Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей

Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения – совсем не редкая при- чина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает общее, но не очень четкое определение – «нарушение пове- дения». когда речь идет о нарушениях письма и чтения, то чаще всего дается такая характеристика: «ошибки по невнимательности»,

«невнимательное чтение».

Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители «непоседливых», «невнимательных», «непослушных» детей, – «не хочет» или «не может» ребенок вести себя так, как тре- буют взрослые? именно от ответа на этот вопрос чаще всего зависит отношение к ребенку, к его «выходкам» и проблемам. к сожалению, больше 70% родителей и 80% педагогов считают, что ребенок дол- жен «быть послушным», должен «уметь себя вести», должен быть внимательным, старательным и т.п. Причем «послушание» (которое понимается как беспрекословное подчинение требованиям взрослых)

– самое важное в поведении ребенка. Тихий, малоактивный, сидящий часами со своими игрушками ребенок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то что у него может быть немало проблем, а вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания – утомителен, нередко раздражает взрослых и вызывает беспокойство. Особенно сложно этим детям в коллективе, при четко организованном режиме, в системе достаточно жестких тре- бований. как правило, это так называемые «несадовские» дети, так как редко какой воспитатель готов буквально держать за руку целый день неугомонного малыша, никого не оставляющего в покое и ни минуты не сидящего спокойно. Почти непреодолимые трудности возникают, когда такой ребенок начинает заниматься в группе по подготовке к школе, в дошкольной гимназии или учиться в школе.

Денису 6 лет 4 месяца. Два месяца назад его привели в подготови- тельную группу дошкольной гимназии. Педагог и психолог, проводившие собеседование, не могли не обратить внимание на то, что их вопросы не очень интересуют ребенка, зато он сам подробно рассказывает о том, что он знает (автомобили, их марки, отличия, преимущества и т.п.). Он рас- спрашивает обо всем, перескакивая с одного на другое (ответ не важен), ни секунды не сидит на месте, старается осмотреть и потрогать все, что вокруг, в том числе очки психолога, лежащие на столе: «Это твои?». – «Да, положи, пожалуйста, их на место», «А мне интересно через них посмо- треть», – сказал Денис, надевая очки. Уже через минуту он оставил очки и стал, задавая массу вопросов, разглядывать рисунки детей, висевшие на стене.

Денис знал буквы, уже неплохо читал, считал, но его с трудом удалось уговорить продемонстрировать свои умения. Мама и бабушка, которые привели его, считали такое поведение «баловством». Ребенок фактически жил с бабушкой, но его воспитанием занимались няни. «Хорошую няню,

– жаловалась мама, – найти невозможно. Два-три месяца – и уходят, не знают, как обращаться с детьми. А с некоторыми Денис даже отказывался оставаться».

По словам мамы, «Денис очень любит детей, но они его обижают, он сердится, злится, иногда дерется, но учиться очень хочет и обещал, что бу- дет себя хорошо вести». Но все обещания оказались трудновыполнимыми. На занятиях он постоянно переключался с одного вида деятельности на другой (хотя, как заметила учительница, «схватывал все на лету»), вертел- ся, вставал, ходил по классу, мог взять у другого ребенка книгу, карандаш, задавал педагогу вопросы, не относящиеся ни к заданию, ни к занятию,

«минут через 5–7 просто не мог работать – приходилось садиться рядом, чтобы хоть как-то его угомонить».

Самой большой проблемой было письмо (детей учили писать только печатные буквы). Оказалось, что Денис «не любит рисовать», ручку и ка- рандаш держит в кулаке, зажимая тремя пальцами. Движения скованны, рука очень напряжена, а линии неровные. Первые несколько букв даже в своем имени Денис писал старательно, выводя каждую линию, но все имя

«красиво» не получалось, и он мог все перечеркнуть, просто отказаться от работы («не хочу») или искать предлог заняться чем-то другим.

В перерывах между занятиями «носился, как угорелый, всех задер- гал». Через два месяца Дениса попросили забрать, так как учительница испробовала, казалось, все меры: «и по-хорошему, и по-плохому». Она и терпела его «выходки», и делала замечания, наказывала, стыдила, жа- ловалась родителям. Родители, в свою очередь, тоже принимали меры: лишили прогулок и не разрешали смотреть «видик», не покупали новых игрушечных автомобилей, требовали, чтобы выполнял дома все задания, которые не сделал в классе. Занятия превращались в крик, слезы и новые наказания. Денис обещал исправиться, но на следующий день все начина-

лось сначала. Испробовав, по их мнению, всё, взрослые решили наказать Дениса «молчанием»: с ним перестали разговаривать, и на второй день он сбежал из дома. По счастью, его быстро нашли, так как сбежал он к одной из своих бывших нянь.

