временного пребывания для женщин. Прием «падших женщин» проводили женотделы. Все делалось в соответствии с распространенным в то время лозунгом: «Социализм – могила проституции». Неформальных организаций типа «ОДН» («Общество долой невинность») предлагали возродить публичные дома, передав в ведение Наркомздрава, с выдачей талонов одиноким людям на их посещение, с целью сохранить здоровье нации.
Велась борьба с алкоголизмом. К этому делу партия подключила широкую общественность. С 1923 по 1931 г. по стране прошел так называемый «детский поход на взрослых» под лозунгами: «Требуем трезвых родителей!», «Отец! Принеси всю зарплату домой».
Некоторые города декларировали себя «зонами трезвости». Временно в них были закрыты пивные и винно-водочные магазины, а заодно – общества типа «ОСА» («Общество советских алкоголиков»). Усилилась борьба с самогоноварением. Конфискации подлежали не только самогон и аппарат для его изготовления, но и все имущество самогонщика. Уголовный кодекс предусматривал лишение последнего свободы с принудительными работами до 5 лет. За появление в общественных местах в состоянии опьянения виновные могли быть приговорены к принудительным работам не менее чем на год. По официальным данным, уровень употребления алкоголя в СССР стал одним из самых низких в мире.
В годы гражданской войны, немецкой и польской оккупации, а также в послевоенные годы значительно возросло количество беспризорных детей и подростков. Первоначально работой с ними занимались комиссии для несовершеннолетних, которыми попеременно руководили то губернские отделы народного образования (Губоно), то отделы социального обеспечения, то здравоохранения. Только за 1918–1921 гг. было издано столько инструкций о работе с беспризорниками, сколько на Беларуси не было за два предыдущих столетия. Например, декретами советской власти упразднялось судебное преследование и тюремное заключение несовершеннолетних. Однако уже в апреле 1935 г. Постановление Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» установило уголовную ответственность за ряд преступлений (кража, грабежи, убийство и т.д.) с применением всех мер наказания вплоть до расстрела с 12-летнего возраста, т.е. с возраста, явно не гарантировавшего способность подростков к адекватному поведению. С 1940 г. единственным известным в истории права законом была установлена уголовная ответственность за нарушение школьной дисциплины. Самовольный уход подростка из учебного заведения наказывался лишением свободы на срок до одного года.
Возникшие в первые годы советской власти общественные организации помощи беспризорным детям вскоре прекратили свое существование. Например, созданная в 1918 г. на общественных началах «Лига спасения детей», занимавшаяся детьми-сиротами, в 1921 г. была ликвидирована.
С 1921 г. все белорусские приюты, в т.ч. и национализированные частные приюты, перешли под начало Губоно. К этому времени на Беларуси существовало 43 детских дома с 3 тыс. 300 детей. Все детские учреждения делились по национальной принадлежности. Положение в них было безрадостное: недостаток питания, одежды, пастельного белья, холод и голод. Иногда в помещениях рядом с приютскими детьми жили взрослые безработные и бездомные.
Особенно остро ощущался недостаток в подготовленных кадрах. Побеги из детдомов и приютов были повседневным явлением.
Существенную помощь детям оказывали воинские части и представители Американской администрации помощи (АРА). Использовались и методы семейного патроната, распространенного в дореволюционной Беларуси, проводились «Недели беспризорного и больного ребенка». Органы власти ввели 10% начисления на все билеты в театры, кино и другие зрелищные мероприятия, при регистрации договоров на Минской, Витебской и Могилевской биржах.
Несмотря на порой героические усилия новой власти, результаты в сфере борьбы с беспризорностью и организации нормальной жизни детских учреждений были незначительны. Количество детских домов на Беларуси к 1927 г. из-за недостатка средств значительно сократилось. Ряды беспризорников пополняли и дети, бежавшие из детских домов.
Первое в СССР обязательное для всех «Положение о детских домах» было опубликовано в 1926 г. С 1927 г. предпочтение в борьбе с беспризорностью стало отдаваться решению трех основных задач:
– полная ликвидация беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений;
– ускорение выпуска детей из существующих домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность легко начать самостоятельную жизнь;
– развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность (организация столовых для малообеспеченных семей и т.п.).
Постепенно к 30-м гг. стал накапливаться положительный опыт, система социального обеспечения детей принимает более четкие очертания.
