Учебно-исследовательские задания
ТЕМА 3: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА (2 часа).
Основные понятия:педагогическая профессия, педагог, учитель, педагогическая специальность, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиограмма учителя, педагогические способности и умения, профессиональная компетентность, профессионально-педагогическая направленность, профессиональная позиция педагога, педагогическое общение, стили педагогического общения, педагогическое взаимодействие, педагогический профессионализм.
Требования к компетентности
• Знать и понимать специфику и сущность педагогической деятельности.
• Уметь характеризовать особенности профессии педагога.
• Уметь обосновывать роль и значение педагогической профессии в истории развития человечества.
• Познакомиться с профессиональными функциями педагога, профессионально значимыми способностями и умениями.
• Знать и понимать сущность педагогического общения и его стилей, педагогического взаимодействия.
• Знать и уметь обосновывать необходимость профессионального развития и самовоспитания педагога.
Основные вопросы:
1. Возникновение и становление педагогической профессии.
2. Педагогическая профессия, ее специфика, сущность, содержание.
3. Особенности педагогической профессии.
4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
5. Педагогическая направленность, профессиональная пригодность, педагогическая компетентность, профессионально-педагогическая направленность личности педагога.
6. Социальные и профессиональные функции педагога.
Проблемные вопросы
1) Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?
2) Определите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», «учитель», «профессионально-педагогическая культура», «педагогическое мастерство», «педагогическое новаторство», «педагогический профессионализм».
3) В чем состоят особенности педагогической профессии?
4) Определите составляющие компоненты профессиограммы педагога.
5) Охарактеризуйте этапы становления педагогического профессионализма.
6) Можно ли совместить массовость и уникальность профессии – в идеале и в жизни?
7) Что приоритетно для каждого человека как педагога – качества личностные или профессиональные?
8) Каждый ли человек может стать учителем? Если да, что для этого требуется?
9) Чем отличается профессиональная пригодность от профессиональной готовности?
10) Какими личностными характеристиками должен обладать педагог?
11) Зачем педагогу нужны навыки творческой деятельности?
12) Что означает авторитет педагога? От каких факторов он зависит?
13) Как вы понимаете престиж педагога? В чем его сходство и различие с авторитетом?
14) Для чего необходимо непрерывное образование педагога? Как оно организуется?
Учебно-исследовательские задания
1. Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.
2.Взять интервью у учителя школы (преподавателя вуза) о плюсах и минусах педагогической профессии.
3.Известный античный миф рассказывает о скульпторе, изваявшем статую прекрасной Галатеи и оживившем ее силой своей любви. Отношение к статуе как к живой женщине сделало чудо. Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона». Он формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Спроецируйте эту закономерность на педагогическую деятельность.
4.Установите соответствие между стилями педагогического общения и их характеристиками:
А) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью | 1) Предполагает соблюдение дистанции в отношениях, основанной на различии социальных позиций педагога и воспитанника |
Б) Общение на основе дружеского расположения | 2) Строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, предполагает их беспрекословное подчинение, вызывает у них чувство страха |
В) Общение-дистанция | 3) Основано на устойчиво-положительном отношении к детям, предполагает сотрудничество и сотворчество |
Г) Общение-устрашение | 4) Основывается на стремлении понравиться, установить контакт, завоевать авторитет. Является следствием отсутствия опыта профессиональной деятельности |
Д) Общение-заигрывание | 5) Проявляется в искреннем интересе к личности ученика, открытости контактов, в стремлении понять мотивы поведения ребенка |
5. Ознакомьтесь с 20 важнейшими качествами учителя конца прошлого века и проранжируйте их по степени значимости от самого значимого до менее значимого: организованность, дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность, вежливость, доброта, скромность, справедливость, требовательность, знание предмета, умение излагать материал, умение организовать работу, мастерство обучения, чуткость, доброжелательность, нравственная чистота, доверие к учащимся, образцовое поведение, авторитет учителя, непримиримость к несправедливости. Свой выбор обоснуйте.
6.Работа с афоризмами (в микрогруппах на занятии).
Афоризм –это краткое выразительное изречение, законченная мысль, выраженная сжато и емко.
– Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить (А. Дистервег).
– Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, значит, ты воспитатель (Ш. Летурно).
– Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства (М. Эбнер-Эшенбах).
– Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем (Конфуций).
– Большинству из нас больше запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат (Э. Севрус).
– Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя (Леонардо да Винчи).
– Многому я научился у своих наставников, еще больше у своих товарищей, но более всего – у своих учеников (Талмуд).
– Школа – это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы (Р. Ингерсолл).
– Тот знает достаточно, кто знает, как научиться (Г. Адамс).
– Сначала Бог создал идиотов – просто для практики. Потом Он создал школьных наставников (М. Твен).
– Учить себя самого – благородное дело, но еще благороднее – учить других; кстати, последнее куда легче (М. Твен).
– Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь (В. Ключевский).