Попробуем проана лизировать очень похожие ситуации у невнимательного, непо седливого дошкольника и школьника- первоклассника.

Федор пришел в школу с мамой и папой первого сентября. Родители были вместе с сыном в зарубежной командировке, и знакомство учительницы с новым учеником состоялось на первом уроке. Короткий рассказ мамы: «Всё умеет: и читать, и писать, и считать, но не любит, ленится. Очень живой ребе- нок, активный, непоседливый и обидчивый», – насторожил: такие ученики бывают в каждом классе, и работать с ними нелегко. Федя был рослым, и его посадили за четвертую парту, однако уже через урок пришлось пере- садить его за первую, поближе к педагогу, так как он мешал другим детям, пытался с ними поговорить, разными способами привлекал их внимание. Ребенок требовал постоянного внимания, иначе и сам не работал, и отвлекал тех, кто сидел рядом.

Прошло 3 месяца. Дни, похожие один на другой, превращались в «хро- ническую борьбу» с рассеянностью, нежеланием внимательно работать, доводить работу до конца, правильно выполнять задания, плохим поведе- нием на уроках физкультуры и на переменах (постоянные конфликты со сверстниками, даже драки). После перемены долго не мог успокоиться: волосы взъерошены, глаза блестят от возбуждения. Замечания учительни- цы – «Федя, не крутись», «Федя, помолчи», «Федя, не мешай» – мальчик словно не слышал. Классные задания выполнял частями (где-то только начало, где-то нет конца). Буквы большие, похожи на каракули, много исправлений и ошибок (пропусков, недописываний). Читает быстро, но часто пытается угадать слово, поэтому нередко додумывает содержание. Сложно с математикой – приходится несколько раз объяснять условие задачи (если читает сам – «все непонятно»).

Нельзя сказать, что учительница была очень терпелива. Федя не просто мешал ей спокойно работать в классе, но раздражал своей небрежностью, неаккуратностью, постоянным «забыл», «не знал». Чем больше она сер- дилась, тем несноснее, по ее мнению, становился ученик – у него резко менялось настроение, он мог швырнуть книгу, разорвать тетрадь, оттолкнуть и учительницу. Дома, по рассказам мамы, «борьба продолжалась», однако все попытки заставить ребенка не крутиться, аккуратно писать, взять себя в руки и т.п. не имели успеха. Все начиналось с увещеваний и уговоров, но заканчивалось криком или ремнем. Заключения родителей и учительницы

почти полностью совпали: «неуправляемый ребенок, все делает назло, с ним невозможно работать».

Действительно, и в первом, и во втором случае ситуация не простая, но достаточно типичная для довольно большой группы детей, поведе- ние которых характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. Этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья – «синдром дефицита внимания с гиперак- тивностью» (СДВГ). Это значит, что

Ребенок Не Не хОчеТ, а Не МОжеТ изменить свое поведение по желанию взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребенку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Что такое гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)? Синдром дефицита внимания в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если очень хочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специ- альная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВГ, пожалуй, самая распространенная форма нарушения поведения. Детей с СДВГ около 15–20%, причем этот диагноз в 3–5 раз чаще встреча- ется у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ. исследователи рассматривают различные причины его возникновения, считая, что, скорее всего, это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов (патологии беремен- ности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния экологии и т.п.). затруднена и диагностика СДВГ. как правило, для этой цели используются специальные опросники для родителей, однако они не всегда дают объективную информацию. В последние годы для диагностики СДВГ используются специальные методы изучения функционирования мозга детей. Для того чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребенка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, мы даем классическое описание этих симптомов.

СиМПТОМы НеВНиМаТеЛьНОСТи:

ª недостаточно внимателен к деталям;

ª с трудом удерживает внимание;

ª как бы не слушает говорящего;

ª не может довести дело до конца;

ª с трудом организует свою деятельность;

ª избегает выполнения задания;

ª теряет предметы;

ª отвлекается на внешние раздражители; ª

все забывает.

