Мифологические представления в русском необрядовом фольклоре: русская сказка
В своем изложение данной проблемы мы будем опираться на труды выдающегося российского ученого В.Я. Проппа. Так, в работе «Русская сказка» В. Пропп указывает, что только в немецком и русском языках имеется специальное слово для обозначения особого вида народной поэзии[147]. В русском языке слово «сказка» появилось не раньше XVII века, но это не значит, что на Руси не было сказок. Это свидетельствует только о том, что сказки обозначались каким-то другим словом. Вполне возможно, что этим словом было «баснь», чему соответствовал глагол «баять»и существительное «бахарь». А слово «сказка» до XVII века означало нечто достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу. С XVII же века прослеживается еще одно, притом противоречащее приведенному выше значение слова «сказка». В указе царя Алексея Михайловича 1649 г. говорится: «Многие человецы неразумьем веруют в сон, и в встречи, и в полаз, и в птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылые»[148]. Здесь слово «сказка» обозначает уже то, что мы понимаем под этим сейчас.
Можно вывести два признака сказки, вложенные в это слово: 1) сказка признается повествовательным жанром (баять – «сказывать, рассказывать»); 2) сказка считается вымыслом. (В указе Алексея Михайловича — «сказки небылые»).
А.Н. Никифоров дал следующее определение сказки: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»[149]. Это определение не потеряло своего научного значения до сих пор
В данном определении выражены все основные признаки, характеризующие сказку. Сказка, народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим бытование народной сказки отличается от бытования искусственной, или литературной, сказки, которая передается путем письма и чтения и не меняется.
Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак также еще не является решающим, так как имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам: Как уже указывалось, самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.
Сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком – необычность события (фантастического, чудесного или житейского).
Еще один признак, выделенный А. Никифоровым – специальное композиционно-стилистическое построение.
В.Я. Пропп, добавляя к определению А. Никифорова признаки сказки, отмечает, что действительность рассказанного никто не верит.
Часто наблюдается путаница между такими феноменами как сказка и миф. Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка.
Мифы, по мнению В.Я. Проппа, есть те рассказы первобытных народов, которые, может быть, и не выдаются за действительность (это не всегда может быть утверждаемо или отрицаело, так как тип мышления здесь иной: границы между вымыслом и действительностью полностью не осознаются), но которые признаются реальностью высшего порядка; они обладают священным характером. У первобытных народов такие рассказы обладают религиозно-магическим значением. Они могут входить в состав обрядов или сопровождать их. Как обряды, так и мифы имеют целью воздействовать на природу. Рассказы о животных, например, должны вызвать удачу на охоте и ловле, другие — воздействовать на погоду, вылечить от болезней. Они же представляют собой первобытную науку, попытку объяснить мир, происхождение Вселенной или отдельных частей ее - рек, гор, животных. Такие мифы называются этиологическими[150].
Итак, сказка имеет развлекательное значение, а миф сакральное. Миф, в отличие от сказки – священный рассказ, в действительность которого верили. Миф есть рассказ религиозного порядка, а сказка - эстетического.
Былина, в отличие от сказки, рассказывается как реальная история. Она приурочена к определенному месту и временим, имеет стихотворный характер. В легенде сильно выражен религиозный элемент и больше поучительного смысла. Бывальщина не имеет сказочной формы, а рассказывается в простой, разговорной манере. Анекдот имеет только юмористическую цель. Он краток и сжат и рассказывается только к случаю.
Итак, основным признаком сказки является установка на вымысел, а основными функциями сказки могут быть: развлекательная, эстетическая, поучительная, воспитательная.
Можно встреться множество классификаций сказок. Выделяют богатырские, сатирические, анедоктические, кумулятивные, небылицы, легендарные, докучные и др. Е. Росс акцентирует внимание на сказках о животных (примерно 10 % от всех сказок), волшебных сказках (30 % от всех сказок), бытовых сказках (60 % от всех сказок)[151].
Сказка о животных - это совокупность разножанровых фольклорных произведений, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В этих сказках человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки, где лиса крадёт рыбу из воза), либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Вершки о корешки»). Сказки о животных имеют два плана: иносказательное сатирическое повествование и смешанное, занимательное поучение.
Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или не ожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явление психологического порядка, чем вызван их реализм и близость к человеческой жизни, несмотря на полную фантастичность разработки. Так, например, многие сказки построены на коварном совете и неожидан ном для партнера, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь[152].
.Сказки о животных отличаются от басен, где герои также животные. Хотя персонажи-животные присутствуют в обоих жанрах, сказки обычно лишены прозрачных аллегорий и прямых нравоучений.
Волшебные сказки наиболее архаичны, корнями они уходят в мифологическую эпоху. Волшебное начало сказки заключает в себе религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам магических свойств.
Фантастическое начало сказки имеет свои жизненные корни в мечте людей о господстве над природой. Эта мечта является и жизненной основой волшебной сказки. «Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые и оживотворенные носители сказочного действия, все же самым важным и характерным для сказки как жанра является само действие. Для чудесной сказки эти действия определяют собой волшебно-приключенческий характер чудесной сказки как особого повествовательного жанра», - писал Ю. М. Соколов[153].
Как отмечает В.Я. Пропп, «все волшебные сказки однотипны по своему строению»[154]. Можно выделить следующие элементы композиции волшебных сказок:
1. Экспозиция, в которой рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какое-то действие;
2. Завязка, которая состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают какую-то потерю или недостачу;
3. Развитие сюжета, где происходит поиск потерянного или недостающего;
4. Кульминация, где главные герой/героиня сражается с противоборствующей силой и всегда побеждает ее. Эквивалентом сражения может быть разгадывание трудных задач, которые всегда загадываются;
5. Развязка, где происходит преодоление потери, или недостачи. Герой/героиня в конце «воцаряются» или приобретают более высокий социальный статус, чем был в начале;
В.Д. Чернилев указывает, что «сюжет волшебной сказки представляет собой модель коловращения судеб главных героев с обязательным возвращением к идеальному миру»[155].
В.Я. Пропп доказывает, что все волшебные сказки имеют следующую структуру: отъезд героя из дома – первая встреча с чудесным помощником (или приобретение коня, меча, шапки-невидимки, клубка и т.п.) – вторая встреча с чудесным помощником – приключение в пути – встреча с соперником, битва с ним – решение дополнительных задач – получение желаемого (чудесного предмета, царевны и т.п.) –возвращение героя – награда.
ü Проанализируйте любую волшебную русскую народную сказку и докажите/опровергните позицию В.Я. Проппа.
Можно выделить следующие основные персонажи волшебной сказки и сформулировать их основные функции:
Антагонист (вредитель) | Вредительство, бой, преследование |
Даритель | Снабжение волшебным средством |
Помощник | Пространственное перемещение героя, ликвидация беды, спасение от преследования, разрешение трудных задач, трансфигурация героя |
Царевна или ее отец | Задавание трудных задач, клеймение, обличение, узнавание, наказание второго вредителя, свадьба |
Герой | Отправка на поиски (только герой-искатель), реакция на требования дарителя, свадьба |
Отправитель | Отсылает героя (соединительный элемент в сказке) |
Герой ложный | Отправка на поиски, отрицательная реакция на требования дарителя, обманные притязания (например, на Жар-птицу, царевну) |
Выделим следующие законы сказочной поэтики:
ü Сказано – сделано.
ü Сказка знает старость, но не знает старения.
ü Герои передвигаются в пространстве почти беспрепятственно, не зная сопротивления естественной среды.
ü Действие в сказках не имеет логической мотивировки.
Сформулируем стилистические особенности волшебных сказок:
ü Зачин (вступление, присказка) обычно напрямую не связан с содержанием сказки. Он может быть хронологический («Жили-были...») или топографический («В некотором царстве...»).
ü Шаблонные концовки («Я там был, мед-пиво пил...», «Стали жить-поживать...», «Сказка вся - больше врать нельзя..»).
ü Стилистические обороты («Скоро сказка сказывается, да...», «Коли стар человек, будь нам...», «Фу-фу! Русским духом пахнет..»)
ü Нет подробных портретов героев, но в целом положительные герои всегда красивы, а отрицательные имеют какие-либо недостатки внешности.
Следующий разряд сказок - сказки новеллистические, реалистические или бытовые. Характер их совершенно иной, чем характер сказки волшебной. По мнению В.Я. Проппа, все три названия возможны, но ни одно не обладает точностью научного термина и каждое может быть применено лишь условно и с оговорками[156].
