В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно классифицировать как

- производственные (посещение объектов разнообразных производств);

- природоведческие (выход на природу, посещение краеведческих музеев и т.д.);

- литературные, исторические (экскурсии по местам жизни поэтов и писателей, в их музеи).

По образовательно-воспитательным целямони могут быть обзорными и тематическими.

По месту и структуре педагогического процесса– вводными или предваряющими, текущими (сопровождающими) или итоговыми (обобщающими).

Любой вид экскурсии не является самоцелью в работе учителя, а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроком, с другими организационными формами обучения.

Рассмотрим дидактические основы, общую методику проведения экскурсии. Эта методика включает в себя несколько этапов:

а) подготовительный период (намечаются место и время проведения экскурсии, четко определяются ее цели, планируются методы работы с учащимися и ее содержание, продумываются технические вопросы проведения, проведение с учащимися инструктажа по технике безопасности во время экскурсии);

б) непосредственное проведение экскурсии (освещение запланированных для изучения на объекте вопросов, ответы на вопросы учащихся, активизация их внимания и мышления и т.д.);

в) подведение итогов экскурсионной работы (обобщение того, что учащиеся узнали в процессе проведения экскурсии, можно проконтролировать и оценить результаты учебной работы школьников, предложить письменные работы в виде отчетов о том, что запомнилось школьникам в процессе проведения экскурсии, сочинений, эссе и т.д.).

В плане проведения экскурсии должны просматриваться следующие этапы учебной работы: вступительная беседа или слово учителя, в которых определяются цели определенной экскурсии; наблюдения, сопровождающиеся рассказом, лекцией, беседой; обобщение учителя; обработка наблюдаемого и изучаемого учащимися учебного материала, подведение итогов, возможно, с оценкой работы школьников.

В плане также находят отражение перечень наблюдаемых объектов, необходимое оборудование, распределение времени по этапам проведения экскурсии, формы учебной работы со школьниками (фронтальная, групповая или коллективная).

Продолжительность экскурсии зависит от ее характера (по времени может занимать от 30 минут – до 2-х часов).

Дополнительные занятия и консультациипроводятся с группой учащихся или индивидуально с одним учеником с целью восполнения пробелов в знаниях; выработки умений и навыков, освоение которых не произошло по какой-то причине на уроке; удовлетворения повышенного интереса школьников к изучению какого-то отдельного вопроса или предмета в целом. На дополнительных занятиях, проходящих обычно вне расписания уроков, учителя практикуют различные виды помощи ученикам – разъяснение отдельных вопросов, прикрепление хорошо успевающих по предмету учеников к тем, кто отстает в усвоении учебного материала, повторное объяснение темы и т.д. Дополнительные занятия для заинтересованных в более глубоком изучении предмета обычно проводятся как свободное обсуждение научных проблем по предмету, рекомендации, где можно прочесть ответы на интересующие вопросы или как найти другие источники более широкой информации по проблеме; как решение задач повышенной трудности и т.д. Сегодня дополнительные занятия с такой целью не являются систематическими, так как желающие знать предмет углубленно работают на факультативах, либо с репетитором.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации, но они проводятся не в системе, организуются по мере необходимости. Различают консультации текущие (по мере усвоения учебного материала), обобщающие (перед экзаменами и зачетами). Последние учитель обязан проводить, невзирая на то, что иногда учащиеся, казалось бы, и не нуждаются в учебной помощи. Функция этих консультаций именно обобщающая, они даются для того, чтобы ученики на обобщенном уровне повторили еще раз тот учебный материал, который подвержен экзаменационно-зачетной форме контроля.

Нередко в школах практикуется выделение специального дня для проведения консультаций, хотя зачастую в этом нет необходимости (в отличие от вуза), поскольку учителя и школьники находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить проведение консультации в удобное для них время.

Необходимость в школе такой формы организации обучения, как домашний учебный труд учащихсяобусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления изученного материала, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы, самообразования, выработки чувства ответственности за учебу, аккуратности, усидчивости и других социально ценных качеств.

Сущность домашней учебной работы школьников состоит в самостоятельном, без помощи учителя, выполнении учебных заданий по повторению и более глубокому усвоению учебного материала, изученного на уроках, по применению усвоенных знаний на практике, совершенствованию учебных умений и навыков.

