Технология проектирования современного урока
в условиях внедрения ФГОС ООШ(с.1)
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг (Ушинский К.Д)(2)
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя, реализующий ФГОС НОО и кто будет реализовать ФГОС ООО (Сл 3)
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном. ( Сл 5-7)
Урок -это система учебно-воспитательной и организационной деятельности преподавателяв единствес учебно-познавательной деятельностью обучаемых,направленная на достижение цели и задач их общего обучения, воспитания и развития в соответствии с заданным государственным стандартом.
Урок—это система взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.
Основные свойства этой системы:
· Целостность (отсутствие любого элемента—преподаватель не пришел на занятия-не позволяет говорить о нем как о системе);
· Совместимость или несовместимость с другими системами( психологическая совместимость преподавателя с классом);
· Адаптация-приспособление к окружающей среде и реакция на нее и ее взаимодействие ( способность человека как элемента социальной системы присполсабливаться к меняющимся социально-экономическим условиям)
· Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, вкоторой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучениисубъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-субъектной ситуации,в которой ученик ограничен как объект подагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».
· Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения
· Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов:
1)Учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»
2)Действие целеполагания («что я должен сделать…».
3)выбор средств и методов
4)планирование решения (« как и в какой последовательности я должен решить задачу»),
5) решение задач и рефлексивно-оценочные действия (« все и правильно ли я сделал,что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели»)
· Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы.
· В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания- общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило-«изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе-«раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»;третье-«соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»).
· В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания- единство анализа синтеза.
· Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей - общего, абстрактного, к нижним- конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ
· Системно-деятельностнный подход и теоретическое решение задач материализуется в моделях, выполняемых в знаковой и буквенных формах. Модели выступают и как метод познания (учебное моделирование), и как продукт познавательной деятельности учащихся.
· Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой:»деятельность—личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности»Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.