В БССР утверждаются три основные категории детских домов:
– дошкольные,
– для учащихся,
– детдома с профессиональным обучением.
Уже к середине 30-х гг. сложилась унифицированная система домов-интернатов, которая просуществовала все годы советской власти.
1923–1924 гг. – период активных поисков проектов создания советской системы учреждений для аномальных детей и взрослых. Предпочтение было отдано так называемым «институтам» по аналогии с тем, что было в дореволюционной России. Исходя из реальной обстановки и учитывая ограниченность средств в 1925 г. Витебская и Минская школы глухонемых были объединены и переведены в Мстиславль, где с помощью ученых из Москвы и Ленинграда создано специализированное учебное заведение республиканского значения для глухонемых детей («Мстиславльский институт»). В состав Института входили восьмилетняя школа, детский сад и классы для «переростков». В Мстиславле не только учили и воспитывали глухонемых детей, но и готовили кадры воспитателей для всей республики.
По линии Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрава) БССР в конце 20-х гг. создаются первые диспансеры с логопедическими кабинетами в Минске (1927). В 1928 г., была опубликована первая советская программа для школ слепых.
Открылись новые спецшколы для глухонемых (Минская, Бобруйская, Гомельская, Березинская), слепых и умственно отсталых детей. В Минске, Гомеле, Витебске, Бобруйске и других городах БССР действовало по нескольку вспомогательных школ или классов при общеобразовательных школах. Однако потребностей в обучении этих категорий инвалидов они удовлетворить не могли. Например, в «Мстиславльском институте», переименованном в 1939 г. в Республиканскую школу слуха и речи, на одно место приходилось 7 заявлений, неграмотность среди взрослых инвалидов была обычным явлением. Даже вспомогательным школам для слабоумных было предписано развивать социалистическое соревнование и участвовать в движении ударничества. Это, зачастую, приводило к перекачке ребят из нормальной школы во вспомогательную. Под специальные школы отводили худшие помещения, они работали в две смены, классы были переполнены, катастрофически нахватало школьно-письменных принадлежностей и учебников, большинство учителей не имело не только дефектологического, но и общепедагогического образования.
Были попытки открыть отделение дефектологии при БГУ в 1931–1932 гг., но они не увенчались успехом. Первые советские пособия, например, по методике обучения слепых, основанные на дореволюционных изданиях, появились лишь в 1935 г.
В 1940–1941 гг. в БССР действовало 32 спецшколы (18 – для глухонемых, 10 – для умственно отсталых детей, 3 – для слепых и 1 – для детей с расстройством слуха и речи). В них обучалось около 3 тысяч воспитанников и работало свыше 300 педагогов. Вспомогательные школы с начала 40-х гг. становятся учреждениями только для умственно отсталых детей.
В годы нэпа государство диктатуры пролетариата вынуждено было обратиться к помощи общественности, прежде всего на селе. К середине 20-х гг. решение проблем социального обеспечения крестьянства на Беларуси, где оно составляло до 90% населения, становятся одной из главных забот центральных и местных органов новой власти. Была сделана попытка, разрушив сельскую общину, сохранить наработанные веками крестьянские формы общественной взаимопомощи в изменившихся условиях и тем самым решить проблемы крестьянства за счет самого крестьянства.
Деятельность государства по организации крестьянской общественной взаимопомощи можно разделить на два периода:
I (1921–1923 гг.) – создание крестьянских комитетов общественной взаимопомощи (ККОВ), действующих на основе принципа индивидуально-добровольного членства;
II (1924–1931 гг.) – переход к добровольно-коллективному членству и деятельность крестьянских обществ взаимопомощи (КОВов) с расширенными задачами.
Активный рост крестьянских обществ начался с мая 1921 г. Уже в ноябре 1922 г. состоялся I съезд этих крестьянских обществ, на котором присутствовало 26 делегатов.
В обязанности комитетов входила организация взаимопомощи крестьянам при стихийных бедствиях, забота о своевременной помощи сиротам, вдовам, больным, инвалидам, семьям красноармейцев и др., своевременная обработка их полей, защита хозяйственных и правовых интересов членов общества, а также содействие государственным органам в организации и снабжении учреждений социального обеспечения.
Белорусские ККОВы не только добросовестно выполняли указанные задачи, но одновременно оказывали помощь голодающим Поволжья, создали тысячи ячеек Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), проводили сбор средств на строительство самолетов, боролись с неграмотностью и т.д.
