Дополнительное образование детей и молодежи

Кодекс Республики Беларусь об образовании обозначил важность и значение дополнительного образования детей и молодежи как системы, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей и молодежи, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию (ст. 228 Кодекса Республики Беларусь об образовании). В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования[3] при организации дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях общего среднего образования необходимо руководствоваться Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи[4].

Дополнительное образование детей и молодежи предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. В республиканских учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, Республиканский центр туризма и краеведения, Республиканский эколого-биологический центр, Республиканский центр технического творчества учащихся) создан банк типовых программ дополнительного образования детей и молодежи, программ объединений по интересам соответствующих профилей. Перечень образовательных программ объединений по интересам, рекомендуемый педагогам дополнительного образования детей и молодежи, размещен в Приложении 5 к данному инструктивно-методическому письму.

В соответствии со статьей 233 Кодекса Республики Беларусь об образовании образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях образования осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Наполняемость объединения по интересам первого года обучения составляет от 12 до 15 учащихся, второго и последующих годов обучения — не менее 8 учащихся. При обучении лиц в возрасте от двух до шести лет наполняемость объединения по интересам составляет от 8 до 10 учащихся. Учредитель учреждения образования может устанавливать меньшую наполняемость объединения по интересам, группы. В случаях, предусмотренных учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, объединение по интересам, группа может делиться на подгруппы.

Анализ запросов учащихся старшего возраста показывает, что востребованы такие объединения, в которых можно освоить спортивный танец, роликовые коньки, скейтбординг, технику видеосъемки, компьютерные технологии и многие другие. Необходимо искать такие варианты удовлетворения запросов обучающихся, которые помогут им конструктивно реализовывать свои потенциальные возможности и потребности в творческом развитии.

Дополнительное образование детей и молодежи выполняет еще одну важную задачу – расширяет социокультурное пространство школы. Решению этой задачи будет способствовать множество эффективных форм и методов, которые используются в театральной и музейной педагогике. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного образования – руководители различных объединений по интересам, так и их учащиеся – юные музыканты, художники, экологи, техники, туристы и спортсмены.

Сближению основного и дополнительного образования способствует сотрудничество на основе договора или соглашения учреждения общего среднего образования с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. Благодаря творческим и деловым контактам данных учреждений можно улучшить содержание и качество организации шестого школьного дня, уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей и молодежи в интересах личности учащихся. В 2012/2013 учебном году республиканскими учреждениями дополнительного образования детей и молодежи будет проводиться ряд мероприятий, которые предоставляют возможность включения учащихся в художественную, спортивную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Рекомендуем при организации воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования использовать методические рекомендации ”Деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году“, которые содержат основные направления работы и перечень республиканских мероприятий, проводимых республиканскими учреждениями дополнительного образования детей и молодежи.

Наши рекомендации