Итоговый контроль знаний. Решение ситуационныззадач
1. Время проведения возбуждения от предсердий к желудочкам возросло в 1,5 раза. Какие изменения на ЭКГ обнаруживаются при этом? Как называется это явление?
2. Какие изменения следует ожидать на ЭКГ и в каком отведении, если левая граница сердца определяется в 5 межреберье, на 3 см латеральнее среднеключичной линии?
3. Амплитуда зубца R у взрослого человека на ЭКГ самая большая в I отведении, а зубца S в III. Что это значит?
4. Амплитуда зубца R на ЭКГ самая большая в III отведении, а зубца S в I отведении. О чем говорит такая электрокардиограмма?
5. Длительность интервала PQ на ЭКГ равна 0,4 сек. Ваше заключение?
6. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца увеличился на 10 мв. Как изменится при этом частота генерации автоматических импульсов?
7. Мебранный потенциал пейсмекерной клетки сердца снизился на 20 мв. Как это
повлияет на частоту генерации автоматических импульсов и почему?
8. У больного наблюдается внеочеред-ное сокращение сердца, после которого идет компенсаторная пауза длительностью около 0,7 сек. В какой части сердечной мышцы находится патологический очаг, который является причиной наблюдаемой экстра систолы?
9. На ЭКГ отмечено раздвоение зубца R. О чем это говорит?
10. Яд, содержащийся в некоторых видах грибов, резко укорачивает абсолютный рефрактерный период сердца. Может ли отравление этими грибами привести к смерти? Почему?
11. Венозный приток увеличился на 10 мл. Как изменится в этом случае ударный объем сердца? Почему?
12. Как изменится частота сокращений сердца собаки, если лишить его экстракардиальной иннервации?
13. В сонной артерии собаки искусственно повышается давление до 180 мм рт.ст. Как изменится при этом работа сердца животного и почему?
14. У животного перерезаны блуждающие и симпатические нервы, идущие к сердцу. Венозный приток крови увеличился в 1,5 раза. Изменится ли в этих условиях работа сердца и почему?
15. Давление в сонной артерии собаки упало на 15 мм рт.ст. Какие изменения в сердечной деятельности при этом следует ожидать и почему?
16. Человек почувствовал неожиданный укол иглой. Изменится ли при этом частота сердцебиений и почему?
17. Как и почему меняется частота сердцебиений при введении атропина
18. Как изменится частота сердцебиений, если произвести новокаиновую блокаду обоих блуждающих нервов на шее? Почему?
19. Из раны на шее животного выступает конец вагуса. Можно ли определить, центральный это конец, или периферический?
20. Если приток крови в предсердия существенно возрастает, и в них повышается давление, то происходит рефлекторное повышение образования мочи. В чем физиологический смысл этой реакции?
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Попытайтесь кратко письменно ответить на следующие вопросы:
1. Как записывается усиленное отведение AVR?
2. Какие отведения называются биполярными?
3. Может ли ткань сердца отвечать на раздражение в фазе абсолютной рефрактерности?
4. Что называется экстрасистолой?
5. Что отражает интервал PQ?
6. Что называют полным блоком?
7. Какова продолжительность абсолютной рефрактерности?
8. Какое отведение называется третьим стандартным?
9. Каково происхождение зубца R?
10. Будут ли возбуждаться желудочки при полном блоке?
11. С какой частотой могут возникать импульсы в пучке Гиса?
12. Чем объясняется неодновременность сокращения предсердий и желудочков?
13. Что отражает зубец Т ЭКГ?
14. Отвечает ли сердечная мышца внеочередным сокращениям на дополнительное раздражение, нанесенное в период систолы?
15. Обладают ли способность к автоматии клетки рабочего миокарда?
16. Какие отведения называют униполярными или однополюсными?
17. Чему в норме равен вольтаж зубца R ЭКГ во втором стандартном отведении?
18. Назовите уровни регуляции сердечной деятельности.
19. Из каких клеток состоит внутрисердечная рефлекторная дуга?
20. Какие медиаторы передают возбуждение на мышцу сердца с блуждающего нерва и симпатических волокон?
21. Где расположены рецепторы, информация от которых идет в симпатический сердечный центр?
22. Какие факторы обуславливают тонус сердечных центров?
23. Что понимают под гомеометрической регуляцией сердечной деятельности?
24. Как меняется деятельность сердца при мышечной работе (физической нагрузке)?
25. Как влияет норадреналин на проницаемость мембран для ионов Са?
26. Как меняется деятельность сердца при повышении содержания К в крови?
27. Как называется снижение проведения возбуждения по сердцу при раздражении блуждающего нерва.
28. Какая рефлексогенная зона раздражается при рефлексе Гольца?
29. Какие медиаторы передают возбуждение на мышцу сердца с блуждающего нерва и симпатических волокон?
30. Назовите уровни регуляции сердечной деятельности.
31. Каким образом объясняется учащение ритма сердца при болевых раздражениях и мышечной работе?
32. С какими рецепторами миокарда взаимодействуют катехоламины, вызывая учащение ритма, увеличение силы сердечных сокращений?
33. Какие эффекты на сердце наблюдается при раздражении периферического отрезка симпатического нерва?
34. Где находятся тела первых нейронов парасимпатических нервов, иннервирующих сердце?
1. Тема занятия 14: «Гемодинамика, микроциркуляция»
2. Форма организации учебного процесса - практическое занятие.
3. Актуальность: Кровообращение является процессом, необходимым для нормальной деятельности всех систем организма, в первую очередь - центральной нервной системы. По существу, все функции крови осуществляются за счет кровообращения. Знание этого раздела является чрезвычайно важным для следующего изучения вопросов нарушения и коррекции микроциркуляции на теоретических и клинических кафедрах. Законы гемодинамики необходимы для последующего изучения некоторых методов исследования и терапии в клинике. Артериальное давление является важной константой организма. Изменение артериального давления является следствием разнообразных причин, поэтому умение измерить артериальное давление и интерпретировать полученные результаты необходимый навык врача любой специальности.
4. Цели обучения:
Общая цель: научится определять и оценивать основные параметры кровообращения и артериального давления
Учебная цель. Студент должен знать: анатомические пути движения крови по сосудам и через сердце взрослого человека; морфофункциональные особенности сосудистого русла обеспечивающей их функции; основные законы гидродинамики и их применение для оценки гемодинамики. Уметь: оценивать и интерпретировать показатели сопротивления сосудов, объемной и линейной скорости кровотока; измерять АД у человека аускультативным и пальпаторным методами, оценивать его параметры, анализировать факторы, его определяющие.
Психолого-педагогическая цель: привить студентам такие качества врача, как гуманность, милосердие, ответственность, добросовестность, духовность, нравственности, соблюдение правил биомедицинской этики и деонтологии.
План изучения темы