СиМПТОМы гиПеРакТиВНОСТи:

ª дрыгает руками или ногами, крутится;

ª не может усидеть на месте, когда это требуется;

ª чрезмерно разговорчив;

ª носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

ª с трудом может тихо играть;

ª всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

СиМПТОМы иМПУЛьСиВНОСТи:

ª выпаливает ответы;

ª чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

ª прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

Это те симптомы, которые должны привлечь внимание родите- лей. Важно, что диагноз СДВГ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка по- стоянно, по крайней мере, в течение полугода. Следует понимать, что изменения в поведении иногда бывают у каждого ребенка: например, после болезни может отмечаться нарушение внима- ния, сильное функциональное напряжение может заканчиваться эмоциональным взрывом, неожиданной неадекватной реакцией, которая принимается взрослыми за импульсивность. утомление на начальных этапах, как правило, связано с двигательным бес- покойством, неусидчивостью и т.п., однако всё это временные проявления нарушения поведения. у детей с СДВГ эти проявления постоянны.

Только врач может поставить диагноз «синдром дефицита вни- мания с гиперактивностью». Он же может выделить форму этого расстройства – сочетание гиперактивности и нарушения внимания, преобладание гиперактивности и импульсивности или преобладание нарушения внимания.

Основные симптомы СДВг — нарушение внимания, гиперак-

Тивность, импульсивность.

у старших дошкольников – детей 5–6 лет – еще недостаточно хорошо развито произвольное внимание (внимание на определенном объекте, предмете, задании в соответствии с инструкцией), но по мере взросления от 1-го к 4-му классу произвольное внимание становится более устойчивым. ребенок быстрее и активнее настраивается на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе выполнения. у детей с СДВГ нарушения не очень значимы в дошкольном возрас- те, пока дети систематически не занимаются, но с началом занятий в школе нарушения внимания сразу же проявляются.

Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания наруша- ют этот процесс. ребенок «схватывает» и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро. Поэтому почерк гиперактивных детей неустойчив, они не могут на- писать «каллиграфически правильно» даже одну букву.

Очень характерно для этих детей (вследствие быстрого истоще-

ния) резкое ухудшение почерка в процессе выполнения заданий.

«Смотрите, – показывает мне тетрадь мама такого ребенка, – первое предложение написано нормально, второе – хуже, а последнее уже и прочитать невозможно».

Не менее сложен для гиперактивных детей процесс обучения чтению. им трудно сосредоточиться, поэтому они «теряют слова»,

«теряют строку», а быстрое истощение может настолько «разрушить»

внимание, что чтение становится просто невозможным. Важно отме-

тить: чем больше ребенок нервничает, боится ошибок, плохих оценок, тем хуже результат. Страх неудачи еще больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.

В том случае, когда гиперактивность сочетается с любой, даже не- значительной несформированностью любой познавательной функции, формирование навыков письма и чтения затрудняется еще больше (это видно в приведенных примерах). Нетрудно представить себе, как нарушается процесс формирования письма и чтения у таких детей, если учитель постоянно торопит и показывает свое нетерпение и не- довольство, если родители ругают «непоседу» за все неудачи. В этих случаях неизбежны не только комплексные проблемы обучения, но и нарушения психического здоровья.

как показывают наши примеры, дети с СДВГ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Однако во время любимых за- нятий и игр, с которыми им удается успешно справляться, они удержи- вают внимание и занимаются любимым делом достаточно длительное время. именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может же, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, но и потому, что деятельность по силам позволяет почувствовать успех, удовольствие. Подобная «избирательность» внимания поддерживается мотивацией и удовольствием, которое ребенок получает от этой деятельности. удо- вольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывают на нее стимулирующее влияние. хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносят удовлетворения и не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

Наряду с трудностями внимания детям с СДВГ свойственна от- влекаемость: они отвлекаются на любые, даже не имеющие прямого отношения раздражители. звук телевизора, кошка, которая прыгнула на колени, пришедший с работы папа – и любые задания тут же за- бываются. То же самое происходит и на уроке. Отвлекает всё – за- мечания учителя, действия соседа, скрип мела, ветер за окном и т.п. именно поэтому гиперактивные дети плохо выполняют контрольные задания, диктанты.

импульсивность наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении учебных заданий. На занятиях им трудно ждать внимания учи- теля, разрешения высказаться – они перебивают других, невпо- пад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца. Они тянут руку, желая, чтобы их спросили, не дослушав вопрос и часто не зная правильного ответа. из-за импульсивности они склонны к травматизации, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами также характерны для детей с СДВГ. Они более разговорчивы, чем другие, более склонны к социальным взаимодействиям. Между тем они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся, считая, что с ними не хотят дружить, играть, водиться. По- ведение таких детей непредсказуемо, и общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности. В наших примерах и у Дениса, и у Федора есть проблемы в общении со сверстниками, несмотря на то что они хотят общаться, легко идут на контакт.

Важно отметить, что большинство детей с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации деятельности.

Наблюдения показывают, что эти дети довольно быстро выключаются из процесса выполнения задания.

Наши рекомендации