С 1924 г. Введен принцип «коллективно-добровольного членства». Это означало, что в КОВы должны были входить все крестьяне села.
В БССР, в отличие от других советских республик, КОВы были созданы фактически при каждом сельском совете. Крестьянские общества взаимопомощи построили десятки паровых, водяных и ветряных мельниц, крупорушек, кирпичных заводиков, создали значительное количество показательных участков, прокатных пунктов для обслуживания бедняцких хозяйств, занимались строительством, мелиорацией, севом и уборкой, оказывали денежную, натуральную и правовую помощь, спасая от нужды и разорения тысячи крестьян. Представители КОВов входили в советы школ и изб-читален, в ячейки общества «Долой неграмотность», кружки по ликвидации неграмотности и другие общественные объединения, существующие в то время. На средства крестьянских обществ были построено тысячи библиотек и изб-читален, красных уголков, десятки Домов крестьянина, детских садов и яслей, закупались учебники, одежда и обувь для детей бедноты. Кассы общественной взаимопомощи при колхозах просуществовали до 1964 г., были значительно слабее КОВов и не обладали достаточными ресурсами для оказания социальной помощи сельскому населению.
Проблемами инвалидов на Беларуси занимались несколько полуобщественных организаций, созданных под эгидой партии и государства. В марте 1923 г. при НКСО создается Белорусское инвалидное кооперативное объединение, переименованное впоследствии в Белкоопинсоюз. Оно было призвано обеспечить организацию инвалидов в артели, создать условия для их участия в общественно полезном труде, повысить материальный и культурный уровень. В соответствии с принятым ранее постановлением о кооперации инвалидов, государство предоставило им ряд льгот: беспроцентный кредит, освобождение от налогов, денежные дотации, предоставление бесплатного патента на промыслы, бесплатное протезирование, курортная помощь и направление в дома отдыха, первоочередное землеустройство за счет государства и т.д. Белкоопинсоюз просуществовал до середины 60-х гг.
В 1925 и 1926 г. соответственно состоялись учредительные съезды Всероссийского общества слепых и Всероссийского объединения глухонемых. Белорусское общество слепых (БелОС) было создано несколько ранее – 24 ноября 1924 г. Общество помогало организовывать обучение и трудоустройство слепых, оказывало посильную помощь органам здравоохранения в медицинском обслуживании и т.п. Работой общества руководило Цент-ральное правление, а главным руководящим органом стал съезд. К началу работы 1-го съезда БелОС в мае 1932 г. были открыты УПП слепых в Минске, Витебске, Гомеле и Могилеве.
3 августа 1931 г. начало работу Белорусского объединения глухонемых (БелОГ). Относительно позднее создание БелОГ не означало, что до этого помощь глухонемым не осуществлялась. Под эгидой НКСО БССР для взрослых трудоспособных глухонемых и слепых кроме устройства специальных артелей создавались так называемые «Дома труда». Первым стал «Дом труда молчаливых», открытый в 1921 г. в Витебске. Он представлял собой прототип широко распространенных впоследствии учебно-производственных предприятий (УПП) глухих и слепых. В «Доме» имелись швейная, столярная и обувная мастерские, в которых инвалиды выполняли заказы органов НКСО и приобретали специальности. При нем были клуб, общежитие, столовая, курсы ликбеза.
Белорусское Общество Красного Креста (БелОКК) начало деятельность еще в 70-е гг. XIX века. В 1872 г. было создано Минское, в 1876 – Витебское, Виленское и Могилевское, в 1877 – Гродненское управления Российского Общества Красного Креста (РОКК). Формально в первые годы своего существования
БелОКК пользовалось относительной самостоятельностью, однако уже в 1925 г., с вхождением в состав Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, оно потеряло и ее.
На Беларуси действовали десятки отрядов Красного Креста, основной задачей которых была организация врачебно-питательных пунктов, спасших жизни сотням беженцев. В годы нэпа БелОКК развернуло активную коммерческую деятельность. Белорусский Красный Крест имел собственные предприятия (санпропускники, бани, парикмахерские, санатории и лагеря отдыха, стоматологические поликлиники, ларьки, дома отдыха и т.п. – всего свыше 60 лечебно-профилактических учреждений), которые стали одним из основных источников его доходов.