Реалистическими сказки могут быть названы потому, что действующие лица в них — не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. Но вместе с тем эти сказки далеки от того, что называется реализмом. Они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные и интересные рассказы. Но это все же не новеллы, а настоящие сказки. Наконец, их можно назвать бытовыми, так как крестьянский дореформенный быт находит в них сравнительно широкое отображение, хотя описание быта никогда не является их целью.
Если в волшебной сказке мы видели некоторую двуплановость, наличие двух миров, то в бытовых сказках мир только один. Это наш мир, в котором мы живем, но при этом в сказках совершенно нет описания обстановки, в которой развивается действие. Обстановка не описывается, а только мыслится или подразумевается, или дается как некоторый фон, на котором действие развивается, и набрасывается очень скупыми штрихами. Но хотя в таких сказках и нет прямых описаний, быт составляет не только фон, но материал, арсенал, которым в художественных целях пользуется бытовая сказка. В силу этого бытовая сказка имеет самую тесную связь с действительностью. Действующие лица всегда принадлежат к определенной социальной категории. Герой бытовых сказок — уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, солдат, батрак, мужик. Его антагонист — барин, помещик, поп, судья, богач[157].
Как и волшебные, бытовые - насквозь оптимистичны. Герой всегда побеждает своих противников. Но характер борьбы здесь иной, как иная и мораль этих сказок. В волшебной сказке всегда побеждает добро. Зло воплощено в образе фантастических существ: змея, Кащея, Яги и т. д. В бытовой же сказке носители зла — земные люди. Зло представлено не Кащеем, змеем, или ведьмой, а теми антагонистами, которых крестьянин видит в своей жизни. В борьбе с ними всякие средства хороши. Противник героя силен социально, но ничтожен по существу. Герой же ничтожен социально, он стоит на низших ступенях социальной лестницы. Он обездолен, беден, угнетен. В изображении его нет никакой идеализации. В его облике как будто нет ничего красивого, подчеркнуто героического. Он самый обыкновенный человек. Но в то же время он воплощение смелости, решительности, находчивости, неугасимой силы духа и воли к борьбе, иногда — необычайной хитрости. Поэтому он всегда побеждает.
Один из основных признаков этих сказок — отсутствие сверхъестественности. В них, как правило, не нарушаются законы природы. В волшебных сказках герой приобретает какое-нибудь волшебное средство и при помощи его достигает своих целей. В так называемых реалистических сказках волшебного средства никогда нет, и это может служить одним из признаков отличия их от волшебных сказок. И, тем не менее, сверхъестественное в этих сказках есть, но оно втянуто в орбиту обычной, будничной жизни и всегда окрашено комически. Так, например, есть сказки, в которых фигурирует черт. Но этот черт совсем не похож на волшебных персонажей фантастической сказки. Это всегда обманутый, одураченный черт, побежденный человеком,
Итак, бытовая сказка сходна с волшебной сказкой по композиции. Но в ней необычность содержания сочетается с реалистическим описанием бытовой обстановки. В сказке этого жанра действует человек-трикстер (англ. Trickster - обманщик, ловкач). Обычно он из демократической среды, борется за справедливость с власть предержащими и добивается этого.
Можно предложить следующую классификацию бытовых сказок по содержанию:
Сказки с социальной тематикой ü О мужике и барине ü О бедном и богатом братьях ü О мужике и попе | Сказки, обличающие человеческие пороки ü О бывалом солдате ü О сварливой/упрямой жене ü О дурне |
Необходимо отметить, что фольклорная сказка стала импульсом к созданию огромного количества литературных сказок, подарив авторам готовые сюжетные схемы, поэтические средства, формулы и т.п.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «сказка»? Чем сказка отличается от мифа, басни и т.п.?
2. Дайте характеристику наиболее распространенным классификациям сказок.
3. Дайте характеристику основным элементам композиции волшебных сказок.
Тексты для чтения
1. Русский фольклор.- М., 1986.
2. Русский фольклор. – М, 2007.
3. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – М., 2003.
4. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 2. – М., 2003.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. – М., 2008.
2. Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008.
3. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М., 2008.
4. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006.
5. Пропп В. Русская сказка. – М., 2008.
6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.
7. Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008.
8. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – М., 1986.
9. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. – М., 2008.
10. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.