Упражнения и задачи для решения

1. Раскройте систему принципов уголовного процесса.

2. Перечислите законодательные акты, в которых нашли отражение принципы уголовного процесса.

3. Как вы понимаете действие в уголовном процессе принципа презумпции невиновности?

4. Скажите, в чем заключается принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела?

5. Как вы думаете, присущи ли российскому уголовному процессу принципы экономичности. Рациональности и целесообразности?

6. В городском суде рассматривалось уголовное дело в отношении подсудимого Филимонова, обвинявшегося в совершении нескольких половых преступлений. По постановлению судьи Крюковой дело слушалось в закрытом судебном заседании. Корреспондент одной из газет, не будучи допущенным в зал суда, опубликовал статью в районной газете, в которой критиковал действия судьи, председательствующего по данному делу. В статье было указано, что Филимонов является преступником, а судья Крюкова скрывает от народа ход судебного разбирательства. Скажите, прав ли корреспондент? Оцените законность действий председательствующего по делу.

7. Скажите, в чем заключается сущность принципа публичности?

8. Поясните, в каких законодательных актах закреплен принцип состя­зательности и как он реализуется:

а) на предварительном следствии;

б)в судебных заседаниях.

9.Как вы думаете, присущи ли российскому уголовному процессу принципы экономичности, рациональности и целесообразности?

10. Перечислите формы участия общественности в судебных заседаниях.

15. В начале судебного заседания подсудимый Изаналиев, узбек по национальности, заявил в районном суде, что он плохо владеет русским язы­ком, не понимает смысла многих русских слов и просит предоставить ему переводчика, владеющего узбекским языком. Суд не удовлетворил ходатай­ство подсудимого, сославшись на то, что в районе не имеется граждан, вла­деющих узбекским языком, и дело рассматривалось без переводчика.

Поясните, имеются ли законные основания для отмены Приговора в от­ношении подсудимого Изаналиева?

16. В районном суде рассматривалось уголовное дело по обвинению ученика 9-го класса одной из школ в краже. В судебное заседание пришли группа учеников и классный руководитель. Секретарь судебного заседания предложила им покинуть зал, мотивируя это тем, что несовершеннолетние в суд не допускаются. Классный руководитель, сославшись на принцип глас­ности, обжаловала в устном порядке действия секретаря судебного заседа­ния перед судьей, председательствующим по данному делу.

Какой ответ классному руководителю может быть дан судьей, председательствующим по делу.

17. Четырнадцатилетний Смирнов был задержан работниками охотнадзора во время незаконной охоты в лесу. У него были изъяты не принадле­жавшее ему охотничье ружье и несколько отстреленных им птиц.

При задержании он пояснил, что отстреливал птиц для изготовления чучел в школьный зоологический кабинет. Задержанный был доставлен в помеще­ние лесничества для составления соответствующего протокола и помещен в отдельную комнату, дверь которой была заперта, «до решения дела проку­рором» На следующий день утром работники охотнадзора сообщили о слу­чившемся прокурору.

Оцените законность действий работников охотнадзора.

В роли прокурора примите решение по существу.

18. Директор школы-интерната в целях борьбы с наркоманией произве­ла в спальных помещениях осмотр личных вещей учащихся 8-10 классов. Для участия в осмотре были приглашены учитель и уборщица. В отсутствие учеников были осмотрены их личные вещи, прикроватные тумбочки и по­стели. При этом был составлен акт, где указывалось, что наркотики не об­наружены, но в тумбочке одного из учеников найдена бутылка водки, кото­рая была изъята. Этот документ подписали директор и остальные участники - осмотра, названные в нем понятыми. Как вы считаете, законны ли действия директора школы-интерната?

19. В квартире у подозреваемого в незаконной торговле огнестрельным оружием Дятлова с санкции прокурора следователем с участием понятых производился обыск. Во время обыска почтальон принес бандероль и вру­чил ее Дятлову. Следователь, проводивший обыск, вскрыл данную банде­роль, но не обнаружил ничего, относящегося к делу. Подозреваемый Дят­лов, полагая, что следователь был не вправе вскрывать бандероль, направил на имя прокурора жалобу о нарушении следователем его прав.

Оцените обоснованность жалобы подозреваемого Дятлова.

Нормативные акты:

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, №197, 25.12.93 (с изменениями на 25.03.2004 // Российская газета, №62, 26.03.2004).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.01 // Российская газета, №249, 22.12.2001 (с изменениями на 28.12.2004 года // Российская газета, №290, 30.12.2004).

Литература:

1. УПК РФ с приложениями. Профессиональный комментарий -Радченко В.И., Кошелева В.П., Михлина А.С. М.,2002.

2. Борико С.В. и др. Обеспечение законности при производстве дознания. Учебное пособие. М.: МВШМ МВД РФ, 1990.

3. Смирнов П.В. Уголовный процесс. Учебно-методические материалы. М.,2000.

4. Якупов Р.Х. Уголовный процесс. Основные положения. Курс лекций. М., 1996.

5. Курс советского уголовного процесса. Общая часть. Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. М.,1989.

Наши рекомендации