Технология «портфолио» как форма оценивания
Индивидуальных достижений
В начале XXI века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок.
По мнению ведущих российских педагогов, одним из существенных недостатков традиционной системы оценивания является ее неполнота, ограниченность, а также несориентированность оценочного акта на психофизиологические возможности учащихся.
Следует учитывать, что учащиеся с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, рассматривают отметку даже как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.
Проблема оценки актуальна и сейчас. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности, всесторонности и т.д. Преподаватели по-разному смотрят на само значение отметки — балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе нравственные, качества учащихся, но они не могут быть выражены числами, так как не могут быть объективно измерены. И поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Можно выделить две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении философии отметки:
· усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения;
· перестройка процесса обучения и соответственно оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (возможно на основе формирования ключевых компетенций).
Можно выделить следующие новые подходы к решению проблемы отметки:
· оценка рассматривается как конечный результат обучения;
· выявляется соответствие результатов обучения стандартам образования;
· устанавливается уровень компетентности обучаемых;
· ориентация системы оценки на продукт учебной деятельности, а не на процесс учения, что соответствует традиционной системе оценок учебной деятельности учащегося;
Одним из ориентиров качественного обновления оценки, не претендуя на окончательное решение этой проблемы, является технология «портфолио», или папка личных достижений учащегося. В последнее время в зарубежных странах портфолио является одной из альтернативных форм оценок, отвечающих требованиям ее нового видения. Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности конкретного учащегося.
Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы такие понятия, как «министерский портфель», «портфель инвестиций». Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде. Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании — удобство хранения.
Основной смысл портфрлио — показать все, на что ты способен. Педагогическая философия портфолио предполагает:
·смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
·интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности учащегося;
· перенос акцента с оценки на самооценку обучающихся.
Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Именно цели являются свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по конкретному предмету, разделу, теме. Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса, желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта портфолио включал три обязательных элемента:
· сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и кратного описания данного документа;
· содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;
· самоанализ владельца портфолио и его взгляд в собственное будущее.
Кроме серьезных достоинств портфолио как формы представления индивидуальных достижений учащихся существует и принципиальный недостаток — сложность оценки документов и материалов, которые включаются в состав портфолио.
Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума соответствующих элементов портфолио. Сколько документов и материалов должно быть (или может быть) представлено в портфолио учащегося, чтобы он получил максимально возможный балл? Какие это могут быть документы?
Во-вторых, могут быть сложности с распределением «веса» оценкимежду различными элементами портфолио. Какие документы оценивается более высоким баллом и почему? Кто решает этот вопрос об оценке того или иного документа? Что делать владельцу портфолио, если он не согласен с такой оценкой своих личных учебных достижений?
Основными критериями портфолио в зарубежной школе являются:
· развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
· сформированность умения решать задачи;
· сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
· развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументированно излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
· сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).
Отсюда возникает вопрос о разработке и использовании индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений, или портфолио.
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Остановимся на некоторых из них.
В.версии Министерства образования РФ под «портфолио» понимается совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений. То есть эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности.
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения. Портфолио относится к разряду аутентичных (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) инивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания полученных учащимся результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого учащегося к процессу и результатам обучения. Портфолио — это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио — систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых. Портфолио — рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
Несмотря на различные подходы к определению дефиниции, можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и. является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
■ постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
■ поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
■ развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
■ формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Использование портфолио в качестве накопительной оценки дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением классической 5-балльной отметки.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного учащегося.