Лечебно-педагогические мероприятия
Знание клинико-педагогических особенностей течения дислалий и дизартрии дает возможность врачу и логопеду лучше определить прогноз данных речевых расстройств, назначить соответствующее лечение и определить характер логопедических занятий.
Так, при дислалиях из медикаментозных средств мы применяли общеукрепляющие, витамины, препараты кальция, бромиды, иногда глютаминовую кислоту и фосфрен.
Логопедическая работа в основном проходила в коррекции дефектных звуков, их автоматизации и дифференциации.
При дизартриях вследствие грубых нарушений со стороны двигательной сферы и артикуляционного аппарата назначались следующие препараты: галантамин 0,25% в инъекциях, витамины Bj и В2 внутримышечно, прозерин, дибазол.
В тех случаях, когда преобладали гиперкинезы, применяли тро-пацин и внутримышечно инъекции атропина. Широко применяли общеукрепляющие: фосфрен, липоцеребрин, препараты кальция. Проводились курсами электропроцедуры, в частности йодионизация по Бургиньону. Ежедневно дети получали массаж общий, артикуляционного аппарата и лечебную физкультуру.
Собственно логопедическая работа складывалась из ряда основных моментов: 1. Развитие общей моторики и особенно артикуляционного аппарата. 2. Борьба со слюнотечением. 3. Выработка правильной воздушной струи. 4. Развитие речевого дыхания. 5. Постановка звуков.
Логопедическая работа велась систематически и сочеталась с психотерапевтическими беседами, с воспитанием и обучением ребенка.
Совместная работа врача и логопеда дала возможность во всех случаях получить положительный результат.
Очерки патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1963. — С. 34—48.
Л. В. Мелехова
С.29-33
Дифференциация дислалий
В логопедической практике неоднократно возникает вопрос о пересмотре общих методических установок в направлении их большей дифференциации применительно к разнообразным видам речевой патологии. Эффективность методического подхода в логопедической работе обеспечивается прежде всего выделением основной клинической картины речевого нарушения, вокруг которой располагаются последующие вторичные наслоения...
Для полного понимания истинной картины речевого состояния ребенка необходимо проследить каждую группу симптомов от момента их появления до максимального развития и учесть их взаимную связь.
Для лучшего уяснения изучаемого вопроса рассмотрим значение термина косноязычие... Термин «косноязычие» очень древний, народный, долгое время он обозначал всякую неправильную речь. Уточнение понятия косноязычие возникает в медицинской литературе в первой половине XIX в., после того как заикание было выделено в самостоятельную группу речевых расстройств. Позднее стали разграничивать органические и функциональные нарушения речи. В 1879г. А. Куссмауль называет косноязычием все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании.
А. Куссмауль различает также косноязычие врожденное и приобретенное. Последнее чаще бывает функциональным вследствие неправильного воспитания и недостаточного упражнения, но может быть и органическим. Органическое косноязычие (Disartria literalis или centralis anarthria literalis), как показывает само название, является одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. Расстройства речи, возникающие в результате пороков развития периферического речевого аппарата, относятся к механическим дислалиям. Выделение Куссмаулем двух видов дислалии — функциональной и механической — и отграничение этих форм от литеральной дизартрии упорядочили представление о видах нарушений фонетической стороны речи.
Косноязычие имеет две формы: физиологическую — возрастное косноязычие, присущее детям в возрасте 2—5 лет, и патологическую, связанную с тем или иным речевым нарушением.
Физиологическое косноязычие рассматривается у таких авторов, как И. А. Сикорский, Н. И. Красногорский, М. Е. Хватцев, Д. Б. Эльконин, Ф. A. Pay. Оно определяется ими как этап нормального речевого развития ребенка.
В период физиологического косноязычия детская речь звучит смягченно в результате излишнего смягчения согласных звуков. Некоторые звуки произносятся неточно или заменяются.
Быстро развивающийся здоровый ребенок в общении с окружающими к трем годам осваивает фразовую речь, а фонетическая сторона речи достигает полного развития к 4—5-летнему возрасту без специального обучения, по подражанию правильной речи людей, окружающих ребенка. Дальнейшее развитие речи, в норме, продолжается в направлении развития грамматических форм, постоянного расширения словарного состава речи и осваивания всего многообразия литературных норм языка.
