Примерная схема наблюдения и анализа урока физики
1. Анализ целей урока
1. Оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся.
2. Определение целей урока в соответствии с его местом в системе уроков.
3. Постановка учебных задач перед классом, целенаправленность его деятельности на уроке.
2. Структура урока и внутренняя взаимосвязь его частей
1. Из каких частей состоит урок?
2. Продолжительность каждой части урока (зафиксировать время).
3. Целесообразна ли последовательность этих частей и распределение их во времени с точки зрения целей данного урока.
4. Соответствует ли структура урока логике и особенностям учебного материала, выносимого на урок.
3. Содержание урока
А) Повторение учебного материала и проверка знаний и умений учащихся
1. Цель и место повторения и проверки знаний и умений учащихся.
2. Содержание повторения и опроса, четкость постановки вопросов.
3. Каким образом учитель выяснял глубину понимания материала, прочность знаний учащихся? Качество ответов учащихся.
4. Какие пособия, приборы использовались при опросе? Целесообразность их применения.
5. Активность класса. Сколько учащихся было опрошено, каким образом учитель привлекал внимание класса к их ответам?
6. Каким образом был подведен итог повторения и проверки знаний?
7. Как проводилась оценка ответов учащихся?
Б) Изучение нового материала
1. Обстоятельность, научная достоверность и доказательность изложения материала учителем, его комментариев и обобщений. Соответствие содержания урока требованиям учебных программ.
2. Систематичность и последовательность изложения, логическая связь с ранее изученным материалом. Как осуществлялась подготовка учащихся к восприятию нового материала?
3. Объединение знаний вокруг ключевых идей, выделение главного объекта прочного усвоения.
4. Полнота и четкость определения понятий, формулировок законов.
5. Включение в содержание темы достижений науки и техники и других явлений современности.
6. Реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, их применение на предприятиях, в быту, в сельском хозяйстве.
7. Эффективность использования материала темы для формирования научного мировоззрения; идейно-политического, нравственного, эстетического воспитания.
8. Осуществление межпредметных связей.
9. Правильно ли отобран учебный материал и его объем и соответствует ли его отбор целям и задачам урока? Доступность материала (по форме и содержанию) для усвоения учащимися данной возрастной группы.
10. Роль и место демонстрационного эксперимента на уроке:
а) достигло ли проведение демонстрации намеченной цели;
б) какое воздействие оказала демонстрация на учащихся; эмоциональность опытов;
в) как проводилось с учащимися обсуждение опыта, какова была активность учащихся;
г) связь опыта с изучаемым материалом;
д) техника проведения демонстрации: видимость, расстановка приборов, выразительность, кратковременность опытов, надежность установки.
11. Использовались ли при изучении нового материала обобщенные планы, а при решении задач – алгоритмы.
4. Методика проведения урока
1. Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения, интересные моменты и неудачи в работе учителя.
2. Развитие познавательной активности учащихся, создание проблемно-поисковых ситуаций. Организация самостоятельных работ, работа с учебником, справочниками. Наличие элементов исследовательской деятельности, привитие учащимся интереса к учению, специфических и общеучебных умений и навыков.
3. Воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы учащихся на уроке.
4. Определить, была ли мотивирована деятельность учащихся на каждом этапе и каким образом.
5. Методика и эффективность использования на уроке наглядности, ТСО.
6. Приемы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой работы школьников на уроке.
7. Закрепление нового материала. Какой материал отобран для закрепления, чем руководствовался учитель при его отборе? Что показали ответы учащихся?
8. Содержание, дозировка домашнего задания и пояснения к нему. Индивидуализация и дифференциация домашнего задания. Соответствие домашнего задания степени усвоения учебного материала на уроке. Указание учителем способов самоконтроля и тех требований, которые будут предъявлены при проверке домашнего задания. Своевременность сообщения задания.
9. Организация урока:
а) подготовка учащихся к уроку;
б) организационная четкость, рациональное распределение и использование учебного времени;
в) ознакомление учащихся с темой, планом и конкретными задачами урока; подведение итогов урока;
г) поведение учащихся на уроке, их прилежание и заинтересованность;
д) формы организации деятельности учащихся (коллективная и индивидуальная работа, устная и письменная работа);
е) виды, формы, способы и средства контроля за деятельностью учащихся.
5.Соблюдение учителем санитарно-гигиенических, психологических и этических требований к уроку
1. Обстановка в классе: чистота, освещенность, проветрено ли помещение и т. д.
2. Собранность и внимательность учителя на уроке, его самообладание, уверенность, стиль и тон работы.
3. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость учителя. Быстрота ориентации в вопросах и ответах учащихся.
4. Соблюдение учителем педагогического такта, норм педагогической этики, использование доски, аккуратность учителя.
5. Речь учителя (культура, образность, эмоциональность, дикция, темп).
6. Морально-психологический климат на уроке.
Общая оценка урока.
1. Общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействию общему развитию учащихся. Достижение целей урока.
2. Владение учителем фактическим материалом. Методическое мастерство. Руководящая роль учителя.
3. Краткая характеристика основных достоинств и недостатков урока.
4. Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
5. Предложения по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков.
ПРИМЕЧАНИЕ. При анализе урока следует двойной лист бумаги разделить на 5 различных по площади частей в соответствии с названием пяти пунктов схемы анализа урока и по ходу урока записывать замечания в каждую из этих частей.