С 1926 г. велась работа по созданию кружков первой медицинской помощи, санитарных постов и дружин на предприятиях и в учреждениях, с 1928 по 1974 г. осуществлялась плановая подготовка медицинских сестер. Имелся немалый резерв санитарного имущества на случай военных действий. Основным источником доходов БелОКК стали членские взносы, что даже при широчайшем охвате населения давало ничтожные суммы. Работа БелОКК все более приобретала формальный оттенок.
2.В годы войны действовавшая система государственного социального обеспечения была дополнена законодательными актами и распоряжениями, создавшими при правительствах союзных республик Управления по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, которые также занимались обеспечением их пенсиями, пособиями и действовали до 1946 г. Для семей военнослужащих рядового и младшего командного состава было введено ряд льгот.
В декабре 1942 г. СНК СССР было утверждено новое Положение о Врачебно-трудовых экспертных комиссиях (ВТЗК), которые отныне стали действовать на базе лечебных учреждений. Значительно возросла общественная помощь беженцам и семьям военнослужащих. Общественность оказывала помощь в трудоустройстве семей беженцев в колхозы и совхозы, обеспечение земельными участками и их обработке.
Первоочередное внимание уделялось детям. 4 сентября 1941 г. СНК СССР вынес постановление «О размещении эвакуированных детей по школам-интернатам в тылу». Среди размещенных в детских домах детей нередкими стали массовые заболевания, голод, истощение, обморожения и т.п. В 1942 г. создается специальный отдел розыска детей, потерявших связь со своими родителями.
С осени 1943 г. по мере освобождения территории нашей республики от захватчиков в более или менее крупных белорусских городах стали появляться детские приемники-распределители, находившиеся в ведении НКВД. Туда направлялись сироты до 15 лет включительно. Предусматривалось, что после двухнедельного пребывания в этих учреждениях, дети до 14 лет будут направляться в детские дома или передаваться на патронат в семьи городских или сельских жителей, а старше 14 – трудоустраиваться на производство. Первый приемник-распределитель возник в ноябре 1943 г. по решению Витебского облсовета депутатов трудящихся в деревне Орлики. Среди воспитанников приемников до 40% составляли социальные сироты, т.е. дети родителей, которые в те годы не могли их содержать. Детей, ранее вывезенных в Германию и попавших в приемники-распределители, без всякого суда и следствия направляли в детские воспитательные колонии.
Свои лучшие качества проявили в годы войны члены белорусских обществ слепых и глухих. Оставшиеся на оккупированной территории оказывали помощь партизанам и подпольщикам. Они выполняли функции связных, ремонтировали оружие и снаряжение, изготовляли теплые вещи, доставляли в партизанские отряды продовольствие и медикаменты, а способные владеть оружием, принимали участие в боевых действиях.
3.Социальная помощь на Беларуси в первые послевоенные годы была неразрывно связана с задачами государства по подъему и восстановлению экономики. Для работающих в ведущих отраслях промышленности БССР устанавливается ряд преимуществ и льгот. Существенно расширяется система материального обеспечения граждан (или их семей) по старости, в случае потери трудоспособности и др. В 1946 г. для неработающих пенсионеров в городах и поселках были повышены пенсии путем установления так называемой «хлебной надбавки» в твердых ценах. В 1948 г. повышены пенсии за выслугу лет учителям. В два и более раза повысился размер пенсий инвалидам Великой Отечественной войны. На льготных условиях продавались автомобили и коляски инвалидам труда.
Государство взяло на себя содержание инвалидов войны, нуждающихся в постоянном уходе и не имеющих родных и близких. В 1945 г. в БССР работало 22 дома-интерната для инвалидов этой категории и престарелых.
В мае 1946 г.организуется Министерство социального обеспечения БССР, функции которого в последующие годы значительно расширяются. Постепенно преобладающими в его деятельности становятся проблемы инвалидизма. Многие люди, вернувшиеся с войны инвалидами, фактически потеряли свои профессии. Органы социального обеспечения развернули работу по их переобучению.
В 1944 г. была открыта первая общеобразовательная школа для слепых в Гродно. К марту 1945 г. в БССР действовало 5 школ для глухонемых и одна для слепых. Сеть вспомогательных школ к 1954 г. была удвоена по сравнению с 1941 г. Рост их числа не прекращался в течение всех послевоенных лет прежде всего за счет строительства в сельской местности.
