Административная реформа Екатерины II и показательная модель общественного призрения в Москве
Фундамент для будущих позитивных перемен в деле организации светского призрения в России заложит екатерининская административная реформа 1775 г. Монаршее «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» установило административное деление державы и правила управления ею. Именно тогда создается Приказ общественного призрения, в ведение которого попадает народное просвещение, медицинская помощь, а также заведения общественного призрения (богадельни, сумасшедшие дома, приюты и пр.). Деятельную благотворительность Екатерина II вменила должностным лицам в обязанность.
Из «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775)
«Часть I. Глава XVIII. О должности земского исправника или капитана.
<...> 252. Земский капитан должен иметь особое попечение о прокормлении нищих и убогих в уезде и стараться, чтоб всякий приход, помещик или селение своих нищих и убогих и по телесным недугам работать не могущих, прокормил и оных отнюдь не допускал до такой крайности, чтоб от голода и холода принуждены были по миру шататься, и стыдным и позорным образом докучать людям под окошками или на улицах и дорогах прошением милостыни. Если же под видом нищих набредут из других уездов праздношатающиеся люди, то таковых, изловя, высылать вон из уезда; если же беглые и беспаспортные, то отсылать куда принадлежат, а пока не отошлются (если работать могут), заставить чинить дороги и мосты вместо обывателей, кои им за то дадут дневную нужную пищу... Глава XIX. О городничем и его должности.
<...> 275. Городничий о прокормлении нищих и убогих в городе особливое попечение иметь долженствует и т. д. (см. выше).
Глава XXV. О Приказе общественного призрения и его должности.
380. Приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании: народных школ,
установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания,
установление и надзирание госпиталей и больниц для излечения больных,
установление и надзирание богаделен для мужскаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, установление и надзирание особого дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют,
установление и надзирание дома для сумасшедших,
установление и надзирание работных домов для обоего пола, установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей.
391. <...> Смирительный дом устанавливается ради таких людей обоего пола, которые непотребного и невоздержного жития, яко: сыновья или дочери, кои родителям своим непослушны, или пребывают злого жития, или ни к чему доброму не склонны;
люди, которые впадут в непотребное житие, начнут расточать имение, долги накоплять вдвое против имения, дом разорять и чинить непотребности, противные чести;
люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явно поведение, добронравию и благочестию противное;
рабы непотребные, которых никто в службу не принимает; рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают или проматывают; люди, которые не хотят трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные;
непотребного, неистового и соблазнительного жития женского пола.
<...> В смирительный же дом <...> принимают на время или навсегда вышеописанных людей, обществу стыд и зазор наносящих, как по повелению (губернскаго) наместническаго правления, или по приговору прочих судов, или же по прошению в Приказе общественного призрения отцов, или матерей, или по прошению трех родственников (сим представить свидетельство, для чего), или по требованию помещика или хозяина, с прописанием причины, для которой ссылают человека в смирительный дом...
389. <...> Держать сумасшедших по состоянию сумасшествия, или каждого особо запертым, или же в таком месте, где от него ни опасности, ни вреда учиниться не может, и приложить старание об их излечении. Сумасшедших неимущих принимают безденежно, а имущих имение принимают в дом не иначе, как за годовую плату на содержание, присмотр и на приставников...».
В 1775 г. самодержица решает «на примере Москвы создать универсальную показательную модель системы общественного призрения для других губерний России». Дело в том, что преобразования мало затронули патриархальный быт древней столицы, продолжавшей хранить традиции и обычаи седой старины. Невзирая на петровские указы, в московских домах по-прежнему привечали «странных» людей, Первопрестольная являла собой «огромный странноприимный дом». Придворный сатирический журнал екатерининской эпохи «Всякая всячина» насмехался над характерной московской причудой. Один из его номеров украсила карикатура, изображавшая молодого щеголя-племянника, лишенного возможности подойти к тетке-старухе. Все пространство гостиной занимали старинные, вышедшие из моды вещи и чудные гости: «слепая между двумя карлицами, странница да дура». По мнению авторов журнала, присутствие в дворянском доме конца XVIII столетия калек и убогих являло собой, наравне с дедовскими ларчиками и коваными сундуками, анахронизм, нелепый и неуместный.