Таким образом, характеризует данную организационную форму обучения два признака: 1) наличие учебного задания, определенного и объясненного учителем; 2) самостоятельность выполнения данного задания школьником дома (если этих признаков нет, значит, речь идет о чем угодно другом, но не о данной организационной форме обучения во всей ее значимости и необходимости).

Домашняя учебная работа принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства со стороны учителя, хотя по его указаниям, данным в классе. Ученик сам для себя определяет время и продолжительность домашнего учебного труда, выбирает ритм работы. Работая в домашних условиях, он лишен тех средств, которые могли бы сделать работу более увлекательной и, следовательно, менее тяжелой (их как средства активизации познавательной деятельности школьников учитель использует на уроке достаточно часто). Дома нет коллектива, благотворно влияющего на создание трудового настроения, стимулирующего стремление учиться. Все это создает определенные трудности для учащихся, обычно неуспеваемость школьника связана именно с его неумением или нежеланием преодолевать эти трудности. Помочь ему призван опять же учитель, который, зная дидактические основы организации данной формы обучения, учит учиться дома.

В соответствии с дидактическими требованиями к организации домашнего учебного труда школьника педагог должен знать виды домашних заданий, обусловленные дидактическими целями. Различают пропедевтические домашние задания (готовящие учащихся к восприятию нового материала), закрепляющие изученное (устные и письменные задания, требующие повторения и обобщения изученного на уроке), практические (направлены на выработку и закрепление умений и навыков применения усвоенных знаний на практике). Особым видом домашней работы являются задания творческого характера,функциональность которых значительно шире: они направлены не только на решение дидактических задач, но и на развитие креативностиобучающихся (креативность – качество человека, характеризующее его способность к творчеству).

Методика организации домашней учебной работы – одно из слабых мест в работе школы и семьи. Зачастую учитель не выделяет как самостоятельный этап урока задавание работы на дом, не уделяет должного внимания объяснению домашних заданий, перегружает школьников домашней работой либо наоборот, дает незначительную работу, которая не способствует решению дидактических задач.

С этой точки зрения необходимо четко знать временные объемы домашней работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников: 1 класс – до одного часа на выполнение всей домашней работы, 2 класс – до 1,5 часов, 3 – 4 классы – до 2 часов, 5 – 6 классы – до 2,5 часов, 7 – 8 классы – до 3 часов, 9 – 12 классы – до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, целесообразно использовать индивидуальные, групповые домашние задания по принципу «минимум – максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум рассчитаны на учащихся, более способных к изучению того или иного предмета и имеющих к ним интерес и склонности.

Учителю необходимо знать правила выполнения домашних заданий школьниками,донести их до сведения учащихся и их родителей (это можно сделать на классных часах, на специально организованных с этой целью мероприятиях, в виде классного уголка или стенда, стенной газеты «Учись учиться»). Данные правила следующие:

1. Процесс усвоения знаний носит рассредоточенный характер, поэтому домашние задания должны выполняться не в один присест, к ним нужно обращаться несколько раз в течение некоторого времени.

2. Домашние задания нужно выполнять в день их получения, а не откладывать в «долгий ящик» (психологически обосновано, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 12 часов после его восприятия, поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памяти должна проводиться в первый день восприятия материала с последующим повторением накануне очередного урока).

3. Если домашнее задание носит устный и письменный характер (работа над теоретическим материалом и выполнение на этой основе упражнения), то начинать выполнение домашней работы нужно с чтения теоретического материала, с работы над учебником.

4. Большой по объему учебный материал следует расчленять на несколько смысловых частей и каждую изучать отдельно, чтобы впоследствии обобщить и свести воедино (это установка на длительное сохранение в памяти объемных знаний). Если домашняя работа дана в виде практических упражнений, необходимо сначала вспомнить их теоретическое обоснование, данное на уроке, то есть снова обратиться к учебнику.

5. Между подготовкой домашних заданий по разным предметам нужно делать отдых в течение 20 – 15 минут, чтобы психологически переключиться на другой вид работы.

6. В перерывах между домашней учебной работой нельзя подвергать себя эмоциональным перегрузкам, сильным внешним воздействиям (включать громкую и тяжелую музыку, смотреть по телевизору передачи, требующие эмоционального напряжения, спорить и т.д.).

