Организация системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями за рубежом
Взападных странах система социально-педагогической помощи людям с особыми потребностями построена на принципах интеграции и нормализации и структурно организована как сфера деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, образовательные учреждения, общественные объединения, семьи и частные лица.
Важным аспектом социально-педагогической деятельности является создание условий для поддержания семьи, в которой имеется человек с отклонениями в развитии. Дети и взрослые со значительными ограничениями возможностей здоровья обеспечены целым комплексом мероприятий социально-педагогической направленности, осуществляемых в условиях родной или приемной семьи («семьи Фостера»).
В частности, в Швеции на основании существующего законодательства семья, имеющая ребенка с особыми образовательными потребностями, получает право на привлечение персонального ассистента, а также дополнительную материальную и медицинскую помощь. В детских поликлиниках по месту жительства проводится не только комплексное обследование детей и контроль за их развитием, но и социальная диагностика окружающей среды с привлечением специалистов соответствующих профилей. Для каждого ребенка, начиная с раннего возраста, составляется индивидуальная программа образования, которая включает обучение родителей специфическим навыкам общения и проведения занятий с малышом. Здесь же осуществляются различные формы семейной терапии.
Во взрослом возрасте люди, даже имеющие значительные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, располагают возможностью выбора места и сферы проживания (вместе с родными или самостоятельно), проходят пролонгированный курс обучения по подготовке к независимой жизни и профориентации в соответствии с индивидуальными возможностями.
В европейских странах действуют частные школы и социальные службы, которые работают по собственным программам и используют свои методы специального обучения.
Одним из интересных примеров организации жизни людей с тяжелыми нарушениями развития является создание на основе концепции вальдорфской педагогики специальных поселений — кэмпхиллских общин для проживания тех, кто нуждается в особой помощи и поддержке.
Вопросыи задания
1.Что такое социальная помощь и социально-педагогическая деятельность?
2. Охарактеризуйте структуру современной социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей стране.
3. Каковы задачи и содержание деятельности социального педагога в работе с детьми (подростками и взрослыми), имеющими ограниченные позможности жизнедеятельности?
4. Каковы новые направления в развитии социально-педагогической помощи в России?
5. Охарактеризуйте организацию и содержание системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности за рубежом.
Литературадля самостоятельной работы
Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Об утверждении Временного положения о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите: Постановление Министерства труда и занятости населения РФ № 21 от 11 июня 1992 г.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия / сост. Л.М.Шипицына. — СПб., 1997.
О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности: Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 245 от 25 марта 1993 г.
О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов: Указ Президента Российской Федерации № 802 от 27 июля 1992 г.
Психолого-медико-педагогическая консультация: метод, рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицына. — СПб., 1999.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.
Степашов Н. С. Состояния социально-групповых затруднений жизнедеятельности человека. — Курск, 1996.
Шипицына Л. М. Старое и новое: социальная защита в России. — СПб., 1997.
Глава 2