Насмешливый карикатурист достаточно точно отразил умонастроение соотечественников — горожан европейской ориентации. Калеки (люди с физическими и умственными недостатками) неинтересны образованному человеку, приглашать их в дом, как в старину, неприлично. Сатира 90-х гг. XVIII столетия, живописующая нелепость внутренних покоев имения московской старухи, полувеком раньше выглядела бы документальной зарисовкой быта императрицы Анны Иоанновны. Казалось, еще вчера даже самодержцы не чурались общения с калеками и убогими, но по прошествии чуть более сорока лет люди «просвещения», «цивилизации» могли считать подобное поведение некультурным, хотя, вполне вероятно, таили в душе русское нищелюбие и сострадание к убогим.
Екатерина II желала истребить в москвичах любовное почитание дедовских обычаев, тягу к «преданьям старины глубокой», мечтала вселить в Москву европейский дух, а потому сознательно избрала патриархальную столицу ареной для экспериментов в сфере общественного призрения. В 1763 г. здесь создается государственная Медицинская коллегия, положившая начало кардинальным преобразованиям в лечебном деле. Усилиями первого президента коллегии, европейски образованного А. И. Черкасова организуется подготовка российских врачебных кадров, закладывается фундамент народного здравоохранения.
Тогда же в Москве открывается Павловская больница (1763) и медицинский факультет при университете. При факультете предполагалось «учредить клинический, хирургический и повивальный институты», но из-за финансовых трудностей их открытие пришлось отложить. Правда, и желающих изучать медицину первоначально нашлось немного: «В 1769 г. медицинский факультет вынужден был отменить студенческий диспут на том основании, что «в нем всего один студент и дискутировать ему не с кем».
В 1776 г. открывается вторая больница для лечения лиц всех сословий — Екатерининская (на 150 коек), при ней богадельня (на 100 мест) и отделение для душевнобольных. В 1771 г. город пережил нашествие моровой язвы (чумы), половина жителей вымерла, тадоначальник бежал, началась паника, перешедшая в народный бунт. Руководство обезумевшим городом взял на себя отставной генерал П. Д. Еропкин, учредивший санитарные участки, карантинные зоны и тем самым спасший Москву от вымирания.
Общая беда в ситуации политического безвластия способствовала возникновению частной деятельной благотворительности, более того, в Москве появились очаги общественной благотворительности — прежде всего это Преображенская и Рогожская старообрядческие богадельни.
Возникшая из-за чумы паника оказалась столь сильной, что горожане разбегались из столицы, разнося заразу за ее пределы. Северная столица отгородилась от Первопрестольной карантинными заставами, помогая исключительно советами, например городскому купечеству предлагалось организовать на собственные средства карантины и чумные кладбища. На царский призыв откликнулся один из духовных лидеров московского старообрядчества федосеевского согласия, богатый купец старообрядец Илья Алексеевич Ковылин. Он арендовал землю в районе села Черкизово и построил на ней больницу с приютом. Тогда же старообрядцы-поповцы организовали богадельню, приют, дом умалишенных и кладбище за Рогожской заставой.
Веротерпимость императрицы-немки, требовавшей, «чтобы каждый поступал по предписанным государственным узаконениям», и трагическое положение горожан в дни эпидемии привели к тому, что ярые оппоненты официальной церкви, давние враги самодержца — старообрядцы — выполнили правительственный заказ на деятельное милосердие. В результате раскольники неожиданно получили высочайшее разрешение на создание в Москве собственных религиозных центров. Свершилось то, о чем за всю предшествующую историю борьбы властей со старообрядчеством невозможно было и помыслить. Вот на какие политические уступки оказалась способна идти императрица, дабы переложить финансовое бремя государственного призрения на чужие плечи!
Екатерина II во благо российского народа строила систему государственного закрытого призрения по западному образцу с большим увлечением, но с весьма скромными бюджетными затратами, алкала благотворительных деяний купечества и дворянства, но не всякую филантропию поощряла. Так, не поддержала самодержица филантропические устремления масонов, которые в тяжелейшие времена голода (1787) помогали страдающим людям хлебом и деньгами, причем делали это не в силу традиционного русского нищелюбия, а стремясь насадить столь любезную монаршему сердцу благотворительность европейского толка.
Сенатор И. В. Лопухин, архитектор В. И. Баженов, князь Н. Н. Трубецкой, другие члены масонского кружка «на свое иждивение воспитывали бедных молодых людей, учили их в школах и университетах». Близкий друг и единомышленник основателя общества Н. И. Новикова Г. М. Походяшин, человек весьма зажиточный, имевший 60 тысяч годового дохода, истратил на благотворительность все свое состояние и умер в нищете. Вот, казалось бы, столь желаемые монархом примеры, на которых возможно воспитывать общество, формировать в нем европейское отношение к неимущим, увечным и больным. Увы, самодержец не терпит ничьих инициатив, довольствуясь собственными прихотями и замыслами. Филантропический порыв масонов одобрен императрицей не был, более того, понимался ею как вызов, как попытка покуситься на верховное милосердие, умалить исключительную монаршую заботу о несчастных подданных.