А). Обсудите в группе предложенные высказывания известных мыслителей прошлого.
Б). Выберите 3 наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.
В). Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны, и прокомментируйте их.
Г). Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
Д) Придумайте собственный афоризм на педагогическую тему.
Литература:
1. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009.
2.Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – Гл. 5.
3. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. 1, 2, 4, 6.
4. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов / нД., 2002. – Гл. 3.
5. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Мн.: Аверсэв., 2003. – Раздел III.
6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С. 90-114.
7.Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 171-188; С. 231-261.
8.Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – Гл. 1-4.
9.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 517-530.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ 3:
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА»
Информация к размышлению
1.В последней четверти XX века некоторые психологи стали высказывать мнение о том, что люди в прошлом были общительнее, чем в настоящее время. Приведите аргументы «за» и «против» этой точки зрения.
2.Какие стили педагогического общения и руководства были свойственны учителям школы, которую вы закончили? Какое влияние это оказало на вас и ваших одноклассников?
3. Как показывает анализ педагогической практики, молодые педагоги часто избирают стиль общение-заигрывание в качестве основного стиля общения с учащимися. Почему так происходит?
4.Известному педагогу-новатору Е.Н. Ильину принадлежат следующие размышления: «В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, посредством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить, и найти контакт с самыми неразговорчивыми, капризными… Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две запятые, другого обниму за плечи или поправлю воротник пиджака… Наперед знаю: никто из ребят не воспротивится. Понимают: это помощь не только моральная, но и энергетическая» (По: Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – С. 87-88).
Почему современные учителя нечасто используют прикосновение рук как одно из невербальных средств общения? Какие еще невербальные средства общения могут быть в арсенале педагогических средств? В каких педагогических ситуациях они особенно эффективны?
5.Проанализируйте и оцените ситуации из школьной жизни с позиции реализации учителем функций педагогического общения:
■ Учитель в начале урока обращается к детям: «Кто не выполнил домашнее задание, признавайтесь сразу!».
■ На вопрос учащихся «Почему это надо делать?» учитель отвечает: «Надо, потому что я так сказала».
■ Учитель, протягивая коробку конфет, обращается к детям: «У меня сегодня в семье праздник, не окажите ли мне честь, не примите ли мое угощение?»
■ Дети, увлеченные разговором, зашли в класс и не заметили учителя, а потому и не поздоровались с ним. Учитель произнес: «Какие вы невоспитанные!»
Это интересно
1. В экспериментальных исследованиях были установлены различия в структуре общения учителей разного уровня педагогической деятельности (понимания учащихся). Так в структуре общения учителей высокого уровня педагогической деятельности на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у учителей низкого уровня – дисциплинирующего. Кроме того, среднее количество вербальных воздействий за одно занятие у учителя высокого уровня деятельности равно 17, а у учителей низкого уровня – 69. Таким образом, при высоком уровне педагогической деятельности воздействий производится меньше, но сами по себе они эффективнее. Остается только удивляться, каким образом педагоги с низким уровнем педагогической деятельности умудряются за 45 минут урока осуществить 69 вербальных воздействий на учащихся. Видимо, в ходе урока то и дело звучат многочисленные указания, замечания и т.п.
Система вербальных воздействий учителей разного уровня отличается не только количественно, но и качественно. Учителя высокого уровня педагогической деятельности чаще всего используют такие формы словесного воздействия (в порядке значимости), как инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Учителя низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование, так как педагоги больше дисциплинируют, чем организуют учеников.
Зарубежные исследования, посвященные анализу структуры вербального взаимодействия учителя с учащимися, показывают, что приблизительно две трети общего вербального взаимодействия на занятии приходится на речь учителя. Иначе говоря, преподаватель говорит на уроке в два раза больше, чем его ученики. Эта тенденция подтверждается также данными отечественных исследований: среднее значение отношения продолжительности речи учителя к продолжительности речи учащихся больше 4. (По:Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – С. 152-153).
2.Важным коммуникативным умением педагога является умение слушать. Оно является необходимым условием сотрудничества с воспитанниками. К сожалению, в школе есть немало учителей, которые плохо слушают или порой вовсе не слушают учеников.
Приемы слушания выработаны практикой общения. Часть из них представлена в книге английского психолога И. Атватера «Я Вас слушаю» (1988). Он, например, советует: «Повернуться лицом к говорящему, установить с ним зрительный контакт, не перебивать без надобности, быть внимательным, искренне заинтересованным в мыслях, чувствах собеседника, в нем самом как личности, поддерживать, одобрять говорящего, обращаться за уточнениями».
3. Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. Диалог – это не просто вопрос-ответ, он предполагает выявление отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия. В диалоге педагог управляет общением. Для того чтобы диалог между педагогом и воспитанниками возник, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Если вы задаете вопрос, то подождите, пока ваш собеседник ответит на него.
2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.
3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.
4. Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все «коммуникативное пространство».
5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажите, что я неправ» и т.п. (По: Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – С. 90).