7. Важно, чтобы домашние задания выполнялись приблизительно в одно и то же время, в одном, специально оборудованном для этого месте (оборудование – книжные полки с нужной литературой, хорошее освещение, наличие средств учебной работы – удобного письменного стола, карандашей, ручек, линеек и т.д.).

8. После подготовки заданий по урокам, которые были в данный день, нужно сделать небольшой перерыв и повторить материал к занятиям на следующий день с применением приемов самоконтроля (ответы на вопросы, помещенные в конце изложения темы, воспроизведение того, что не совсем хорошо осмыслено и запомнено и т.д.)

9. Полезно непосредственно перед сном уделить время на беглый пересмотр материала учебника, выполненного упражнения, воспроизвести в памяти выученное наизусть и т.д. Это способствует более прочному усвоению (запоминанию материала), что связано с дальнейшим протеканием во сне внутримолекулярных процессов в нейронах головного мозга.

Правильная методика организации домашней учебной работы школьника как организационной формы обучения предполагает проведение систематического и целесообразного контроля за выполнением домашних заданий со стороны учителя. Речь идет не столько о проверке результата учебно-познавательной домашней деятельности ученика, сколько именно о контроле за самим процессом выполнения работы, который возможен при условии тесного контакта учителя с родителями школьников, педагогической наблюдательности учителя, его умений понимать, насколько прилежен обучающийся при выполнении домашних заданий.

Рассмотрим вспомогательные другие формы организации обучения (факультатив, внеклассная работа по предмету).

Эффективной организационной формой дифференцированного обучения является факультатив.Факультативные занятия были введены в школе в конце 60-х годов прошлого столетия. Свое название они получили от латинского слова «facultatis» – возможный, необязательный, предоставляемый на выбор. Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с обязательным изучением учебных предметов. Их основные задачи – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы.

Факультатив внесен в учебное расписание, но после основных уроков (может проводиться и в вечернее время, но стабильно в определенный день, в определенное время, в определенном месте). Он работает по конкретной учебной программе, которая не должна дублировать программу уроков. На факультативе используются разнообразные методы обучения, однако предпочтение отдается различным видам самостоятельной работы учащихся(составление и чтение докладов, рефератов, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок и т.д.). Широко используются активные методы обучения (дискуссии, диспуты, деловые игры и т.п.).

Методика проведения факультатива значительно отличается от методик проведения уроков, так как количественный состав учащихся на факультативе значительно меньше (от 2-х – до 10 человек). Это позволяет в большей мере индивидуализировать учебную работу, проводить занятия факультатива в диалогическом ключе.

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметки не выставляются в классный журнал и в дневники учащихся (в виде исключения – высокий или высший баллы могут быть поставлены в классный журнал, если ученик провел большую по объему и значительную по результату учебную работу).

Кружковая учебная работа, клубы по предметно-научным интересам, олимпиады по предмету, предметные вечера и т.д. – это единая вспомогательная организационная форма обучения, которая рассматривается в дидактике как внеклассная учебная работа. Она имеет единые цели и дидактические основы с факультативом, но каждый ее подвид проводится по определенной, присущей только ему методике. С методиками организации внеклассной работы по предмету вы познакомитесь в процессе изучения частных методик преподавания и на педагогической практике.

Резюме

В дидактике различают понятия «формы обучения» и «формы организации обучения» как соотнесенные между собой, но не тождественные. Формы обучения (индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная) используются в различных сочетаниях, в зависимости от дидактических задач, стоящих перед учителем и обстоятельств его работы, в организационных формах обучения. Основной такой формой является урок как коллективная организационная форма обучения, вызванная к жизни только в CUI веке как требование общества в массовом образовании.

Формы обучения отражают его внешние очертания по количеству учащихся, организационные формы обучения - еще дополнительно по времени и месту осуществления обучения, его порядку. Формы организации обучения, как и формы обучения диалектически взаимосвязаны с его методами, которые отражают внутреннюю, процессуальную сторону обучения, а форма и содержание (внутренняя сторона предмета, явления, процесса) неразрывны.

Существует многообразие организационных форм обучения, обеспечивающих совершенствование учебно-воспитательного процесса. Знание организационных форм обучения, умелая реализация их в практике школы являются неотъемлемой частью профессионализма учителя.

Наши рекомендации