В очередной раз отечественная история преподала урок: в России отношение к инвалидам может меняться исключительно волею первых лиц империи. «Просвещенная деспотия» видит необходимость в филантропии, но вершиться той надлежит в официально заданных рамках, исключительно в установленных формах, строго регламентированно и, главное, с известными правительству целями. Государственная благотворительность не имеет ничего общего с традицией милости и милостыни, не случайно филантропические акции сочетались с продолжением наступления на нищенство. Список ранее изданных карательных указов Екатерина II пополнила дюжиной собственных. Выходившие почти ежегодно постановления во многом повторяли друг друга, но по-прежнему оказывали малое влияние на происходящее. Почвенная Русь не меняла свои привычки:
Бредут слепцы Калужскою дорогой, —
Калужской — песенной — привычной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
М. И. Цветаева. «Стихи о Москве», 1916
Жесткими и последовательными законодательными мерами обрусевшая, но лишенная российского нищелюбия ученица Вольтера, атеистка Екатерина II стремилась широкую и привычную для Руси «дорогу смиренных странников» полностью закрыть.
В 1775 г. московский обер-полицмейстер Н. П. Архаров получает от государыни строжайший регламент действия московской полиции по отношению к разным категориям лиц, живущих подаянием. Указ разделил «скитающихся по миру и просящих милостыню в здешнем городе» на четыре категории: зазорных младенцев и сирот; увечных и больных; немощных стариков; «молодых ленивцев». Для размещения (социальной изоляции) лиц каждой категории Москву обязали иметь соответствующие типы заведений, к ранее устроенным богадельням добавлялись больницы и работные дома. Закон закрепил размеры суточных затрат на содержание подопечных: в богадельне четыре копейки в день, в работных домах «кормовых денег по три копейки в сутки». Вводилось в модельную структуру и заведение нового типа — смирительный дом, куда полагалось помещать на принудительные работы наряду с преступниками «молодых ленивцев».
Первый смирительный дом открылся в Москве в 1785 г., столетием позже, в 1870 г., его переименуют в Московскую городскую исправительную тюрьму. Согласно своему пониманию целей и задач системы призрения правительство поручило ее попечение обер-полицмейстеру. В 1787 г. в Москве учреждается Екатерининская богадельня — комплекс, объединивший сиротский приют, богадельню, дома для инвалидов, престарелых, неизлечимо больных, умалишенных, а также смирительный дом с фабрикой.
Несмотря на то что монаршие инициативы не соответствовали ни идеалам православного благочестия, ни тогдашней практике протестантской негосударственной филантропии, усилиями Екатерины II и ее сподвижников в Москве удалось создать «показательную» систему заведений общественного призрения. Образцовый (модельный) комплекс включал:
· сиротское учреждение (Воспитательный дом, 1764 г.);
· детские приюты;
· две больницы (Павловская, 1763 г.; Екатерининская, 1776 г.);
· психиатрическое отделение (1776);
· женские и мужские работные дома (1775);
· инвалидный дом для неимущих отставных младших офицеров (1777);
· смирительный дом (1785).
К концу XVIII столетия древняя столица наравне с протестантскими странами обрела все типы известных там благотворительных заведений. Стартовав на полтора столетия позже Западной Европы, Российская империя — в границах Москвы — вышла на передовые позиции за четверть века.
Все изменения в сфере светской благотворительности происходили исключительно с благословения, если не по прямому повелению государыни. Екатерина II последовательно насаждала опыт благотворительности протестантской Европы на подвластных ей землях. Принятие «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775), казалось бы, передало инициативу в сфере народного образования, деятельной благотворительности
на места, однако обеспечить призрение убогих на местах мешали и пассивность губернских чиновников, и отсутствие гражданских прав и свобод большинства населения, и чужеродность предлагаемых моделей традиции, и, конечно, отсутствие средств. О подобных «мелочах» правительство постоянно забывало. Любопытна реакция Сената на простодушный вопрос одного из генерал-губер- наторов об источниках финансирования официальной благотворительности. Из центра наместник получил указ «Именной, данный Рижскому и Ревельскому генерал-губернатору графу Броуну «Об отдаче собираемых в Ревельской губернии при платеже пошлин по одной и по две копейки с пошлинного рубля в распоряжение тамошнего Приказа общественного призрения для заведения школ и богаделен» (1784). Копеечной в прямом смысле слова субсидии оказалось недостаточно на масштабные дела призрения, а потому педантичный дворянин решился повторно побеспокоить Сенат. Смелый наместник дополнительных субсидий не сыскал, но получил разъяснения. Указ «Именной, данный Рижскому и Ревельскому генерал-губернатору графу Броуну «Об устроении богаделен, больниц, смирительных и рабочих домов в Рижской губернии и об управлении на сие суммы, собранной в таможнях Рижской губернии с отвозных товаров по одной, а с привозных по две копейки с пошлинного рубля» (1785).
