К курсовому экзамену по возрастной анатомии, физиологии, гигиене
для специальности: 44.02.01 Дошкольное образование
(3 курс, 6 семестр, заочная форма обучения)
2015/2016 уч.г.
Преподаватель: Г.Г. Зимина
1. Предмет и задачи курса. Содержание анатомии, физиологии и гигиены. Связь этих наук с психолого-педагогическими и медицинскими дисциплинами.
2 Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены для работников образования.
3. Закономерности роста и развития детей и подростков. Понятие «Физическое развитие». Показатели физического развития. Критические и сенситивные периоды развития.
4.Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов развития.
5. Влияние факторов среды на развитие плода.
6.Факторы риска для детей и подростков.
7. Умственная и мышечная деятельность: сходства и различия. Фазы деятельности. Особенности развития работоспособности детей.
8. Роль сна в развитии нервной системы, сновидения, характеристика ребёнка во время сна. Гигиена сна.
9. Защитные силы организма и иммунитет. Становление иммунной системы в онтогенезе.
10. Противоэпидемическая работа в образовательных учреждениях, профилактика инфекционных болезней.
11. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.
12. Регулирующие системы организма. Механизмы осуществления регуляции: нервной, гуморальной и нейрогуморальной. Взаимосвязь регулирующих систем. Понятие о гуморальной регуляции функций.
13. Возрастные и морфофункциональные особенности эндокринных желёз. Их влияние на рост и развитие организма, обмен веществ, процессы жизнедеятельности.
14. Структурно-функциональная характеристика центральной нервной системы ребёнка.
15. Особенности развития коры головного мозга у детей.
16. Характеристика вегетативной нервной системы детей. Механизм формирования тонуса.
17.Понятие «Сенсорная система», учение И. П. Павлова об анализаторах.
18. Значение сенсорной информации для развития ребёнка.
19. Развитие зрительной сенсорной системы в онтогенезе. Гигиена зрения.
20.Развитие слухового анализатора в онтогенезе. Значение слуха в формировании речи. Гигиена слуха.
21. Возрастные особенности формирования вкусового и обонятельного анализаторов.
22. Строение и развитие кожи.
23. Кожный анализатор, значение и строение.
24. Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви детей.
25. Понятие о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретённые формы поведения и их классификация.
26. Рефлекс и рефлекторная дуга. Безусловные и условные рефлексы – сравнительная характеристика.
27. Особенности формирования условно- рефлекторной деятельности детей. Динамический стереотип.
28. Типы В.Н.Д. Общая характеристика типов В.Н.Д. Роль наследственности и среды и воспитания в формировании типов В.Н.Д.
29. Формы торможения условных рефлексов: угасание, дифференцировочное, запаздывание, условный тормоз.
30. Значение опорно-двигательного аппарата. Строение скелета человека.
31.Строение костей. Возрастные особенности развития костной ткани у детей. Типы соединения костей.
32. Рост и развитие скелета, формирование изгибов позвоночника процесс окостенения скелета, изменение отделов скелета с возрастом.
33.Расположение основных скелетных мышц человека. Работа мышц.
34.Возрастные особенности созревания свойств мышечной ткани у детей: возбудимость, сократимость, проводимость.
35.Скелетные мышцы, как орган движения. Основные группы мышц человека.
36. Гигиенические требования к посадке и двигательной активности детей.
37. Профилактика нарушений осанки у детей и подростков.
38. Понятие о внутренней среде организма: кровь. Лимфа, межклеточная жидкость, их значение в поддержании гомеостаза.
39. Возрастные изменения состава крови. Группы крови.
40. Возрастные особенности организации и работы сердца.
41. Возрастные изменения артериального давления.
42. Сосудистая система: артерии, вены, капилляры. Большой и малый круги кровообращения.
43. Лимфа и её значение, особенности лимфатической системы у детей.
44.Строение сердца. Работа сердца.
45. Форменные элементы крови.
46. Тренировка сердечнососудистой системы.
47. Значение дыхания. Процессы дыхания: внешнее, тканевое, внутреннее.
48.Организация дыхательного акта. Частота и глубина дыхания.
49. Строение, расположение и функции органов дыхания.
50. Инфекции дыхательных путей и их профилактика.
51. Значение и строение органов пищеварения.
52. Особенности строения органов пищеварения у детей.
53. Гигиена питания. Гигиенические требования к организации питания детей.
54. Гигиенические требования к воздушно- тепловому режиму
55. Гигиенические требования к оборудованию ОУ
56. Закаливание детей: воздушные, солнечные ванны, водные процедуры
57. Инфекционные заболевания пищеварительной системы, их профилактика.
58. Понятие об обмене веществ в организме человека.
59. Значение белков, жиров и углеводов в процессах роста и развития детей
60. Значение органов выделения. Пути выделения продуктов обмена из организма.
61. Особенности формирования мочевыделительной системы у детей.
62. Особенности организации половой системы человека. Возрастные особенности формирования половой системы человека.