В марте 1952 г. вышло постановление Совмина БССР
«О мероприятиях по борьбе с глухонемотой и улучшению обслуживания глухонемых и глухих». Этим постановлением руководители промышленных предприятий обязывались беспрепятственно принимать на работу глухонемых, сосредоточивая их группами, в штаты предприятий вводились инструктора-переводчики.
В БССР появились новые типы школ в соответствии с разработанной НИИ дефектологии РСФСР педагогической классификацией аномальных детей и принципами их дифференцированного обучения: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1964) и с тяжелыми нарушениями речи (1966), которые к этому времени уже давно утвердились на Западе. Вспомогательные школы-семилетки преобразованы в 8-летние школы для умственно отсталых детей (1960).
К 1980 г. в БССР появились такие специальные учреждения, как школы для детей с задержкой психического развития. На Западе подобные учреждения стали активно распространяться уже в первые послевоенные годы.
Школы для глухонемых и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития к этому времени действовали во всех областных центрах.
В 1960 г. в Минском пединституте им. A.M. Горького было открыто отделение дефектологии, которое в 1976 г. было преобразовано в факультет для подготовки специалистов с высшим образованием по сурдопедагогике, логопедии и олигофренопедагогике.
В июле 1988 г. Было образовано Белорусского общества инвалидов (БелОИ). Это общество взяло на себя заботу об инвалидах с общими заболеваниями, инвалидах Великой Отечественной войны и получивших инвалидность во время службы в рядах Советской Армии, инвалидах с детства, детях-инвалидах с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.
Продолжались поиски решения проблемы устройства детей, оставшихся без семьи. Ориентация на школы-интернаты привела к сокращению численности детских домов и соответственно росту огромных, на 500 и более детей, интернатных учреждений. Для предупреждения социального сиротства и детской безнадзорности были введены школы с продленным днем.
15 июля 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, вступивший в действие с 1 января 1965 г. До этого времени не было единого критерия назначения пенсий колхозникам. Минимальные размеры пенсий определялись на общих собраниях членов колхозов и касс взаимопомощи. В «крепких» хозяйствах пенсии были значительно выше, чем в «слабых».
Государственное социальное страхование развивалось и совершенствовалось в послевоенные годы, сохраняя свои неизменные черты:
– осуществлялось за счет обязательных взносов предприятий и учреждений, являвшихся составной частью государственного бюджета;
– распространялось на всех без исключения рабочих и служащих;
– являлось одной из основных гарантий конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случаях потери трудоспособности или потери кормильца;
– в соответствии с действующим законодательством распространяло ряд социальных льгот на определенные категории трудящихся: пособия по беременности и родам, в связи с рождение ребенка, пенсии за выслугу лет и т.п.;
– предусматривало различные меры лечебно-профилактического и материально-бытового характера для рабочих, служащих и членов их семей (путевки в дома отдыха и санатории, лечебное питание и т.д.).
Обеспечение по социальному страхованию можно условно разделить на:
а) денежные выплаты (пенсии и пособия);
б) материальные услуги и льготы (путевки в дома отдыха, пионерские лагеря, диетпитание и т.п.).
Таким образом, к 1991 г. социальная помощь населению Беларуси осуществлялась по трем основным направлениям:
1) государственное социальное обеспечение, находившееся в ведении Министерства социального обеспечения БССР и финансировавшееся из средств союзного, республиканского и местных бюджетов. В рамках этой системы помощь получали в основном военнослужащие, учащиеся и члены семей перечисленных категорий граждан;
2) государственное социальное страхование, распространявшееся на рабочих и служащих и с 1933 г. находившееся в ведении профсоюзов;
3) социальное обеспечение членов колхозов, осуществлявшееся соответствующими общественными организациями колхозов при участии органов государственного социального обеспечения. Средства этого фонда формировались за счет отчислений от доходов колхозов и дотаций (в основном) из госбюджета.
На фоне достижений советского государства всячески замалчивался или шельмовался зарубежный опыт социальной работы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие изменения происходят в социальной сфере после Октябрьской революции 1917 г.?
2. Как советская власть боролась с асоциальными явлениями?
3. Проанализируйте деятельность общественных организаций?
4. Как происходило становление социального страхования и социального обеспечения?
5. Какие идеи и опыт можно позаимствовать из советский модели социального обеспечения?