Денег на благотворительность в казне перманентно не отыскивалось, тогда как на пополнение кунсткамеры всегда хватало! Из инструкции сотскому, пункт 22: «О монстрах и о курьезных птицах и зверях. <...> Если где сотни вашей в селениях родится мужеска или женска полу, или от лошадей и рогатого и прочего мелкого скота и от зверей и от птиц каковые монстры или уроды наподобие чудовищ, о таковых с обстоятельством рапортовать в Канцелярию, и те монстры или уроды приносить, а не утаивать, коим за принос как за живых, так и за мертвых платимы будут из казны деньги».
Добрые замыслы властей в сфере благотворительности, не подкрепленные общественной поддержкой, не могли быть действенными, как только «человеколюбивое новшество» переставало занимать государя, оно тотчас угасало. В подтверждение сказанного еще раз вернемся к истории Воспитательного дома. Первоначально императрица щедро одарила И. И. Бецкого за проявленное усердие и поручила ему руководство всеми образовательными учреждениями, Сенат удостоил подвижника золотой медалью «За любовь к Отечеству» (1778). Со временем популярность старого сановника начинает раздражать самодержицу, она восклицает в сердцах: «Бецкой присвояет себя к славе государской». Вскоре самодержица отдаляет бывшего любимца и перестает интересоваться судьбой их общего проекта.
Создавая в прямом и переносном смысле образцовый Воспитательный дом, заказчик (полновластная императрица) и исполнитель (европейски образованный филантроп), безусловно, по-разному пог нимали его предназначение. Допускаем, И. И. Бецкой рассчитывал, что монарх, как это нередко случалось на Западе, оценит эффективность модельного учреждения и, руководствуясь государственными интересами, поручит правительству повсеместно насаждать его копии. Просвещенное же общество, созревшее для перемен, охотно поддержит инициативу короны. Ради достижения гуманной цели власть, филантропы, ученые, медики, учителя, родители и прогрессивная часть общества объединятся. В отличие от И. И. Бецкого «аккуратная в ведении финансовых дел» императрица мечтала, что придуманная ею модель столь сильно очарует подданных, что они без участия казенных средств примутся ее копировать. Дальнейшие события показали несостоятельность и одних и других надежд. Искусственная модель без государственной финансовой поддержки в провинции не прижилась. Да и в действующих домах многие замыслы остались нереализованными. «Скопление большого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспитателей, прием детей часто больных и даже умирающих — все это повлекло за собой ужасающую смертность питомцев». В московском Воспитательном доме она превышала 70%, а в 1767 г. увеличилась до 98,5%. Решение о передаче младенцев в крестьянские семьи на вскармливание позволило снизить их смертность до 62% (1768), но свидетельствовало об отступлении от первоначальной идеи, об утопичности проекта.
Подлинное развитие светской благотворительности в обществе, терпевшем крепостничество, оказалось невозможным. От человека, пекущегося о разведении крепостных как
о размножении домашней скотины, не следовало ждать европейского понимания естественного права, желания поддерживать государственную филантропию, заниматься деятельной благотворительностью или задумываться о необходимости обучения глухих и слепых детей. Приведем в качестве иллюстрации рассуждения представителя созданного не без участия императрицы Вольного экономического общества (1765), предполагавшего одним из направлений своей деятельности филантропию. По свидетельству С. А. Князькова, упомянутый член первой в России общественной научной организации, т. е. человек образованный, рассуждал так: «Девок 18-ти лет в супружество отдавать; добрые экономы от скотины и птиц стараются племя разводить, а человек, просвещение разумеющий, паче должен
о размножении рода человеческого, при помощи Божией, печность [попечение] приложить». Если так думал просвещенный дворянин, стоило ли ждать деятельной поддержки Приказов общественного призрения от других сословий?!