Наблюдения за косноязычной речью детей, вышедших из возраста физиологического косноязычия, показывают, что некоторые его виды характерны при патологическом развитии речи, например: боковое произношение звуков.., носовое произношение звуков отдельных фонетических групп.., нарушение произношения задненёбных звуков.., озвончения согласных звуков.., межзубное произношение звуков.
Перечисленные виды косноязычия не исправляются без специального обучения. Логопедические занятия в этом случае необходимо начинать с 3—4-летнего возраста, когда речевые стереотипы еще не упрочились, а речевой аппарат наиболее пластичен и податлив.
Из группы физиологического косноязычия в процессе речевого развития ребенка можно выделить патологические формы, которые, по взглядам некоторым современных авторов, определяются как:
1. функциональна дислалия, природа которой определяется как нейродинамическая, выражающаяся в слабости дифференцировочного торможения в речедвигательном и речеслуховом анализаторах;
2. механическая, связанная с врожденными пороками развития периферического аппарата речи или вызванная травматическими повреждениями его;
3. органическая или центральная, выражающаяся в недостаточности отдельных мышечных групп речевого аппарата (языка, мягкого нёба, губ) или в общей слабости деятельности всего периферического речевого аппарата, вызванной поражением тех или иных отделов нервной системы.
При первичном обследовании артикуляции ребенка-дислалика ясно видна разница в первых двух формах дислалии.
Что касается группы речевых расстройств, которые иногда диагносцируюся как органическая, или центральная дислалия, то при анализе таких форм отмечается ряд трудностей. Конечно, в тех случаях, когда психоневрологом при кратком амбулаторном обследовании выявлена выраженная органическая неврологическая симптоматика, то тогда эти формы правомерно относят к дизартриям. Но так бывает далеко не всегда. В практике логопедической работы мы встречаемся с такими детьми-логопатами, у которых врачебное (психоневрологическое) обследование чаще не отмечает симптомов органического поражения нервной системы и им ставится диагноз — дислалия. Когда же логопед начинает систематическую работу с таким ребенком, то в динамике ее открывается ряд особенностей, ускользающих при первом амбулаторном обследовании, а именно: различное положение языка в полости рта в состоянии покоя и ограниченность, неточность и слабость его движений.
Язык бывает неспокойным, напряженным, лежит бугром, постоянно оттягиваясь в глубь рта. Иногда наблюдается западение правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится в одну сторону. У иных наблюдается склонность к сужению языка, который при побуждении к действию сразу становится узким и длинным. Это состояние свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка в одной или обеих его половинах. Часто бывает, что кончик языка слабо выражен, т.е. передний край его не вытягивается (при нормальной подъязычной связке). Ребенок не умеет произвести движение кончиком языка, долго не ощущает его положения во рту, что говорит о паретичном состоянии собственных мышц языка.
В иных случаях, при отсутствии ограничения в движениях языка и губ, часто бывает неточность и слабость движений. Вялость, ограниченность движений обусловливаются гиперкинезами языка, постоянно подвижного, как бы не находящего нужного положения. Особенно это видно при движениях языка вперед, вверх и в стороны. Повторение движений вызывает быстрое утомление, замедляется темп движений, быстро наступает потеря точности движений, иногда наблюдается легкое посинение языка, появляется дрожание.
В дошкольном возрасте дети-дислалики отличаются повышенной возбудимостью или, наоборот, заторможенностью; часто у них имеется легкое отставание в общем развитии. Они менее активны в коллективе, стесняются своего недостатка. Их речь может вызвать насмешки у сверстников и критические замечания у взрослых — это еще более подавляет их и приводит к вторичным изменениям в характере. У таких детей рано может развиться раздражительность, плаксивость, обидчивость. Они сами не могут справиться с плохой речью и, страдая от этого, реагируют непослушанием, агрессивным поведением.
В противоположность обычной функциональной дислалии описанная форма исправляется медленно. Срок логопедических занятий возрастает до нескольких месяцев, а иногда нужно повторить курс логопедических занятий. Анализ подобных случаев заставляет выделить указанную группу как группу осложненных дислалии с различными причинами, которые должны быть точно изучены, так как это имеет большое значение для прогноза и срока логопедических занятий. Указанные формы, по-видимому, могут трактоваться как стертые формы дизартрии, недостаточно точно диагностированные при первичном медицинском обследовании.
Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1967. — С. 77—97.
Ф. Ф. Pay
С. 33-68