Императрица не сомневалась, «русский народ есть народ европейский; то, что придавало ему черты неевропейского народа, было временное и случайное, а то, что надобно было принять в расчет как существенное, было европейское и требовало для своего утверждения и развития помощи европейской науки». Следуя своему убеждению о случайности неевропейских черт в русском народе и предпринимая инициативы реформаторского толка, Екатерина Великая верила в успех начинаний и в сфере образования, и в сфере государственного призрения. Увы, ее надежды не вполне оправдывались. Заимствованные образовательные концепции и государственно-общественные модели богоугодных заведений, с энтузиазмом внедряемые императрицей, не получали массовой поддержки. Нищелюбивый бесправный народ («почва») не проявлял интереса к государственной (закрытой) системе призрения. Дворянство, европейски образованные люди («цивилизация») пребывали в явном меньшинстве, они нищелюбия стыдились, государственные же решения принимали в силу сословной принадлежности и служебного положения. Многие смысл высочайших инициатив улавливали смутно и поддерживали их по необходимости. Немногочисленная группа петербуржских деятельных благотворителей в значительной мере состояла из обрусевших иностранцев, напомним, только немцы составляли «в XVIII в. десятую часть населения Невской столицы». Из русских филантропия прежде всего привлекла аристократов из числа обучавшихся либо подолгу бывавших за границей и, конечно, чиновников и купцов, заботящихся о карьере и взыскующих монаршей милости.
Российских калек и убогих нельзя признать особо угнетенной социальной группой, в национальном сознании они никогда не воспринимались людьми второсортными, не отторгались как опасные «чужие». Тогда почему XVIII век не оставил нам отечественных примеров индивидуального обучения глухих, к тому времени обретших массовый характер во многих странах Европы?
На Западе подобные попытки, как мы знаем, стимулировались нормами гражданского права. Королевский суд считал глухонемого мертвым, однако глухой, выучившийся говорить и писать, тотчас обретал правовой статус, позволявший претендовать на наследство. Другим не менее сильным стимулом педагогических экспериментов выступало желание сурдопедагогов-клириков вернуть глухого в лоно Церкви. Образно говоря, обучение глухонемого можно признать способом его защиты от агрессии окружающего мира. Однако среди нищелюбивого и терпимого к калеке населения глухой не подвергался гонениям по причине глухонемоты, следовательно, учить его речи и грамоте не имело резона. Как мы знаем, терпимо-сострадательное отношение исламского мира к нищим, сумасшедшим и калекам вкупе с отличными от европейских правилами передачи наследства вплоть до XX в. делали специальную школу ненужной Арабскому Востоку. По тем же причинам не нуждалась в ней и православная Русь.
Динамично меняющееся правовое положение инвалидов, все учащающиеся попытки индивидуального обучения глухих — эти и другие феномены западной жизни, характерные для завершающей фазы второго периода эволюции отношения государства и общества к интересующим нас людям, в России конца XVIII столетия отсутствуют. И это несмотря на то, что ранее ущемленные в праве на образование социальные группы и сословия в Екатерининскую эпоху «просвещенного деспотизма» получили к нему доступ:
· открываются гарнизонные школы для обучения солдатских детей;
· быстро растет число духовных школ, семинарий для обучения детей духовенства всех рангов;
· организуется женское образование;
· создаются воспитательные дома для обучения сирот и детей из бедных семей;
· открываются школы для иноверцев;
· прекращается преследование раскольников, веротерпимость провозглашается как государственная политика.
Итак, сторонница «просвещенного абсолютизма», пекшаяся о скорейшей цивилизации России, удивительно энергичная и работоспособная Екатерина II на русские обычаи не оглядывалась. Лютеранка, перешедшая в православие, прагматичная и не нищелюбивая императрица попыталась создать в стране европейскую систему закрытого государственного призрения, вменив социальную опеку калек и убогих в обязанность чиновничеству. За долгие годы правления самодержица подписала около четырнадцати с половиной тысяч актов, манифестов, постановлений, уложений, указов и грамот, многие из которых легли в основу будущего российского законодательства в сфере социальной политики. Усилиями Екатерины Великой в обеих столицах удалось создать модельные структуры государственной благотворительности, по Губерниям учредить Приказы общественного призрения, которые управляли местными образовательными, лечебными и благотворительными заведениями. Стартовав на полтора столетия позже Западной Европы, Российская империя с ее образцовопоказательной системой благотворительных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга всего через четверть века вышла на передовые позиции, правда, исключительно в границах этих двух городов. Обеспечить призрение убогих на громадных территориях Российской империи еще только предстояло, но фундамент будущих перемен в деле светского призрения Екатерине Великой заложить удалось.